ГЛАВА 2. ТЕМА СМЕРТИ В КУЛЬТУРЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Ренессанс — результат уникальной культурно-исторической ситуации Италии. В социальном плане это можно объяснить тем, что треченто и кватроченто были в Италии относительно благополучной эпохой. Разумеется, были междоусобные войны, неурожаи, эпидемии чумы, мятежи и изгнания. Но всё это было достаточно локально. До конца 20-х годов XVI века страна не знала опасностей извне. До Саванаролы не было социальных взрывов большого масштаба. Другие европейские страны в это время изведали борьбу с турками и татаро-монголами, Столетнюю войну, распрю Алой и Белой розы, гуситское движение, Жакерию и т.д. Италия стала самой богатой и культурной областью Европы. То был более или менее плавный взлёт цивилизации, без кровавого хаоса и нервных судорог. Ренессанс имел под собой прочную социальную опору в многослойной, но относительно однородной городской культуре, стабильной к этому времени. Причём это была культура не бунтующих одиночек, а победоносных и уверенных в своей правоте и исторической перспективе общественных групп. Во внутреннем духовном плане Ренессанс был медленно и основательно подготовлен проторенессансом с его светскими и антикизирующими тенденциями. Внешние и психологические предпосылки были редкостно благоприятны для того, чтобы создать новый тип культуры и человека, смело предположившего, что он может позволить себе радоваться жизни. [9]
|
|
Но все мы смертны. И вопрос об отношении жизни и смерти приходится решать каждой культуре. Средневековый человек чувствовал себя ничтожным и греховным в этом мире, но находил выход в ожидании счастья загробного. Вера в Бога давала возможность жить среди людей и бед.
Радостное открытие ценности человеческого тела в эпоху кватроченто сменилось в XVI веке вновь обретённым пониманием того, что человек не есть просто функция тела. Но к пониманию человека как функции духа прийти было тоже невозможно. Это противоречие существует всегда и всюду. Ренессансное сознание, по-видимому, не могло вместить в себя смерть. Ренессансный человек не желал и не мог взглянуть ей в глаза с той прямотой, которые доступны последовательно религиозному или атеистическому сознанию. Но ренессансный человек был человеком с религиозными традициями и отсутствием религиозных потребностей, — и почва уходила у него из-под ног. Возрождение в целом и Высокое Возрождение в частности пыталось совместить духовность и телесность, вечность и посюсторонность. Мысль о смерти была несовместима с мифом о человеке, который творил Ренессанс, с героической и гармонической личностью, о которой он мечтал. Ренессансная культура принципиально не трагедийна по своей конструкции, но поскольку человек по своей конструкции принципиально смертен, то трагическое следовало за этой культурой подобно лёгкой, но неотвязной тени.
|
|
Все мы здесь в желанье ласки
Славим Вакха и Любовь.
Славим песни, славим пляски!
Пусть бежит по жилам кровь.
Пусть живём мы в вечной сказке,
В этом нашей жизни суть,
Счастья хочешь, — счастлив будь
Нынче, завтра — неизвестно.
Юность, юность, ты чудесна,
Хоть проходишь быстро путь!
(карнавальная песнь, сочинённая Лоренцо Великолепным)[10]
«Среди часов, отпущенных живущему, постоянно бывают потеряны те, что ты не использовал. Вчерашний день прошёл, в завтрашнем нет уверенности. Итак, ты живёшь сегодня. Смерть, неизбежный предел для всего родившегося, всегда полезна для того, кто растрачивает жизнь, и не опасна тому, кто прожил её хорошо»[11]. Ренессансного гуманиста вечно жгло это ощущение ответственности за собственную судьбу, за осуществление таящихся в нём божественных сил и возможностей. Это духовное напряжение сказалось в искусстве, оно чувствуется если не на втором, то на третьем, пятом, десятом плане всегда.
В открытом виде высокая трагедия явилась только на излёте Ренессанса в результате крушения этого типа культуры, и в основном в других странах. В Италии же единственный подлинно трагедийный ренессансный художник — Микеланджело. Борение со смертью стало лейтмотивом его, когда он намного пережил свой век, себя самого юного, воспитывавшегося при дворе Лоренцо Великолепного, и вместе с ним сам Ренессанс пережил себя.
Распад Ренессанса нельзя объяснить только внешними социальными причинами — вторжением иностранных войск, общенациональным упадком и смещением торговых путей на Север. Просто под действием реальности пала сочинённая и потому уязвимая культура. Сама её праздничность и идеальность была предпосылкой этого. Оказалось, что нельзя создать рай на земле в пределах, например, садов Медичи.