Тематика письменных работ по дисциплине

Наименование тем, их содержание и объем в часах практических занятий

Цель и задачи дисциплины ее место в учебном процессе

Согласно общим требованиям к образованности специалиста Го­сударственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Целью изучения курса «История России XIХ век» является формирование у студентов конкретных исторических знаний, составление представления роли истории в системе современных гуманитарных знаний.

Предлагаемый курс призван ознакомить учащихся с базовыми проблемами отечественной истории второй половины Х1Х века: характером и особенностями пореформенной модернизации страны; основными направлениями и этапами общественного движения; содержанием и результатами внутренней и внешней политики.

Специфика данной программы состоит в привлечении внимания к историческим персонажам, государственным и общественным деятелям страны, что позволит преодолеть свойственную отечественной историографии деперсонификацию исторического процесса. Программа ориентирует студентов на изучение спорных вопросов пореформенной истории Отечества, формирует у них понимание взаимосвязи социокультурных и политических явлений.

Задачами курса «История России ХIХ век» являются:

-раскрытие места и роли истории как науки и исторических знаний в системе современного гуманитарного образования;

-формирование у студентов представления о процедуре науч­ного исследования, методологии исторического познания, отечественной и зарубежной историографии;

- формирование у студентов представления об узловых проблемах, основных тенденциях и закономерностях российского исторического процесса, его особенностях и ролях в мировой истории, эволюции российской государственности и культуры.

Основные профессиональные знания и умения как
ожидаемый результат изучения курса:

Студент должен знать:

- основные факты, события и процессы данного периода отечественной истории, уметь соотносить их с эпохой и периодом на основе научной периодизации истории;

- хронологию событий данного периода отечественной истории;

- основные положения важных документов в истории страны;

- исторические карты и уметь ими пользоваться при ответе.

Студент должен уметь:

- оперировать историческими терминами;

- предоставлять веские аргументы для подтверждения или
опровержения исторических взглядов прошлого и современного;

- конкретно и логично излагать материал литературным языком.

Курс «История России ХIХ век» является одной из базовых учебных дисциплин социально-гуманитарного знания Федерального блока государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности «История».

В аспекте междисциплинарных связей дисциплина «История России ХIХ век» опирается на знания, полученные студентами при изучении философии, социологии, истории России с древнейших времен до ХIХ века. Тесно связаны с данной дисциплиной такие предметы, как «История Новейшего времени» и др.


Условия и критерии выставления оценок:

От студентов требуется посещение лекций и семинарских занятий, обязательное участие в аттестационных испытаниях. Особо ценится активная работа на практических занятиях, успешная сдача контрольных тестов, курсовых проектов докладов.

Для успешной работы на практическом занятии студент должен прочесть указанную преподавателем историческую литературу, тексты исторических источников и активно участвовать в дискуссии, уметь изложить основные идеи прочитанных источников и дать им аргументированную оценку. Кроме того, выступить успешно с докладами, а так же вести тетрадь для практических занятий, в которой будут отражены ответы на все вопросы по темам программы данного курса. Студентам необходимо правильно решить тестовые задания, которые предоставляются преподавателем, по мере изучения материала. Главными критерием высокой оценки являются устные выступления студентов на практических занятиях и высокий балл при решении тестовых заданий.

Методы организации самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:

- логическое мышление, навыки создания научных работ общеюридического направления, ведения научных дискуссий;

- развитие навыков работы с историческими источниками;

- осуществление эффективного поиска информации и критики источников;

- получение, обработка и сохранение источников информации;

- формирование и аргументированное отстаивание собственной позиций по различным проблемам Истории Древней Руси.

Для решения указанных задач студентам необходимо прочитать и проанализировать исторические источники, монографии и публицистику по Истории России ХIХ век.

Результаты работы с источниками обсуждаются на семинарских занятиях, посвященных соответствующим вопросам Истории России ХIХ век. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и монографической литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работ.

Важной формой организации учебной деятельности студентов является проведение защита докладов студентов и вопросами аудитории с последующими рекомендациями со стороны преподавателя.

Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание рефератов по согласованной с преподавателем теме.

Условия и критерии выставления оценок:

От студентов требуется посещение лекций и семинарских занятий, обязательное участие в аттестационных испытаниях. Особо ценится активная работа на практических занятиях, успешная сдача контрольных тестов, курсовых проектов докладов.

Для успешной работы на практическом занятии студент должен прочесть указанную преподавателем историческую литературу, тексты исторических источников и активно участвовать в дискуссии, уметь изложить основные идеи прочитанных источников и дать им аргументированную оценку. Кроме того, выступить успешно с докладами, а так же вести тетрадь для практических занятий, в которой будут отражены ответы на все вопросы по темам программы данного курса. Студентам необходимо правильно решить тестовые задания, которые предоставляются преподавателем, по мере изучения материала. Главными критерием высокой оценки являются устные выступления студентов на практических занятиях и высокий балл при решении тестовых заданий.

5 семестр 3 кредита – 108 баллов

Балльная структура оценки:

Посещение занятий – 10 баллов;

Активная работа на семинаре (научные сообщения, самостоятельное изучение и освещение дополнительных вопросов курса) – 20 баллов;

Работа с первоисточниками (конспектирование, устные выступления) – 20 баллов;

Внутрисеместровая контрольная работа/тест – 15 баллов;

Анализ научных статей посвященных Истории Древней Руси – 15 баллов

Написание и защита реферата – 20 баллов

Ведение тетради по практическим занятиям- 8 баллов.

Всего – баллов 108.

Все виды учебных работ выполняются точно в сроки, предусмотренные программой обучения. Если студент без уважительных причин не выполнил какое-либо из учебных заданий (пропустил контрольную работу, позже положенного срока сдал реферат и т.п.), то за данный вид учебной работы баллы ему не начисляются, а подготовленные позже положенного срока работы не оцениваются.

Шкала оценок:

А (5+) –100-108 баллов;

В (5) - 91-99 баллов;

С (4) – 73-90 баллов;

D (3+) – 64-72 баллов;

Е (3) – 55-63 баллов;

FX (2+) – 37-54 баллов;

F (2) –менее 37 баллов.

Оценки успеваемости выставляются в соответствии со следующей таблицей.

Шкала оценок:

Кол-во кредитов Оценка Неудовлетвор. Удовлетвор. Хорошо Отлично
    Оценка F(2) FX(2+) Е(3) 0(3+) С(4) В(5) А(5+)
    Мак. сумма баллов              
    Менее 37 37-54 55-63 64-72 73-90 91-99 100-108

Описание оценок ECTS

A “Отлично” - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному.
B “Очень хорошо” - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения большинства из них оценено числом баллов, близким к максимальному.
C “Хорошо” - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.
D “Удовлетворительно” - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.
E “Посредственно” - теоретическое содержание курса освоено частично, некоторые практические навыки работы не сформированы, многие предусмотренные программой обучения учебные задания не выполнены, либо качество выполнения некоторых из них оценено числом баллов, близким к минимальному.
FX “Условно неудовлетворительно” - теоретическое содержание курса освоено частично, необходимые практические навыки работы не сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий не выполнено, либо качество их выполнения оценено числом баллов, близким к минимальному; при дополнительной самостоятельной работе над материалом курса возможно повышение качества выполнения учебных заданий.
F “Безусловно неудовлетворительно” - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, все выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к какому-либо значимому повышению качества выполнения учебных заданий.

6 семестр 4 кредита – 144 баллов

Балльная структура оценки:

Посещение занятия – 0,5 балла;

Активная работа на семинаре (научные сообщения, самостоятельное изучение и освещение дополнительных вопросов курса) – 3 балла;

Работа с первоисточниками (конспектирование, устные выступления) – 5 баллов;

Внутрисеместровая контрольная работа/тест – 15 баллов;

Анализ научных статей посвященных Истории России ХIХ века – 15 баллов

Написание и защита реферата – 20 баллов

Ведение тетради по практическим занятиям- 8 баллов.

Всего – баллов 144 балла.

Все виды учебных работ выполняются точно в сроки, предусмотренные программой обучения. Если студент без уважительных причин не выполнил какое-либо из учебных заданий (пропустил контрольную работу, позже положенного срока сдал реферат и т.п.), то за данный вид учебной работы баллы ему не начисляются, а подготовленные позже положенного срока работы не оцениваются.

Шкала оценок:

А (5+) –100-108 баллов;

В (5) - 91-99 баллов;

С (4) – 73-90 баллов;

D (3+) – 64-72 баллов;

Е (3) – 55-63 баллов;

FX (2+) – 37-54 баллов;

F (2) –менее 37 баллов.

Оценки успеваемости выставляются в соответствии со следующей таблицей.

Шкала оценок:

Кол-во кредитов Оценка Неудовлетвор. Удовлетвор. Хорошо Отлично
    Оценка F(2) FX(2+) Е(3) 0(3+) С(4) В(5) А(5+)
    Мак. сумма баллов              
    Менее 37 37-54 55-63 64-72 73-90 91-99 100-108

Описание оценок ECTS

A “Отлично” - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному.
B “Очень хорошо” - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения большинства из них оценено числом баллов, близким к максимальному.
C “Хорошо” - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.
D “Удовлетворительно” - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.
E “Посредственно” - теоретическое содержание курса освоено частично, некоторые практические навыки работы не сформированы, многие предусмотренные программой обучения учебные задания не выполнены, либо качество выполнения некоторых из них оценено числом баллов, близким к минимальному.
FX “Условно неудовлетворительно” - теоретическое содержание курса освоено частично, необходимые практические навыки работы не сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий не выполнено, либо качество их выполнения оценено числом баллов, близким к минимальному; при дополнительной самостоятельной работе над материалом курса возможно повышение качества выполнения учебных заданий.
F “Безусловно неудовлетворительно” - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, все выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к какому-либо значимому повышению качества выполнения учебных заданий.

2. Содержание дисциплины

2.1. Наименование тем, их содержание и объем в часах лекционных занятий

№ учебного занятия № учебной недели Наименование разделов и тем лекционных занятий Объем час
ДФО ЗФО
    3 семестр    
    Тема 1. Социально-экономическое развитие России в 1-ой пол. ХIХ в. Источники и историография. Общая характеристика. Факторы, влияющие на развитие сельского хозяйства. Сохранение его экстенсивного характера, но и появление новых черт. Изменение структуры аграрного производства. Попытки использования новой агротехники. Отсталость русской деревни, углубление процесса разложения феодальных отношений. Массовое отходничество. Развитие промышленности. Мелкая крестьянская и ремесленная промышленность. Текстильное производство. Вотчинная мануфактура. Начало промышленного переворота, его особенности в России. Мелкотоварное производство. Внутренняя и внешняя торговля. Финансы и транспорт. Изменения в социальной структуре. Крестьянство, дворянство и городское население в 1-ой пол. ХIХ в. Народные выступления.     0,5
    Тема 2. Внутренняя политика России 1-ой четверти ХIХ в. Источники и историография. Факторы, влиявшие на внутреннюю политику Александра I. Личность императора. Начало царствования. Основные направления и этапы внутренней политики. Первые шаги. Негласный комитет. Непременный совет. Реформы системы государственного управления и создание министерств. Деятельность и проекты М.М. Сперанского. Преобразования в социально-экономической сфере. Мероприятия в отношении крестьянства. Либеральные реформы системы образования. Конституция Царства Польского. Уставная грамота. Нарастание реакционных тенденций во второй половине царствования. А.А. Аракчеев и «аракчеевщина». Военные поселения: цели и результаты их создания. Итоги правления Александра I.   0,5
    Тема 3. Внешняя политика России 1-ой четверти ХIХ в. Вхождение Грузии в состав России. Восточный вопрос и войны России с Ираном (1804-1813 гг.) и с Турцией (1806-1812 гг.). Восточный вопрос в начале 20-х годов ХIХ в. Основные задачи и направления внешней политики России. Участие России в наполеоновских войнах начала ХIХ в. и их итоги. Историография и источники истории Отечественной войны 1812 г. Предпосылки войны. Подготовка и военные планы сторон, основные этапы и их особенности. Историческое значение и последствия победы русского оружия. Заграничный поход русской армии. Венский конгресс и создание «Священного союза».   0,5
    Тема 4. Движение декабристов. Источники и историография. Предпосылки, характер и особенности движения декабристов. Психология участников тайных обществ. Первые декабристские организации. «Союз спасения». «Союз благоденствия»: структура, деятельность, идеология, роспуск. Южное и Северное общества. Содержание и особенности их программ. Династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. Планы заговорщиков и их реализация. Восстание Черниговского полка. Следствие и суд над декабристами. Причины неудачи декабристского движения. Декабристы в Сибири. Историческое значение движения декабристов.    
    Тема 5. Правление Николая I. Источники и историография. Факторы, влияющие на внутреннюю политику Николая I. Личность императора. Проблема «консервативной модернизации». Усиление государственного аппарата и его бюрократизация. Создание III отделения и его деятельность. Проведение кодификации законов. Основные направления социально-экономической политики. Реформа государственных крестьян. Политика в отношении дворянства и купечества. Финансовая реформа. Государство и интеллигенция. Реакционная политика в сфере образования. Разработка теории «официальной народности». Влияние Кавказской войны на внутреннюю политику России. Кризис николаевской системы и его проявления. Итоги правления Николая I.     0,5
    Тема 6. Общественное движение России 2- ой четверти ХIХ в. Источники и историография. Факторы, влияющие на развитие общественного движения. Его особенности. Становление основных направлений общественного движения России. Общество «Любомудров». Роль литературы в общественной жизни страны. А.С. Пушкин и его общественно-политические взгляды. Консервативное течение и его концепции. Теория «официальной народности» и его апологеты. Сунгуровское общество. Деятельность кружка Н.В. Станкевича. Мировоззрение П.Я. Чаадаева. Славянофилы и их взгляды. Основные идеи западничества и начало становления либеральной идеологии. Зарождение теории русского социализма. А.И. Герцен. Петрашевцы. «Мрачное семилетие». Итоги развития общественного движения.     0,5
7-8 13-15 Тема 7. Внешняя политика России 1825- 1856 гг. Основные направления, задачи внешней политики России и факторы, на нее влияющие. Особенности внешней политики, ее основные этапы. Внешняя политика России 1825-1840 гг. Восточный вопрос и методы его решения. Борьба Греции за независимость. Русско-иранская (1826-128 гг.) и русско-турецкая (1828-1829 гг.) войны, их последствия. Отношения России и Османской империи в 30-х гг. Западное направление политики. Восстание в Польше. Восстановление «Священного союза». Отношения России с Англией и Францией. Россия и революции в Европе 1848-1849 гг.Крымская война: причины, подготовка сторон, основные этапы. Российская дипломатия в годы войны. Причины поражения России в войне. Парижский мир и его условия. Последствия и историческое значение крымской катастрофы. Итоги внешней политики России.     0,5
    Тема 8. Русская культура первой половины XIX века Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года как фактор развития национального самосознания русского народа, его консолидации. Влияние науки и техники на развитие культуры. Формирование российской буржуазии, ее влияние на культуру. Декабризм - феномен русской культуры. Гуманистические традиции русских философов (В. Соловьев, Н. Бердяев, П. Флоренский)    
    4 семестр   0,5
    Тема 1. Крестьянская реформа 1861 года Историография и источники. Император Александр П (1855—1881). Основные задачи и этапы внутренней политики во второй половине XIXв. Аграрно-крестьянский вопрос к середине XIX в. Подготовка реформы. Записки М.П. Погодина, Ю.Ф. Самарина, К.Д. Кавелина и их значение. Создание Главного и губернских комитетов. Организация Редакционных комиссий и значение их деятельности. Манифест 19 февраля и Местные положения. Права крестьян. Решение аграрного вопроса. Крестьянская община. Выкупная операция. Отношение к реформе крестьянства. Значение отмены крепостного права. Тема 2. Внутренняя политика правительства в 60-х —первой половине 90-х годов XIX в. Источники и историография. Подготовка и проведение земской реформы. Комиссия Н.А. Милютина. Комиссия П.А. Валуева. Положение о губернских и уездных учреждениях 1 января 1864 года. Система выборов. Структура и деятельность земских организаций. Судебная реформа. Различные взгляды по вопросу судебной реформы. Уставы 20 ноября 1864 года. Основные принципы новой судебной системы.    
    Тема 3. Эпоха «контрреформ» Александра III. План занятия: Источники и историография внутренней политики правительства 80-90-х годов. Личность Александра III. Изменения в системе местного управления, в области образования и печати. Национальная и конфессиональная политика самодержавия. Противоречивый характер социальной и экономической политики. Аграрно-крестьянский вопрос в 80-х- начале 90-х гг Рабочий вопрос. Государственная деятельность С.Ю. Витте. Экономическая политика в царствование Александра III. Результаты внутренней политики.     0,5
    Тема 4. Идейная борьба и общественное движение в России во второй половине XIX в. Причины подъема общественного движения. Консерватизм второй половины XIX в. Либералы. Радикализм. «Шестидесятники». «Земля и воля» (1861—1864). Революционные народники. «Земля и воля» (1876—1879). «Черный передел». «Народная воля». Либеральные народники. Радикалы в 80—90-х годах XIX в. Группа «Освобождение труда». Рабочее движение в 70 — 80-х годах. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»   0,5
    Тема 5. Экономическое и социальное развитие России во второй половине XIX в. Особенности экономики и социальной структуры. Сельское хозяйство. Промышленность. Транспорт. Торговля. Финансы. Своеобразие социальной структуры.   0,5
    Тема 6. Внешняя политика России во второй половине XIX в. Основные направления внешней политики. Борьба России за пересмотр условий Парижского трактата. Союз трех императоров. Присоединение Средней Азии к России. Основные направления внешней политики. Борьба России за пересмотр условий Парижского трактата. Союз трех императоров. Присоединение Средней Азии к России. Восточный кризис и русско-турецкая война 1877—1878 гг. Сан-Стефанский мирный договор. Берлинский конгресс. Тройственный союз. Русско-французский союз.   0,5
    Тема 7. Русская культура Условия развития и характерные черты русской культуры во второй половины XIX века. Демократизация культуры во второй половине XIX века Художественная культура России второй половины XIX века. Процесс развития русской литературы, живописи, драматического театра. Описания произведений литературы и искусства, занявших достойное место в сокровищнице мировой культуры. Критический реализм в живописи второй половины XIX века   0,5

2.1. Наименование тем, их содержание и объем в часах лекционных занятий

№ учебного занятия № учебной недели Наименование разделов и тем лекционных занятий Объем час
ДФО ЗФО
    3 семестр    
    Тема 1. Социально-экономическое развитие России в 1-ой пол. ХIХ в. План занятия: 1. Развитие сельского хозяйства. Изменение структуры аграрного производства. Попытки использования новой агротехники. 2. Отсталость русской деревни, углубление процесса разложения феодальных отношений. Массовое отходничество. 3. Развитие промышленности. Мелкая крестьянская и ремесленная промышленность. Вотчинная мануфактура. 4. Начало промышленного переворота, его особенности в России. 5. Внутренняя и внешняя торговля. Финансы и транспорт. 6. Крестьянство, дворянство и городское население в 1-ой пол. ХIХ в. 7. Народные выступления. Основная литература История России в двух томах. 2 том Москва: «АСТ» 2009. История России 19 - начала 20 вв. [Текст]: Учебник для исторических факультетов университетов / Под ред. В.А. Федорова. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: ВИТРЭМ, 2002. Дополнительная литература: Захаров В.Ю. Конституционализм как вариант модернизации российского абсолютизма в конце XVIII - первой четверти XIX в. // Отечественная история 2011 №6 31-51. Лизунов П.В. Архангельская купеческая биржа в XVIII-XIX вв. // Отечественная история 2009 №3 С. 57-65. Исторические источники XIХ века // https://www.hrono.ru/dokum/index.php#XIХ     0,5
    Тема 2. Основные направления внутренней политики Александра I в 1801-1812 гг. План занятия: 1. Личность императора. 2. Начало царствования. Первые шаги. 3. Реформы системы государственного управления и создание министерств. 4. Деятельность и проекты М.М. Сперанского. 5. Преобразования в социально-экономической сфере. 6. Мероприятия в отношении крестьянства. 7. Либеральные реформы системы образования. Основная литература История России в двух томах. 2 том Москва: «АСТ» 2009. История России 19 - начала 20 вв. [Текст]: Учебник для исторических факультетов университетов / Под ред. В.А. Федорова. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: ВИТРЭМ, 2002. Писарькова Л.Ф. Власть и общество в 1803-1809 гг.: на пути к реформам государственного управления 1810-1811 гг.// Отечественная история 2011 №6 С. 52-72 Захаров В.Ю. Конституционализм как вариант модернизации российского абсолютизма в конце XVIII - первой четверти XIX в. // Отечественная история 2011 №6 31-51. Девятнадцатый век. Исторический сборник. Книга вторая [Электронный ресурс] / М.: Типография Грачева и К°, 1872. - 541 с. - 9785998997341. Режим доступа: https://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=72342 Исторические источники XIХ века // https://www.hrono.ru/dokum/index.php#XIХ     0,5
    Тема 3. Правительственная деятельность 1815-1825 гг.: от либерализма к реакции План занятия 1. Нарастание реакционных тенденций во второй половине царствования. 2. А.А. Аракчеев и «аракчеевщина». 3. Военные поселения: цели и результаты их создания. 4. Политика Александра I по решению крестьянского вопроса в 1816-1825 гг Конституционные проекты Александра I 5. Конституция Царства Польского. 6. Уставная грамота. 7. Итоги правления Александра I. Основная литература История России в двух томах. 2 том Москва: «АСТ» 2009. История России 19 - начала 20 вв. [Текст]: Учебник для исторических факультетов университетов / Под ред. В.А. Федорова. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: ВИТРЭМ, 2002. Писарькова Л.Ф. Власть и общество в 1803-1809 гг.: на пути к реформам государственного управления 1810-1811 гг.// Отечественная история 2011 №6 С. 52-72 Захаров В.Ю. Конституционализм как вариант модернизации российского абсолютизма в конце XVIII - первой четверти XIX в. // Отечественная история 2011 №6 31-51. Девятнадцатый век. Исторический сборник. Книга вторая [Электронный ресурс] / М.: Типография Грачева и К°, 1872. - 541 с. - 9785998997341. Режим доступа: https://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=72342 Исторические источники XIХ века // https://www.hrono.ru/dokum/index.php#XIХ      
    Тема 4. Внешняя политика России 1-ой четверти ХIХ в. План занятия: Вхождение Грузии в состав России. Восточный вопрос и войны России с Ираном (1804-1813 гг.) и с Турцией (1806-1812 гг.). Восточный вопрос в начале 20-х годов ХIХ в. Основные задачи и направления внешней политики России. Основная литература История России в двух томах. 2 том Москва: «АСТ» 2009. История России 19 - начала 20 вв. [Текст]: Учебник для исторических факультетов университетов / Под ред. В.А. Федорова. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: ВИТРЭМ, 2002. Дополнительная литература: Сахаров А.Н.1809 год в истории России и Финляндии // Отечественная история 2010 №3 С. 110-118. Кострикова Е.Г. Боснийский кризис 1908 года и общественное мнение России // Отечественная история 2009 №2 С. 42-54 Распопович Р. Военная конвенция между Черногорией и Россией 1910 года // Отечественная история 2009 №2 С. 54-67. Такала И.Р., Соломещ И.М. «Неизвестная война»? Два века российской историографии русско-шведской войны 1808-1809 гг. // Отечественная история 2009 №3 С. 66-71. Рогинский В.В. Историческое значение Фридрихсгамского мира 1809 г. для России // Отечественная история 2009 №3 С.72-79. Клинге М. Международные аспекты Финляндской войны // Отечественная история 2009 №3 С. 80-83. Березовая Л.Г Идея нейтралитета в проекте "Новой Европы" на Венском конгрессе 1814 - 1815 гг. // Вопросы истории 2012 №2 С. 119-130 Девятнадцатый век. Исторический сборник. Книга вторая [Электронный ресурс] / М.: Типография Грачева и К°, 1872. - 541 с. - 9785998997341. Режим доступа: https://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=72342 Исторические источники XIХ века // https://www.hrono.ru/dokum/index.php#XIХ    
    Тема 5. Отечественная война 1812 г. План занятия: Историография и источники истории Отечественной войны 1812 г. Предпосылки войны. Подготовка и военные планы сторон, основные этапы и их особенности. Бородинское сражение. От Москвы до Малоярославца Историческое значение и последствия победы русского оружия. Заграничный поход русской армии. Венский конгресс и создание «Священного союза». Основная литература История России в двух томах. 2 том Москва: «АСТ» 2009. История России 19 - начала 20 вв. [Текст]: Учебник для исторических факультетов университетов / Под ред. В.А. Федорова. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: ВИТРЭМ, 2002. Дополнительная литература: Сахаров А.Н.1809 год в истории России и Финляндии // Отечественная история 2010 №3 С. 110-118. Кострикова Е.Г. Боснийский кризис 1908 года и общественное мнение России // Отечественная история 2009 №2 С. 42-54 Распопович Р. Военная конвенция между Черногорией и Россией 1910 года // Отечественная история 2009 №2 С. 54-67. Такала И.Р., Соломещ И.М. «Неизвестная война»? Два века российской историографии русско-шведской войны 1808-1809 гг. // Отечественная история 2009 №3 С. 66-71. Рогинский В.В. Историческое значение Фридрихсгамского мира 1809 г. для России // Отечественная история 2009 №3 С.72-79. Клинге М. Международные аспекты Финляндской войны // Отечественная история 2009 №3 С. 80-83. Березовая Л.Г Идея нейтралитета в проекте "Новой Европы" на Венском конгрессе 1814 - 1815 гг. // Вопросы истории 2012 №2 С. 119-130 Девятнадцатый век. Исторический сборник. Книга вторая [Электронный ресурс] / М.: Типография Грачева и К°, 1872. - 541 с. - 9785998997341. Режим доступа: https://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=72342 Исторические источники XIХ века // https://www.hrono.ru/dokum/index.php#XIХ   0,5
    Тема 6. Европейская и восточная политика России в 1813—1820-х годах XIX в. План занятия Заграничный поход русской армии в 1813—1814 гг. Венский конгресс. Священный союз. Россия и революции в Европе. Россия и Греческое восстание 1821 г. Русско-турецкая война 1828—1829 гг. Русско-иранская война 1826—1828 гг. Россия и народы Северного Кавказа. Основная литература История России в двух томах. 2 том Москва: «АСТ» 2009. История России 19 - начала 20 вв. [Текст]: Учебник для исторических факультетов университетов / Под ред. В.А. Федорова. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: ВИТРЭМ, 2002. Дополнительная литература: Покоренный Кавказ. /Сост. А.А. Каспари.- Пятигорск: СНЕГ, 2010. Прозоров Л.Р. Кавказская Русь: Исконная русская земля.- М.: Яуза: Эксмо, 2009.      
    Тема 7. Движение декабристов. План занятия 1. Предпосылки, характер и особенности движения декабристов. 2. Первые декабристские организации. «Союз спасения». 3. «Союз благоденствия»: структура, деятельность, идеология, роспуск. 4. Южное и Северное общества. Содержание и особенности их программ. 5. Династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. 6. Планы заговорщиков и их реализация. Восстание Черниговского полка. 7. Следствие и суд над декабристами. 8. Причины неудачи декабристского движения. 9. Декабристы в Сибири. 10. Историческое значение движения декабристов. Основная литература История России в двух томах. 2 том Москва: «АСТ» 2009. История России 19 - начала 20 вв. [Текст]: Учебник для исторических факультетов университетов / Под ред. В.А. Федорова. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: ВИТРЭМ, 2002. Восстание декабристов Документы Том 8 М.: 1984. Мемуары декабристов.- М.: 1988. Декабристы и тайные общества в России [Электронный ресурс] / М.: Типо-Литография "Русского Товарищества печатного и издательского дела", 1906. - 164 с. - 978-5-4460-1915-1. Режим доступа: https://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=77890 Исторический сборник вольной русской типографии в Лондоне А.И Герцен и Н.Г. Огарев. (1859г.).- М.: Наука, 1971 Дополнительная литература: Декабристы: биографический справочник М.Наука, 1988. Декабристы и Сибирь.-М., 1988. Исторические источники XIХ века // https://www.hrono.ru/dokum/index.php#XIХ    
    Тема 8. Влияние западноевропейских идей на мировоззрение декабристов План занятия 1. Французская революция как источник формирования декабристкой идеологии и ее оценка декабристами 2. Роль военных походов в образование в России революционного движения 3. Идеи французских и английских философов и их влияние на конституционные проекты декабристов 4. Психология участников тайных обществ. 5. “Русская Правда” Пестеля (Форма государства по “Русской Правде” и Временное революционное правительство в понимание декабристов. Демократические преобразования в сфере прав человека. Решение аграрно-крестьянского вопроса. Преобразования, предусмотренные “Русской Правдой”, в просвещения, судопроизводства и военном деле. Решение национального вопроса) 6. “Конституция” Муравьева (Система органов государственной власти и административно-территориальное деление по “Конституции”. Избирательное право. Решение крестьянского вопроса. Преобразования в сфере прав человека) Основная литература История России в двух томах. 2 том Москва: «АСТ» 2009. История России 19 - начала 20 вв. [Текст]: Учебник для исторических факультетов университетов / Под ред. В.А. Федорова. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: ВИТРЭМ, 2002. Декабристы и тайные общества в России [Электронный ресурс] / М.: Типо-Литография "Русского Товарищества печатного и издательского дела", 1906. - 164 с. - 978-5-4460-1915-1. Режим доступа: https://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=77890 Дополнительная литература: Декабристы: биографический справочник М.Наука, 1988. Декабристы и Сибирь.-М., 1988. Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика / под ред. В.Я. Гросула. -М., 2000. Исторические источники XIХ века // https://www.hrono.ru/dokum/index.php#XIХ    
    Тема 9. Правление Николая I. План занятия: 1. Факторы, влияющие на внутреннюю политику Николая I. 2. Личность императора. 3. Проблема «консервативной модернизации». 4. Усиление государственного аппарата и его бюрократизация. 5. Создание III отделения и его деятельность. 6. Проведение кодификации законов. 7. Основные направления социально-экономической политики. 8. Реформа государственных крестьян. 9. Политика в отношении дворянства и купечества. Финансовая реформа. 10. Государство и интеллигенция. 11. Реакционная политика в сфере образования. Разработка теории «официальной народности». 12. Влияние Кавказской войны на внутреннюю политику России. 13. Кризис николаевской системы и его проявления. 14. Итоги правления Николая I. Основная литература История России в двух томах. 2 том Москва: «АСТ» 2009. История России 19 - начала 20 вв. [Текст]: Учебник для исторических факультетов университетов / Под ред. В.А. Федорова. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: ВИТРЭМ, 2002. Дополнительная литература: Ружицкая И.В. Кодификационные проекты императора Николая I// Отечественная история 2010 №1 С. 29-44. Покоренный Кавказ. /Сост. А.А. Каспари.- Пятигорск: СНЕГ, 2010. Прозоров Л.Р. Кавказская Русь: Исконная русская земля.- М.: Яуза: Эксмо, 2009. Исторические источники XIХ века // https://www.hrono.ru/dokum/index.php#XIХ      
    Тема 10. Историография правления Николая I. План занятия 1. Современники о Николае I. 2. Дореволюционная историография правления Николая I. 3. Советская историография правления Николая I. 4. Современные историки о деятельности Николая I. 5. Оценка преобразований в области экономики и социально-политической жизни страны. Основная литература История России 19 - начала 20 вв. [Текст]: Учебник для исторических факультетов университетов / Под ред. В.А. Федорова. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: ВИТРЭМ, 2002. Дополнительная литература: Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. –Ставрополь, 1993. Очерки русской культуры XIX в. Т.1.М.: 1998    
    Тема 11. Русская культура первой четверти XIX века План занятия: 1. Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. 2. Отечественная война 1812 года как фактор развития национального самосознания русского народа, его консолидации. 3. Влияние науки и техники на развитие культуры. 4. Формирование российской буржуазии, ее влияние на культуру. 5. Декабризм - феномен русской культуры. 6. Гуманистические традиции русских философов (В. Соловьев, Н. Бердяев, П. Флоренский) Основная литература История России в двух томах. 2 том Москва: «АСТ» 2009. История России 19 - начала 20 вв. [Текст]: Учебник для исторических факультетов университетов / Под ред. В.А. Федорова. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: ВИТРЭМ, 2002. Дополнительная литература Калинина Е.А. Директор народных училищ в системе народного просвещения первой половины XIX века // Отечественная история 2010 №6 С. 47-56. Очерки русской культуры XIX в. Т.1.-М.: 1998    
12-13 12-13 Тема 12. Общественное движение России 2- ой четверти ХIХ в. План занятия: 1. Факторы, влияющие на развитие общественного движения. Его особенности. 2. Становление основных направлений общественного движения России. 3. Общество «Любомудров». 4. Роль литературы в общественной жизни страны. 5. А.С. Пушкин и его общественно-политические взгляды. 6. Консервативное течение и его концепции. 7. Теория «официальной народности» и его апологеты. 8. Сунгуровское общество. 9. Деятельность кружка Н.В. Станкевича. 10. Мировоззрение П.Я. Чаадаева. 11. Славянофилы и их взгляды. 12. Основные идеи западничества и начало становления либеральной идеологии. 13. Зарождение теории русского социализма. А.И. Герцен. 14. Петрашевцы. 15. «Мрачное семилетие». 16. Итоги развития общественного движения. Основная литература История России в двух томах. 2 том Москва: «АСТ» 2009. История России 19 - начала 20 вв. [Текст]: Учебник для исторических факультетов университетов / Под ред. В.А. Федорова. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: ВИТРЭМ, 2002. Дополнительная литература Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика / под ред. В.Я. Гросула. -М., 2000.     0,5
14-15 14-15 Тема 13. Внешняя политика России 1825- 1856 гг. План занятия: 1. Основные направления, задачи внешней политики России и факторы, на нее влияющие. 2. Особенности внешней политики, ее основные этапы. 3. Внешняя политика России 1825-1840 гг. 4. Восточный вопрос и методы его решения. Борьба Греции за независимость. 5. Русско-иранская (1826-1828 гг.) и русско-турецкая (1828-1829 гг.) войны, их последствия. 6. Отношения России и Османской империи в 30-х гг. 7. Западное направление политики. 8. Восстание в Польше. 9. Восстановление «Священного союза». Отношения России с Англией и Францией. Россия и революции в Европе 1848-1849 гг. 10. Крымская война: причины, подготовка сторон, основные этапы. Российская дипломатия в годы войны. Причины поражения России в войне. 11. Парижский мир и его условия. Последствия и историческое значение крымской катастрофы. Итоги внешней политики России. Основная литература История России в двух томах. 2 том Москва: «АСТ» 2009. История России 19 - начала 20 вв. [Текст]: Учебник для исторических факультетов университетов / Под ред. В.А. Федорова. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: ВИТРЭМ, 2002. Дополнительная литература Мельникова Л.В. «Киевская казатчина» и Православное Духовенство в годы Крымской войны. к вопросу о крестьянских волнениях в Киевской губернии // Отечественная история 2011 №5 С. 134-147 Миловидов Б.П. Иностранные военнопленные и российское общество в годы Крымской войны. // Отечественная история 2010 №5 С 153-164 Мельникова Л.В. Оборона Соловецкого монастыря в годы Крымской войны: военный и религиозный аспекты.// Отечественная история 2010 №5 С. 165-182   0,5
    Тема 14. Русская культура второй четверти XIX века План занятия: 1. Просвещение и образование. 2. Наука в первой половине XIX в. 3. Просветительская деятельность 4. Театр в первой половине XIX в. 5. Отечественная музыкальная культура первой половины XIX в. 6. Русское изобразительное искусство в первой половине XIX века 7. Скульптура. 8. Русская архитектура первой половины XIX в. Градостроительство. Основная литература История России в двух томах. 2 том Москва: «АСТ» 2009. История России 19 - начала 20 вв. [Текст]: Учебник для исторических факультетов университетов / Под ред. В.А. Федорова. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: ВИТРЭМ, 2002   0,5
17-18 17-18 Тема 15. Развитие русской исторической науки и литературы в первой половине XIX в. План занятия: 1. Общество истории и древностей российских. 2. Писатель и историк Н. М. Карамзин 3. С. М. Соловьев. 4. Расцвет литературы в первую половину XIX в. как «золотой век» русской культуры. 5. Романтизм В. А. Жуковского 6. Поэты и писатели — декабристы (К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, А. А. Бестужев-Марлинский). 7. Реализм во второй четверти XIX в. А. С. Пушкин. 8. Деятельность литературных журналов «Современник» и «Отечественные записки». 9. Литературная полемика, идейная борьба и цензура во второй четверти XIX в. Основная литература История России в двух томах. 2 том Москва: «АСТ» 2009. История России 19 - начала 20 вв. [Текст]: Учебник для исторических факультетов университетов / Под ред. В.А. Федорова. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: ВИТРЭМ, 2002    
    4 семестр    
1-2   Темы 1. Отмена крепостного права План занятия:   1. Общественный кризис конца 50-х годов. 2. Предпосылки крестьянской реформы: исчерпанность экстенсивного развития феодализма; нарастание динамики крестьянских выступлений; рост общественной активности; распространение либеральных ценностей, последствия Крымской катастрофы. 3. Подготовка реформы. 4. Записки М.П. Погодина, Ю.Ф. Самарина, К.Д. Кавелина и их значение. 5. Создание Главного и губернских комитетов. 6. Организация Редакционных комиссий и значение их деятельности. 7. Личность Александра II. 8. Окружение царя и борьба за выработку формулы реформы. 9. Деятельность и общественная роль Я.И. Ростовцева, Н.А. Милютина, великого князя Константина Николаевича. 10. Консервативная оппозиция. Радикалы и их отношение к реформе. 11. Содержание реформы. 12. Манифест 19 февраля и Местные положения. 13. Права крестьян. Решение аграрного вопроса. Крестьянская община. Выкупная операция. 14. Отношение к реформе крестьянства. Восстание в селе Бездна. 15. Результаты и историческое значение крестьянской реформы. Основная литература История России в двух томах. 2 том Москва: «АСТ» 2009. История России 19 - начала 20 вв. [Текст]: Учебник для исторических факультетов университетов / Под ред. В.А. Федорова. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: ВИТРЭМ, 2002. Медушевский А.Н. Великая реформа и модернизация России // Отечественная история 2011 №1 С. 3-27. Дополнительная литература: Ерошкин Н.П. Выстрел у Летнего сада. // Вопросы истории. –1993.-№7.-С.170-173. Режим доступа: https://elibrary.ru Захарова Л.Г. Александр II. // Вопросы истории. –1992. -№6/7. –С.58-79. Режим доступа: https://elibrary.ru Захарова Л.Г. Дневник цесаревича. //Родина.-1993.-№1.-С.54-59 Режим доступа: https://elibrary.ru Захарова Л.Г. Освободительные реформы в России. //Знание сила. –1992.-№2-С.19-22. Режим доступа: https://elibrary.ru Иловайский Д. Александр II Освободитель. // Иловайский Д. Очерки отечественной истории. –М., 1995.-С.458-487. Ковальченко И.Д. Консерватизм, либерализм и радикализм в России в период подготовки крестьянской реформы 1861г. // Отечественная история. –1994.-№2.-С.3. Режим доступа: https://elibrary.ru   0,5
    Тема 2. Либеральные реформы 60-70-х годов. План занятия: 1. Источники и историография. 2. Подготовка и проведение земской реформы. 3. Комиссия Н.А. Милютина. 4. Комиссия П.А. Валуева. 5. Положение о губернских и уездных учреждениях 1 января 1864 года. 6. Система выборов. 7. Структура и деятельность земских организаций. 8. Судебная реформа. 9. Различные взгляды по вопросу судебной реформы. 10. Уставы 20 ноября 1864 года. 11. Основные принципы новой судебной системы. 12. Структура суда. Последствия и значение судебной реформы. 13. Городская реформа. Первые предложения о реорганизации городского управления. 14. Городовое положение 16 июня 1870 года. Структура и функции городской системы управления. 15. Социальные аспекты земской и городской реформ. 16. Финансовые реформы. Предложения В.А. Татаринова. Основные положения финансовых реформ. 17. Реформы в сфере просвещения. Воскресные школы. Начальное образование. Высшие женские курсы. 18. Реформа печати. 19. Военные реформы. Предпосылки военных преобразований. Программа деятельности правительства в военном строительстве. Перестройка комплектования армии. Изменения в системе подготовки военных кадров. Перевооружение армии. 20. Историческое значение либеральных реформ для модернизации страны. Незавершенность либеральных преобразований. Основная литература История России в двух томах. 2 том Москва: «АСТ» 2009. История России 19 - начала 20 вв. [Текст]: Учебник для исторических факультетов университетов / Под ред. В.А. Федорова. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: ВИТРЭМ, 2002. Медушевский А.Н. Великая реформа и модернизация России // Отечественная история 2011 №1 С. 3-27 Дополнительная литература: Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России.- М., 1983 Репинецкий С.А. Московский цензурный комитет и политика в отношении печати накануне отмены крепостного права // Отечественная история 2011 №2 С. 109-116. Стафёрова Е.Л. Образование и религия в 1860-1870 годах: взгляд из Министерства Народного Просвещения // Отечественная история 2010 №6 С. 70-83 Долбилов М.Д. Александр II и отмена крепостного права. // Вопросы истории. –1998.-№10.-С.32-51. Режим доступа: https://elibrary.ru Долбилов М.Д. Сословная программа дворянских олигархов в 1850-1860-х годах. // Вопросы истории. –2000.-№6.-С.32-52. Режим доступа: https://elibrary.ru Зайончковский П.А. Перевооружение русской армии в 60-70-х годах XIX в. // Исторические записки. –И., 1951.-С.64-100. Земская реформа. // Реформы Александра II –М., 1998. –С.211-230. Режим доступа: https://elibrary.ru Римский С.В. Церковная реформа 60-70-х годов XIX в. // Отечественная история. –1995. -№4.-С.166-175. Режим доступа: https://elibrary.ru Спижалин А. Судебная реформа 1864 года. // Российская юстиция. – 2001. -№5. –С.39-42. Режим доступа: https://elibrary.ru   0,5
    Тема 3. Историография правления Александра II. План занятия 6. Современники об Александре II. 7. Дореволюционная историография правления Александра II. 8. Советская историография правления Александра II. 9. Современные историки о реформаторской деятельности правительства Александра II. 10. Оценка преобразований в области экономики и социально-политической жизни страны. Основная литература История России в двух томах. 2 том Москва: «АСТ» 2009. История России 19 - начала 20 вв. [Текст]: Учебник для исторических факультетов университетов / Под ред. В.А. Федорова. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: ВИТРЭМ, 2002. Дополнительная литература: Основная литература История России 19 - начала 20 вв. [Текст]: Учебник для исторических факультетов университетов / Под ред. В.А. Федорова. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: ВИТРЭМ, 2002. Корелин А.П. Аграрный сектор в народнохозяйственной системе пореформенной России (1861-1914 гг.) // Отечественная история 2011 №1 С. 42-55. Дополнительная литература: Ляшенко Л.М. Царь – Освободитель. –М.,1994. –299с., с илл. Осипова М.Н. После Крымской войны [Великие реформы второй половины XIX в.]. // Военно–исторический журнал. –1992.-№2.-С.4-13. Режим доступа: https://elibrary.ru Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. –Ставрополь, 1993. –Гл. XVI.-C335. Реформы Александра II. –М., 1998 Смирнов К. Великая бесплодная реформа. // Власть. –2001.-№8.-С.24-25. Режим доступа: https://elibrary.ru Чистяков О.И., Новицкая Т.Е. Реформы Александра II. –М.,1998. Чулков Г. Александр Второй. // Чулков Г. Императоры. -М.,1993.-С.283-325.   0,5
    Тема 4. Экономическое развитие России 1860-1870е гг. План занятия: 1. Переломный характер 60-70-х годов. Тенденции в развитии землевладения и землепользования. 2. Втягивание сельского хозяйства в капиталистические отношения. 3. Структура землепользования. 4. Многоукладный характер экономики страны. 5. Развитие «ситцевого капитализма» в центральном районе. 6. Завершение промышленного переворота. 7. Основные промышленные регионы, изменение промышленной географии. 8. Особенности пореформенной промышленности. Развитие транспорта и промышленной инфраструктуры. 9. Кредит и банки в России 10. Иностранный капитал в стране. Причины и сферы притока иностранного капитала. Основная литература История России в двух томах. 2 том Москва: «АСТ» 2009. История России 19 - начала 20 вв. [Текст]: Учебник для исторических факультетов университетов / Под ред. В.А. Федорова. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: ВИТРЭМ, 2002. Корелин А.П. Аграрный сектор в народнохозяйственной системе пореформенной России (1861-1914 гг.) // Отечественная история 2011 №1 С. 42-55. Дополнительная литература: Нефедов С.А.К дискуссии об уровне потребления в пореформенной и предреформенной России // Отечественная история 2011 №1 С. 73-86. Лизунов П.В. Архангельская купеческая биржа в XVIII-XIX вв. // Отечественная история 2009 №3 С. 57-65 Тимошина Т. М. Экономическая история России – М., 1998 Коломиец А.Г. Бремя «Великих реформ»: финансы России в правление Александра II. // Финансы. –2000.-№11.-С62-66. Режим доступа: https://elibrary.ru Ляшенко Л.М. Царь – Освободитель. –М.,1994. –299с., с илл.   0,5
    Тема 5 Социальное развитие России 1860-1870е гг. План занятия: 1. Сельская община в пореформенную эпоху. 2. Дискуссии в исторической литературе о характере крестьянской общины. 3. Факторы, сдерживающие капиталистическую модернизацию пореформенной деревни. 4. Социальное расслоение в русской пореформенной деревне. 5. Дискуссии в литературе о степени расслоения русской деревни. 6. Малоземелье, чересполосица и отработки в крестьянском хозяйстве. 7. Капиталистическая «перестройка» помещичьего хозяйства и причины ее замедленности. 8. Теория о двух путях развития капитализма в сельском хозяйстве. 9. Изменение социальной структуры российского общества. 10. Основные социальные группы. 11. Урбанизация - как следствие индустриализации страны. 12. Особенности социально-экономического развития страны. Основная литература История России в двух томах. 2 том Москва: «АСТ» 2009. История России 19 - начала 20 вв. [Текст]: Учебник для исторических факультетов университетов / Под ред. В.А. Федорова. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: ВИТРЭМ, 2002. Дополнительная литература: Горская Н.И. Свободный крестьянин перед мировым и волостным судом (местная юстиция в 1860-1880-х гг.) // Отечественная история 2011 №1 С. 28-41. Майорова А.С. Культура и повседневная жизнь дворянства Саратовской губернии в конце XVIII - первой половине XIX века // Отечественная история 2010 №4 С. 118-134 Корнилов А. А. Курс лекций по русской истории ХIХ века-М., 1993. Леонтович В. В. История либерализма в России 1762-1914 гг. – М., 1995. Маслова И.В. Будни и праздники купечества уездных городов Вятской губернии XIX - начала XX века. // Отечественная история 2010 №4 С. 134-142.     0,5
    Темы 6. Освободительное движение в России в 60-е годы. План занятия: 1. Основные направления общественного движения в России. 2. Генезис народничества. А.И. Герцен – родоначальник народнического социализма. 3. Жизненный путь Герцена. 4. Роль «духовной драмы» 1848 г. в становлении концепции «русского социализма». 5. «Вольная русская типография» и ее роль в русском революционном процессе. 6. Герцен и западники. Герцен и славянофилы. «Колокол» и «Современник»: проблема взаимоотношений. 7. Философское и социальное наследие Герцена. Сложность и противоречивость мировоззренческой программы Герцена. 8. Н.Г. Чернышевский и его роль в общественном движении. Истоки мировоззрения Чернышевского. Дискуссия в историографии о типологии общественно-политической программы Чернышевского. Чернышевский и революционное подполье. 9. «Современник» и полемика его авторов с Герценом и либералами. 10. Нигилизм в России. 11. Д.И. Писарев, его жизнь и взгляды. Публицисты «Русского слова». 12. Революционное подполье в России в 60-е годы. 13. «Прокламационный период» освободительного движения. 14. Образование «Земли и воли»: программа и лидеры. 15. Кружок «ишутинцев». Нечаев и его роль в революционном движении. 16. Либеральное движение в 60-е годы. 17. «Почвенничество» Н.Н. Страхова и Ф.М. Достоевского. 18. Общественно-политические взгляды К.Н. Леонтьева, К.П. Победоносцева. 19. Роль «охранительной» прессы. Основная литература История России в двух томах. 2 том Москва: «АСТ» 2009. История России 19 - начала 20 вв. [Текст]: Учебник для исторических факультетов университетов / Под ред. В.А. Федорова. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: ВИТРЭМ, 2002. Дополнительная литература: Леонтович В. В. История либерализма в России 1762-1914 гг. – М., 1995. Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика / под ред. В.Я. Гросула. М., 2000.     0,5
    Тема 7. Общественное движение 70- 80-х годов. План занятия: 1. Теоретики народнической доктрины. 2. Историография анархизма и бакунизма в России. 3. М.А. Бакунин. Вехи жизненного пути: от Гегеля до сформировавшейся анархистской доктрины. 4. Основные положения анархистской доктрины. 5. Историография лавризма. Жизненный путь Лаврова. 6. «Исторические письма» и их роль в становлении сознания российской радикальной интеллигенции. 7. Пропагандистское направление и программа «Вперед!». 8. П.Н. Ткачев как родоначальник русского бланкизма. 9. Жизненный путь и деятельность Ткачева и его «Набат». 10. Н..К. Михайловский: историография, литературная и общественная деятельность. 11. Программа реформаторского народничества. Теория и практика «малых дел». Основная литература История России в двух томах. 2 том Москва: «АСТ» 2009. История России 19 - начала 20 вв. [Текст]: Учебник для исторических факультетов университетов / Под ред. В.А. Федорова. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: ВИТРЭМ, 2002. Дополнительная литература: Леонтович В. В. История либерализма в России 1762-1914 гг. – М., 1995. Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика / под ред. В.Я. Гросула. М., 2000.    
    Тема 8. Общественное движение 70- 80-х годов План занятия: 1. Становление либерального социализма. 2. Деятельность народнических кружков. 3. «Хождение в народ» и причины его неудачи. 4. «Земля и воля» 70-х годов. Ее раскол. 5. Возникновение и деятельность партии «Народная воля». 6. Народовольчество в отечественной историографии. 7. «Черный передел»: цели, средства, особенности деятельности. 8. Рабочее движение 70-х годов и зарождение марксизма в России. 9. Первые марксистские работы Г.В. Плеханова. Полемика с народничеством. 10. Земско-оппозиционное и либеральное движение: историография, идейные установки, формы деятельности, особенности. 11. Консервативная мысль в 80-90- е годы. Н.Я. Данилевский и Л.А. Тихомиров. Основная литература История России в двух томах. 2 том Москва: «АСТ» 2009. История России 19 - начала 20 вв. [Текст]: Учебник для исторических факультетов университетов / Под ред. В.А. Федорова. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: ВИТРЭМ, 2002.   0,5
    Тема 9. Внутренняя политика самодержавия на рубеже 70-80-х годов. План занятия: 1. Характеристика государственного строя. 2. Центральные и местные органы власти. 3. Проявление консервативных тенденций во внутренней политике 70-х годов. 4. Нарастание социально-политического напряжения в обществе. 5. Политический кризис конца 70-х - начала 80-х годов: историография, предпосылки, проявления. 6. Деятельность М.Т. Лорис-Меликова. 7. События 1-го марта 1881 года. 8. Причины срыва либеральных реформ в России. Основная литература История России в двух томах. 2 том Москва: «АСТ» 2009. История России 19 - начала 20 вв. [Текст]: Учебник для исторических факультетов университетов / Под ред. В.А. Федорова. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: ВИТРЭМ, 2002. Дополнительная литература Кропоткин П. А. Записки революционера - М., 1990. Победоносцев К. П. Сочинения. СПб., 1995. Тейфман.А Революционный террор в России 1894-1917. М., 1997.    
    Тема 10. Эпоха «контрреформ» Александра III. План занятия: 1. Источники и историография внутренней политики правительства 80-90-х годов. 2. Предпосылки перехода к политике «консервативной модернизации». 3. Личность Александра III. 4. Положение об усиленной и чрезвычайной охране. 5. Земская и городская контрреформы. 6. Национальная политика. 7. «Временные правила о печати». 8. Противоречивый характер социальной и экономической политики. 9. Рабочий вопрос. Государственная деятельность С.Ю. Витте. 10. Результаты внутренней политики. Основная литература История России 19 - начала 20 вв. [Текст]: Учебник для исторических факультетов университетов / Под

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: