Послевоенное развитие Южной Кореи

Ли Сын Ман в 1952 году был вновь переизбран. В ноябре он внес поправки в конституцию, которые дали ему как президенту почти неограниченные полномочия и значительно урезали права премьер-министра, тогда же были изменены законы об упорядочивании печати, о контроле проведения демонстраций. Всё это расширяло возможности для политического произвола. Это на фоне глубокого экономического кризиса в стране и разрухи. Земельная реформа не принесла облегчения населению, по этой реформе у помещиков изымались излишки земли и передавались крестьян, причем правительство провозглашало необходимость дробления крупных наделов. В результате 900 тыс. крестьян получили около 3-х тыс. гектар земли. Это привело к смягчению социальных противоречий в деревне, но обеспечения продовольствием не произошло. Уровень промышленного производства также оставался на низком уровне. В городах массовая безработица, высокий уровень инфляции. Разворачивается массовое оппозиционное движение, выступления против режима Ли Сын Мана. В 1958 году оппозиционные партии получили поддержку при выборах в парламент, но в результате подтасовок на президентских выборах 15 марта 1956 года, главой государства вновь был объявлен Ли Сын Ман. Это привело к возмущению народа. Первые выступления уже 15 марта, в день объявления итогов голосования. К апрелю эти выступления распространились на всю страну, переросли в столкновения с полицией, Сеул практически в руках демонстрантов, армия вышла из подчинения. На экстренном заседании парламента была принята резолюция об отставке президента и проведении новых выборов. Ли Сын Ман был вынужден покинуть страну. Эти события вошли в историю как апрельская революция. Было создано правительство из прежней оппозиции, а 1 октября 1960 года была провозглашена вторая республика. Новое правительство (Чан Мен – премьер-министр) взяло курс на сближение с Северной Кореей, заявило о стремлении создать государство всеобщего благоденствия, но в то же время правительство ничего не сделало для стабилизации ситуации в стране, для уменьшения безработицы, рассорилось с военными, объявив о сокращении армии. В этих условиях группа военных во главе с генералом Пак Чжон Хи совершило переворот 15 – 16 мая 1961 года. В стране было введено военное положение, распущено Национальное Собрание, запрещено проведение митингов и демонстраций и началось преследование сторонников соглашений с КНДР, наиболее видные из них были убиты, остальные приговорены к длительным срокам тюремного заключения. В 1962 году в условиях военного положения был проведен референдум по новой конституции, которая предоставила Паку как президенту ещё большие полномочия. В октябре 1963 года в той же обстановке были проведены выборы президента и парламента, в которых победу одержал Пак Чжон Хи. Провозглашена 3 республика, Корея вернулась к временам Ли Сын Мана, власти периодически использовали ввод чрезвычайного положения в своих интересах. Однако несмотря на авторитарный режим, в его правление начинается стабилизация экономики, что позволяло ему претендовать на роль отца корейской нации. В основе политики лежала регулирующая роль государства, составление долгосрочных планов развития государства. Реализация первого пятилетнего плана была намечена на 1962 – 1966 годы. Упор был сделан на развитие сельского хозяйства, крестьяне получили возможность брать кредиты под низкий %, государство взяло на себя часть долговых обязательств крестьян. Успехи в сельском хозяйстве сделали возможными преобразования в промышленности. В середине 60-х годов правительство перешло к политике индустриализации через экспорт, приняв специальные меры для развития экспортных производств, для привлечения иностранного капитала и контроля со стороны государства за эффективным использование средств. Доходы от экспорта за 1 пятилетку выросли с 50 млн. до 1млрд. $. Государство предоставляло гарантии по займам в случае реализации крупных проектов иностранными инвесторами. Проявилась регулирующая роль государства при выделении приоритетных направлений производства. Были созданы зоны, где частные предприниматели могли создавать на льготных условиях предприятия по производству электроники и т. д. На протяжении 70-х годов правительство тратило на поддержание производства не менее 10% ВНП. 1965 год – Токио выплатил Сеулу крупные суммы как компенсацию за оккупацию и предоставил льготные кредиты. В середине 60-х годов Южная Корея делает рывок в развитии за счет расширения сначала легкой, а потом тяжелой промышленности, совершенствования сферы услуг и торговли. К 1983 году в период правления нового президента Чон Ду Хвана. Обьем ВНП достиг 75 млрд. $, 1875 $ на душу населения. Рост производства составил 8,6% ежегодно, экспорт превысил 23 млрд. $, причем в торговле с внешними партнерами был достигнут устойчивый положительный баланс. В вывозе товаров возросла доля технически сложных изделий. В качестве признания достижений Южной Кореи, Сеул был избрал в качестве места проведения олимпийских игр в 1988 году. Большинству оппозиционных политиков разрешили вести деятельность, снят запрет на распространение информации о соц. странах. С 1988 года начинается процесс установления дипломатических отношений со странами соц. лагеря. В мае 1988 года правительство и оппозиция пришли к соглашению о внесении демократических поправок в конституцию, при этом Чон Ду Хван старался оттянуть принятие изменений. Но это вызвало недовольство даже среди его ближайших соратников, таких как генерал Ро Де У, который также выставил свою кандидатуру на пост президента. Чон Ду Хвану пришлось уступить. Новая конституция граничила срок пребывания президента на посту 5 годами и 2 сроками, ограничила его права на использование чрезвычайных мер, усилены полномочия Национального Собрания, судьи стали более независимыми. Передача власти прошла мирным путём без вмешательства военных. В стране ослаблен ряд запретов, например запрет на забастовки. Было снято искусственное сдерживание роста заработной платы, значительно увеличились доходы основной массы населения. В конце 80-х годов уровень ВВП на душу населения составлял уже 5 тыс. $ в год. К настоящему времени он вырос до 12 – 13 тыс. $ в год. 90-е годы закрепили за Южной Кореей одно из ведущих мест среди новых индустриальных стран. По объемам ВВП у неё 13 место в мире. Это место не смог поколебать кризис 1997 года. В результате в Корее обанкротилось более 17 тыс. предпринимателей, правительство было вынуждено обратиться к МВФ и получило 57 млрд. $ для стабилизации экономики. В связи с преодолением последствий кризиса правительство президента Ким Тэ Чжуна перешло к новой политике в экономике, которая заключалась в развитии конкуренции и призвана ослабить влияние в стране чиболей, проводится их разукрупнение, компании переориентируются на узкую специализацию. Активно развивается автомобилестроение. Правительство ориентирует компании на проведение частных научных разработок, предоставляя им кредиты. Стабилизировалась и политическая обстановка в стране, ели не считать коррупционных скандалов, в которых были замешаны последние корейские президенты. Последние выборы также ознаменовались крупными коррупционными скандалами, в которых были замешаны высшие чины Кореи. На выборах 1998 года у власти оказался лидер оппозиции Ким Тэ Чжун. В 2002 году его сменил Но Му Хен. Затем к власти пришел Ли Мен Бак. При этом экономическая программа новых властей не изменилась. Это структурные реформы в промышленности, привлечение иностранных инвестиций, продвижение южнокорейской продукции на внешнем рынке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: