Модуль. Императорская и буржуазная Россия

1. Таблица: войны России в 18 веке.

2. Сравнительная таблица: Система управления в России периода царствования Алексея Михайловича и после реформ, проведенных Петром 1.

3. Таблица: изменения в положении крестьян в 18 веке.

4. Таблица: изменения в положении бояр и дворян в 18 веке.

5. Таблица: изменения в положении горожан в 18 веке.

6. Таблица: изменения в положении духовенства в 18 веке.

7. Дворцовые перевороты 18 века.

8. Тезисы: экономическое развитие России в 18 веке.

9. Проекты политических реформ первой половины 19 века и их воплощение.

10. Сравнительная таблица: Основные положения «Русской правды» П. Пестеля и «Конституции» Н. Муравьева.

11. Социально-экономическое развитие России в первой половине 19 века.

12. Сравнительная таблица: Основные цели и содержание внутренней политики Александра 1 в начальный период царствования и в период после Отечественной войны 1812 г.

13. Таблица: оппозиционные идеи и движения первой половины 19 века.

14. Сравнительная таблица: Идеи «теории официальной народности» и славянофилов в середине 19 века.

15. Сравнительная таблица: Идеи западников и славянофилов в середине 19 века.

16. Значение реформ 60-70-х годов 19 века для буржуазного развития страны.

17. Сравнительная таблица: положение русского дворянства до и после реформы 1861 г.

18. Сравнительная таблица: положение русского крестьянства до и после реформы 1861 г.

19. Этапы развития народнического движения.

20. Сравнительная таблица: программы основных политических партий страны периода первой революции в России (1905-1907 гг.).

21. Социально-экономическое развитие страны на рубеже 19-20 веков, особенности российского империализма.

22. Таблица: основные причины и итоги революции 1905-1907 гг.

23. Таблица: цели и результаты аграрной реформы П.А. Столыпина.

24. Сравнительная таблица: положение крестьянства до и после реформы П.А. Столыпина.

25. Россия в первой мировой войне.

26. Таблица: этапы эволюции политической ситуации в России в феврале-октябре 1917 г.

27. Зарождение металлургической промышленности на Урале.

28. Отмена крепостного права на Урале

29. Революция 1905-1907 гг. На Урале

30. Проведение столыпинской аграрной реформы на Урале.

31. Благотворительность пермского купечества

Персоналии: Петр 1, А. Меньшиков, Анна Иоановна, Елизавета Петровна, Петр Ш, Екатерина П, Е. Пугачев, А. Суворов, А.Радищев, Н.Новиков, Павел, Александр 1, М. Сперанский, А. Аракчеев, М.Кутузов, П.Пестель, Н.Муравьев, Николай 1, П.Чаадаев, А. Герцен, С.Уваров, Александр П, Н.Чернышевский, М.Лорис-Меликов, Я.Ростовцев, П.Валуев, Д.Милютин, Г.Плеханов, А. Желябов, С. Перовская, Александр Ш, С.Витте, Николай П, П.Столыпин, В.Ленин, Ю.Мартов, А.Гучков, В.Чернов, П.Милюков, А.Керенский, Л.Корнилов, Л.Троцкий.

Анализ документов

Документ № 1

Из труда историка В.Н. Балязина:

«Это столетие вошло в мировую историю под именем «века России». Два блестящих царствования символизировали этот век: он начался правлением Петра 1, Великого и завершился деятельностью Екатерины П, также именуемой Великой. По словам А.С. Пушкина, в этом веке «Россия вошла в Европу, как спущенный со стапелей корабль – при стуке топора и громе пушек».

В начале века был заложен Санкт-Петербург, а в середине него был основан Московский университет. В этом столетии Россия стала европейской державой, прочно заняв место в альянсе других государств и громко заявив о себе как о великой и могущественной стране.

Век закончился победоносным итальянским и швейцарским походами А.В. Суворова, когда «русский штык прорвался сквозь Альпы». Это столетие передало эстафету славы и подвигов векам последующим»

С1. О каком столетии идет речь в документе? Что имел в виду историк, говоря о том, что в этом веке Россия стала европейской державой?

С2. Что Вы можете сказать об итогах развития России в этом веке на основе текста документа и знания истории?

С3. В чем преемственность царствований Петра 1 и Екатерины П?

Документ № 2

Из воспоминаний актера И.П. Борецкого, предназначенных для М.А. Бестужева.

«Поутру увидел на улице кучки народа… Народ со всех концов спешит на Сенатскую площадь… Я побежал на площадь. Народ запрудил всю площадь и волновался как бурное море. В волнах этого моря виднелся небольшой островок – это было ваше каре… Я видел царя, окруженного своим штабом и уговаривающего народ разойтись по домам. Слышал, как беснующаяся толпа кричала ему в ответ: «Не пойдем! Умрем вместе с ними!». Видел, как понеслась на вас кавалерия… и с каким диким остервенением толпы народа отразили второй натиск поленьями дров и я, грешный человек, метнул одно полено в бок кавалеристу… видел я и тебя, как ты при третьей атаке стал против солдат, готовых дать залп, от которого вся эта кавалерия, обскакивавшая каре, легла бы леском, как ты скомандовал «Оставь!»… Видел, как смертельно раненный Милорадович, шатаясь в седле, поскакал прочь от непокорных солдат, и наконец услышал роковой выстрел из пушки. Второй выстрел повалил множество из передовых. Народ прыснул во все стороны. Третий выстрел был направлен на открытое каре…»

1. О каком событии идет речь? Когда и где оно произошло?

2. Как можно охарактеризовать тактику участников выступления. Для ответа используйте текст источника и ваши знания по истории.

3. На основе знаний из курса истории, укажите, чем завершилось выступление, о котором идет речь.

4.

Документ № 3

Из воспоминаний А. Тырковой-Вильямс.

«Отец запутался в долгах. Это была не его вина. Он расплачивался за общее положение помещичьего хозяйства. Только 25 лет прошло после освобождения крестьян. Четверть века короткий срок для такого экономического перелома, как переход от бесплатного рабского труда к платным рабочим. Сколько раз отцовские земли висели на волоске, сколько раз то банк, то частные кредиторы грозили продать все с молотка. Тульский земельный банк, где были заложены его имения, брал большие проценты и неумолимо требовал платежей в срок.

Дворянский банк открылся позже. Это было дело внутренней политики. Правительство решило сохранить дворянский правящий класс. Помочь ему удержать за собой земли, стремительно переходившие в купеческие, отчасти и в крестьянские руки. Мой отец первым в Новгородской губернии получил ссуду из новорожденного Дворянского банка…

Крупные доходы за сено, за лес, иногда за рожь и овес уходили на банковские платежи… Потом по случаю какого-нибудь события в царской семье, издавался манифест с разными милостями…, дворянские недоимки перечислялись в основной долг».

С1. Укажите, как называлась, в каком году была проведена реформа, упоминаемая в источнике. Назовите основные формы эксплуатации крестьян помещиками в период, о котором идет речь в отрывке.

С2. Как автор воспоминаний объясняет причины трудностей, испытываемых помещиами в указанное время?

С3. Используя данные источника и свои знания по курсу истории, назовите меры правительства по поддержке дворянских хозяйств.

Документ № 4

Из воспоминаний П.А. Сорокина:, которые относятся к 1917 г.

«Сегодня нам пришлось «понюхать», что же есть на самом деле восстание масс. Министерство сношений отправило ноту союзникам, подтверждающую верность всем соглашениям и обязательствам, принятым ранее Россией. За это оно было подвергнуто яростным нападкам со стороны Советов и большевиков. Около полудня два хорошо вооруженных полка покинули бараки и присоединились к бастующим. Началась перестрелка. Преступные ограбления магазинов вошли в норму. Ситуация стала напоминать первые дни антицаристского восстания, но в те дни еще удавалось контролировать массы. Правительство заявило об отставке Милюкова. А это значило, что правительство пало, ибо первая уступка толпе и большевикам свидетельствовала о конце правительства…».

С1. Как называлось правительство, о котором идет речь в документе? Какие политические партии и организации противостояли действиям этого правительства?

С2. Назовите «антицаристское восстание», о котором упоминает автор. В чем он видит сходство описанных им событий с этим восстанием и в чем – отличие.

С3. Какую из сторон в данном конфликте поддерживает автор? Что свидетельствует об этом?

Документ № 5

Из воспоминаний современника (19 век):

«Гаврила Григорьевич Волков был известным торговцем антикварными и художественными предметами, пользовался репутацией знатока и успел уже составить себе хорошее состояние. Присватался он к Екатерине Лукьяновне Бажановой, купеческой дочери. Родители ее были не прочь дать согласие на брак, если б препятствием не служило то обстоятельство, что Волков был крепостным богатого помещика Голохвастого. Превращать свою дочь из свободной в крепостную родители решительно отказались. Тогда Волков стал хлопотать о том, чтоб откупиться самому. Это оказалось невозможным: Голохвастов, отличавшийся большой гордостью, отказал в просьбе, кичась тем, что его крепостной человек обладает большим состоянием… Это было в тоне больших бар. Рассказывали, что такой политики держались и Шереметевы. У них крепостные владельцы мануфактур достигали миллионных состояний и тем не менее, не смотря ни на какие предложения, не отпускались на волю. Шереметев говорил:

- Пусть платят оброки… Я горжусь тем, что у меня крепостные миллионеры.

В своем горе Волков обратился за советом к князю Николаю Борисовичу Юсупову. Князь обещал ему помочь. Случилось, что Юсупов и Голохвастов встретились в Английском клубе за карточным столом. Голохвастов был страстный игрок, и в этот вечер ему страшно не везло. Проигравши все наличные деньги, он предложил играть на честное слово.

- Еще успеешь! – ответил Юсупов. – Теперь я ставлю на ставку столько-то, а ты поставь Гаврилу Волкова. Условие такое: коли проиграешь, давай Волкову вольную.

Голохвастов согласился и – снова проиграл. Вот каким путем Гаврила Григорьевич Волков получил наконец давно желанную свободу».

1. В какие десятилетия 19 века могли произойти эти события? В каком году было отменено зависимое положение крестьян, о которых идет речь?

2. Какие попытки предпринимали состоятельные крестьяне, чтобы избавиться от зависимости, в чем она состояла?

3. Почему помещики часто отказывались дать вольную крестьянам?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: