Жизнь города и первые поселенцы

Как видим, работа и жизнь кипели. Появились и первые торговцы и лавочники - надо же было кормить, поить и одевать несколько тысяч людей, строивших город, и среди них одним из первых получил в октябре 1789 г. право на торговлю в Николаеве Херсонский купец Иван Гусляков.
18 ноября 1790 г. Потемкин направил Фалееву ордер следующего содержания: "По умножению в городе Николаеве купечества и другого звания жителей случаются просьбы и разбирательства между ими, для которых и сохранения благоустройства необходимо надобно учредить магистрат и полицию". Первым градоначальником Николаева назначен колежский асессор Вороновский, городничим - отставной секунд-майор Д.Г.Якимович; капитан Неверов назначен городским архитектором, протоиерей Ефимий Савурский - главным священ ником, Иван Овцын - капитаном над портом*. Появляется и первый церковный хор с уставщиком прапорщиком Дьяковым.
В окрестностях Николаева по распоряжению князя Потемкина заводятся Адмиралтейские поселения (Копани, Богоявленск. Воскресенск, Богдановка, Знаменка, Калиновка), приписанные к Николаеву. Они должны были обеспечивать Адмиралтейство мастеровыми, каменщиками и другими рабочими людьми.
Пока обдумывали, где лучше строить город, И.И.Князев разработал чертежи землечерпательной машины, которую быстро сделали, и с ее помощью "прочистили" фарватер** через песчаный бар в устье Ингула, устранив это препятствие, о чем Потемкин как-то высказался: "потомки найдут способ, как устранить это неудобство" (но вышло значительно быстрей - не дожидаясь потомков). И поскольку уже город стал строиться вдоль Ингула, да и верфь почти была готова, князь решил оставить все как есть и не переносить город и верфь на Буг.
Весной 1790 г. Фалеев за свой счет соорудил первую в Николаеве церковь во имя Святого Николая Чудотворца. Эта небольшая деревянная церковь в честь покровителя города Николы Морского была поставлена в квартале между современными улицами Потемкинской, Шевченко, Наваринской и Пушкинской. Открылись и некоторые частные производства. На местной глине заработал фаянсовый завод, француз Трикет нашел в Богоявленске камень, из которого стал делать табакерки, трубки, пуговицы, плитку на пол и прочие нужные вещи.
Не обошли город и несчастья. В 1790 г. вспыхнул большой пожар, уничтоживший множество глинобитных мазанок под камышовыми крышами и деревянных домов. В связи с этим Потемкин запретил строить в Николаеве деревянные дома и предписал мазанки штукатурить, что бы они не вспыхивали, как костры. Князь проявлял большую заботу о сохранении лесов вокруг Николаева и Богоявленска и о поисках воды - ее не было, по-существу, в городе, а только по окраинам - в Спасске, в Богоявленске. Вышло запрещение рубить лес и прутья на фаберовой даче и распоряжение о сбережении лесов в окрестностях города. В 1790 г. Потемкин основал в Богоявленске школу "земледельства" во главе с профессором Ливановым - для обучения сельскому хозяйству местных жителей. Князь велел также привезти из разных стран всевозможные породы деревьев для акклиматизации и последующего разведения: тополь, шелковицу, дуб и другие. Были посеяны желуди для разведения дубовой рощи на правом берегу Ингула, за Стрелкой.
В 1789 году по предписанию Потемкина для разведения садов в Николаеве и Богоявленске доставлено Фалееву из Елисаветграда и Новомиргорода разных плодовых деревьев и кустарников 13450 штук. В 1790-1792 гг. из Крыма привезено разных деревьев на 300 рублей ассигнациями, из Херсона огородных семян на 95 рублей, из Аккерма-на множество деревьев и виноградных лоз, из Крыма - тополевых черенков и т.д.
В 1790 г. Князев разбил на местности кварталы и улицы, разметил площадь под базар, места под мясные лавки и под кладбище. По распоряжению Потемкина каждому двору нарезалась земля для разведения сада; вышло требование Потемкина к местным жителям, чтобы они разводили огороды - земли было множество, 1200 десятин, это - весь нынешний Николаев! В этом же году в Николаеве предполагалось проведение первой ярмарки, что уже вносило некоторое оживление в трудную и однообразную жизнь города. И тогда же выдано разрешение иностранцу "держать маскарад" - николаевцы начали веселиться!
Не обошлось и без казусов: "За нерадение к службе и употреблении на свои надобности казенного леса" был "отрешен от должности" архитекторский гзель Кирило Орлов - ученик архитектора Ванрезанта (из адмиралтейских мастеровых людей). Гзеля можно понять: в 1790 г., когда это произошло, ему было уже 35 лет, а его жене Марфе Титовой - 28. На жизнь не хватало, приходилось прихватывать из Адмиралтейства "шабашки". Вот еще интересный житейский факт: корабельному подмастерью Дмитрию Кузнецову (9 класса) было 40 лет, а его жене Ефросиний Ивановой - 19. У них было трое сыновей - Константин 5, Александр 3 и Николай 2 лет. Значит, когда Кузнецов женился, ему было около 34, а Ефросиний - около 13 лет! Женщин в Николаеве было мало (вдвое меньше, чем мужчин), и женились тогда на очень молодых. Старожил Николаева, второй после Савурского священник собора протоиерей Степан Заушкевич вспоминал, что для выполнения библейской заповеди - "плодитесь и размножайтесь" - из ближайших мест в Николаев приводили молодых женщин и девок и расставляли фронтом на огромной Адмиралтейской площади (совр.пл.Коммунаров). Потом выпускали из казарм мастеровых, которые выбирали себе спутницу жизни (кому кто достанется). Построив всех попарно, офицеры отводили затем их строем в церковь, где выстраивали внутри, а если не было места - то и на паперти, и священник венчал их всех разом.
Как же выглядел Николаев в первые свои годы? В Николаевском областном архиве сохранился любопытный документ - "Ведомость о географическом и экономическом положении Николаева и его уезда", составленный землемером Херсонского уезда поручиком Редилским 31 декабря 1791 г. В нем, в частности, отмечается:
"Дворов 26, мужского пола 105 человек, женского пола 42, десятин земли 1000.
На левом берегу Буга и в устье Ингула с левой стороны на возвышенном месте. В этом городе публичных строений поновости еще не имеется. Назначен 1 класса мужской Спаса-Николаевский монастырь. Жители большею частью из других мест разного звания пользуются вольной продажею съестных и питейных припасов. Водами этот город изобилен и вода здорова. В реке Буг ловится рыба осетра, белуга, стерлядь, севрюга, сазаны, вырезуб, щука, окунь, ерши и других родов довольно.
Река Буг противу города довольно глубокая и шириною в 600 саженей*** и по оной от Николаева до Днепровского лимана, а с оного по Черному морю в Константинополь и другие в Азию города корабельный ход быть может с отпуском железа, пеньки, канату, хлеба и других российских товаров".

ЭТО - официальное представление правительству России. А вот непосредственные впечатления от города В.Измайлова, совершившего путешествие "в полуденную Россию" и посетившего Николаев в конце XVIII в.
"Николаев стоит в долине, окруженной пригорками при впадении Ингула в Буг, в нескольких верстах от Черного моря. Адмиралтейство, крепость, суда, стоящие на якорях, служат главным украшением города. Соборная церковь во имя св. Григория есть здание вкуса и нежности".
Во всем можно согласиться с Измайловым, но где он увидел крепость? Разве что каменный забор, окружавший Адмиралтейство?
Первыми жителями города стали, в основном, женатые матросы и мастеровые, строившие суда и адмиралтейство. Их тысячами пешком пригоняли в город из центральной России. Кого только тут ни было! Например, из Галича и Костромы прибыли плотники, числом более тысячи. Потемкин переводил в Николаев своих крепостных из центральной Украины и Белоруссии. К ним добавлялись всякие "беспачпортные" бродяги, беглые крестьяне и солдаты, раскольники, попы-расстриги: вообще все, кто пожелал поселиться в городе, получали такое право. Помимо этого, в Николаеве осела часть пленных турок, которые приняли русское подданство, а некоторые и переменили веру; также и некоторые ногайцы, решившие покончить с кочевой жизнью. Среди жителей оказалось немало и уголовного люда, высланных колодников, бывших каторжников и других осужденных. Так что с первых дней существования население Николаева представляло своеобразный слоеный пирог, в котором среди нормальных сословий - дворян, военных, мещан и других попадалось немало преступного элемента. В какой-то степени город в первые годы был прибежищем отбросов общества, как и все южнорусские города того времени.
Среди ремесленников и торговцев было немало иностранцев. Прежде всего, это выходцы из бывшей Польши, из областей, присоединенных к России - поляки, ополяченные украинцы, евреи. Особенно много было евреев, бежавших из польских земель. Согласно распоряжению новороссийского губернатора Муромцева от 11 июня 1776 г., каждый приходящий на поселение в эти земли иудей должен был привести с собой пять христиан. Немало было в Николаеве греков, которых особенно привечал князь Потемкин. Своими распоряжениями он заставлял заселять Николаев ремесленниками и прочими "художниками" из переселенцев - немцев, итальянцев, французов и англичан.
Как пишет знаток старого города Н.М.Кумани, "всех их принимали без разбора, не спрашивая кто и откуда, и предлагали им всякое вспомоществование к водворению, беднейшим давали одежду и даже деньги для обзаведения. По части водворения пришлецов, употреблялся Фалеевым сподвижник его, купец Павел Афанасьевич Переверзев... Успешному заселению много способствовали: хороший климат, дарованные вновь заводимому городу льготы, привольные, девственные степи, реки, изобилующие разного рода рыбой, дешевизна всех жизненных припасов и возможность простому народу зарабатывать хорошие деньги".
Справедливости ради, надо отметить все же, что жизнь в городе была нелегкой. Летом - испепеляющий зной и тучи пыли, переносимые сильными ветрами, отсутствие хорошей воды (ее надо было привозить из Спасска, а это - дорого). Осенью и весной - промозглая слякоть, грязь по колено на некоторых улицах; зимой - свирепые пронизывающие ветры, иногда трескучие морозы и вьюги. А вокруг рыскали дикие звери, особенно, огромные степные волки, нередко забегавшие в город. Отсутствие лесов вокруг приводило к недостатку дров для отопления, поэтому жители приспособились топить печи "ломпачами" - лепешками из соломы, глины и коровьего кизяка. Так что жизнь в новом городе была весьма далека от идиллической картины, которую иногда нам рисуют историки. Но, несмотря ни на что, город рос и развивался, оправдывая радужные надежды Потемкина. Уже через год он превратился из маленького села в небольшой городишко, население которого за год выросло в десять раз, вот цифры из переписи 1792 года:

церковь........................................................................1
казарм.....................................................................100
магазинов (складов).................................................13
домов (каменных и деревянных)............................158
мазанок....................................................................209
землянок....................................................................61
лавок........................................................................ 149
погребов....................................................................23
жителей обоего пола............................................1566

Как видим, на каждых десять жителей приходилось более одной лавки и погреба. А это говорит уже о хорошо развитой торговле. И действительно, к этому времени были построены Каменные лавки на Магистратской площади, Магистрат с кофейнями и лавками, огромные двухэтажные Греческие ряды на нынешней Адмиральской улице, занимавшие весь квартал, Красные ряды на нынешней Советской улице и прочие.

*Начальник военного порта.
**Глубоководный канал, проход для судов в мелких местах.
***Одна сажень - 2 м 16 см.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: