Учреждения религиозные

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО

ПРЕТОРЫ

КОНСУЛЫ

СЕНАТ

КЛАССЫ НАСЕЛЕНИЯ

Население Римс­ко­го го­су­дарст­ва глав­ным об­ра­зом сос­то­яло из трех клас­сов:

1) знат­ных граж­дан (no­be­las);

2) нез­нат­ных граж­дан (по­доз­ри­тельная лич­ность) и

3) ра­бов.

Знатные граж­да­не име­ли мас­су круп­ных пре­иму­ществ пе­ред ос­тальны­ми граж­да­на­ми. Во-пер­вых, они име­ли пра­во пла­тить на­ло­ги. Глав­ное же пре­иму­щест­во зак­лю­ча­лось в пра­ве выс­тав­лять у се­бя до­ма вос­ко­вые изоб­ра­же­ния пред­ков. Кро­ме то­го, они име­ли пра­во уст­ра­ивать за свой счет на­род­ные тор­жест­ва и празд­нест­ва.

Незнатным граж­да­нам жи­лось пло­хо. Они не име­ли пра­ва пла­тить ни­ка­ких на­ло­гов, не име­ли пра­ва слу­жить в сол­да­тах и уны­ло бо­га­те­ли, за­ни­ма­ясь тор­гов­лей и про­мыш­лен­ностью.

Рабы мир­но об­ра­ба­ты­ва­ли по­ля и уст­ра­ива­ли вос­ста­ния.

Кроме то­го, бы­ли в Ри­ме еще се­на­то­ры и всад­ни­ки. От­ли­ча­лись они друг от дру­га тем, что се­на­то­ры си­де­ли в се­на­те, а всад­ни­ки — на ло­ша­дях.

Сенатом на­зы­ва­ли то мес­то, где за­се­да­ли се­на­то­ры и царс­кие ло­ша­ди.

Консулы долж­ны бы­ли иметь бо­лее со­ро­ка лет от ро­ду. Это бы­ло глав­ное их ка­чест­во. Кон­су­лов всю­ду соп­ро­вож­да­ла сви­та из две­над­ца­ти че­ло­век с роз­га­ми в ру­ках на пред­мет край­ней не­об­хо­ди­мос­ти, ес­ли кон­сул за­хо­чет ко­го-ни­будь по­сечь вда­ли от ле­сис­той мест­нос­ти.

Преторы рас­по­ря­жа­лись роз­го­вым до­вольстви­ем только на шесть пер­сон.

Великолепное уст­рой­ст­во римс­ко­го вой­ска не­ма­ло спо­собст­во­ва­ло во­ен­ным по­бе­дам.

Главную часть ле­ги­онов сос­тав­ля­ли так на­зы­ва­емые прин­ци­пы — опыт­ные ве­те­ра­ны. По­это­му римс­кие сол­да­ты с пер­вых ша­гов убеж­да­лись, как вред­но пос­ту­паться сво­ими прин­ци­па­ми.

Легионы во­об­ще сос­то­яли из храб­рых во­инов, ко­то­рые при­хо­ди­ли в за­ме­ша­тельство только при ви­де вра­га.

Между римс­ки­ми уч­реж­де­ни­ями пер­вое мес­то за­ни­ма­ли уч­реж­де­ния ре­ли­ги­оз­ные.

Главный жрец на­зы­вал­ся пон­ти­фекс мак­си­мус, что не ме­ша­ло ему по­рою на­ду­вать свою паст­ву раз­ны­ми фо­ку­са­ми, ос­но­ван­ны­ми на лов­кос­ти и про­ворст­ве рук.

Затем сле­до­ва­ли жре­цы-авгу­ры, ко­то­рые от­ли­ча­лись тем, что, встре­ча­ясь, не мог­ли друг на дру­га смот­реть без улыб­ки. Ви­дя их раз­ве­се­лые фи­зи­оно­мии, и ос­тальные жре­цы фыр­ка­ли се­бе в ру­кав. При­хо­жа­не, кое-что рас­ку­сив­шие в гре­чес­ких штуч­ках, по­ми­ра­ли со сме­ху, гля­дя на всю эту ком­па­нию.

Сам пон­ти­фекс мак­си­мус, взгля­нув на ко­го-ни­будь из сво­их под­чи­нен­ных, только бес­сильно ма­хал ру­кой и тряс­ся от дряб­ло­го стар­чес­ко­го сме­ха.

Тут же под­хи­хи­ки­ва­ли и вес­тал­ки.

Само со­бою ра­зу­ме­ет­ся, что от это­го веч­но­го го­го­та­ния римс­кая ре­ли­гия быст­ро ос­лаб­ла и приш­ла в упа­док. Ни­ка­кие нер­вы не мог­ли вы­дер­жать та­кой ще­кот­ки.

Весталки бы­ли жри­ца­ми бо­ги­ни Вес­ты. Вы­би­ра­лись они из де­виц хо­ро­шей фа­ми­лии и слу­жи­ли при хра­ме, соб­лю­дая це­ло­муд­рие до се­ми­де­ся­ти пя­ти лет. Пос­ле это­го сро­ка им поз­во­ля­лось вы­хо­дить за­муж.

Но римс­кие юно­ши так ува­жа­ли столь ис­пы­тан­ное це­ло­муд­рие, что ред­ко кто из них ре­шал­ся по­сяг­нуть на оное, да­же сдоб­рен­ное двой­ным со­ло­новс­ким при­да­ным (шесть платьев и две скром­нос­ти).

Если же вес­тал­ка раньше сро­ка на­ру­ша­ла свой обет, то ее хо­ро­ни­ли жи­вою, а де­тей ее, за­пи­сан­ных на раз­ных Мар­сов, вос­пи­ты­ва­ли вол­чи­цы. Зная блес­тя­щее прош­лое Ро­му­ла и Ре­ма, римс­кие вес­тал­ки очень це­ни­ли пе­да­го­ги­чес­кие спо­соб­нос­ти вол­чиц и счи­та­ли их чем-то вро­де на­ших уче­ных фре­бе­ли­чек.

Но на­деж­ды вес­та­лок бы­ли тщет­ны. Их де­ти бо­лее не ос­но­ва­ли Ри­ма. В наг­ра­ду за це­ло­муд­рие вес­тал­ки по­лу­ча­ли по­чет и конт­ра­мар­ки в те­ат­рах.

Гладиаторские сра­же­ния счи­та­лись пер­во­на­чально ре­ли­ги­оз­ным об­ря­дом и уст­ра­ива­лись при пог­ре­беньях «для при­ми­ре­ния те­ла усоп­ше­го». Вот по­че­му у на­ших бор­цов, ког­да они выс­ту­па­ют в па­ра­де, всег­да та­кие по­хо­рон­ные фи­зи­оно­мии: здесь яс­но про­яв­ля­ет­ся ата­визм.

Поклоняясь сво­им бо­гам, рим­ля­не не за­бы­ва­ли и бо­гов ино­зем­ных. По при­выч­ке прих­ва­ты­вать где что пло­хо ле­жит, рим­ля­не час­то прих­ва­ты­ва­ли се­бе и чу­жих бо­гов.

Римские им­пе­ра­то­ры, вос­пользо­вав­шись этим бо­го­лю­би­ем сво­его на­ро­да и ре­шив, что мас­лом ка­ши не ис­пор­тишь, вве­ли обо­жа­ние собст­вен­ной пер­со­ны. Пос­ле смер­ти каж­до­го им­пе­ра­то­ра се­нат при­чис­лял его к ли­ку бо­гов. За­тем рас­су­ди­ли, что го­раз­до удоб­нее де­лать это еще при жиз­ни им­пе­ра­то­ра: пос­лед­ний мог та­ким об­ра­зом стро­ить се­бе храм по сво­ему вку­су, тог­да как древ­ние бо­ги долж­ны бы­ли до­вольство­ваться чем по­па­ло.

Кроме то­го, ник­то так рев­ност­но не мог сле­дить за ус­та­нов­лен­ны­ми во имя свое празд­нест­ва­ми и ре­ли­ги­оз­ны­ми це­ре­мо­ни­ями, как сам бог, лич­но при­сутст­во­вав­ший. Это очень под­тя­ги­ва­ло паст­ву.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: