Оборона Николаева

Многие читатели, проезжая поездом мимо морского порта, обращали, по-видимому, внимание, что в районе нефтеналивных баков поезд "прорезает" какие-то земляные сооружения, похожие на старую крепость. Невольно возникает вопрос, а не остатки ли это каких-то укреплений. Да, вы правы: эти глубокие рвы и высокие валы - бывшие укрепления, возведенные для защиты Николаева 140 лет тому назад, в разгар Крымской войны.
В середине прошлого века Николаев фактически оказался единственным центром военного судостроения на Черном море, поэтому стратегическое значение его было велико, что, конечно, хорошо знало военное руководство антирусской коалиции, в которую входили Франция, Англия, Турция и Сардиния. Помимо кораблестроения, в Николаеве находилось военное управление Черноморским флотом и вся его хозяйственно-административная часть, обширные артиллерийские склады и т.п. В городе было сосредоточено около 40 тысяч войск. Через Николаев проходили стратегические дороги, связывавшие Одессу и Крым с Центральной Россией и включившие сложную переправу через Бугский лиман. Вместе с тем, город фактически не был защищен ни с суши, ни с моря, если не считать слабых старых укреплений: Кинбурнской крепости и Николаевского замка в Очакове. В Николаевском порту не было и крупных судов, которые могли бы огнем своей артиллерии поддержать оборону города.
В 1854 г., чтобы прикрыть город с моря, в Днепровско-Бугский лиман была послана небольшая флотилия под командой командира строившегося корабля "Босфор" капитана 2-го ранга Ендогурова. Этот небольшой отряд состоял из военных пароходов "Петр Великий" и "Дарго" и пяти канонерских лодок*. Флотилия несла боевую вахту с апреля по ноябрь, находясь у Кинбурна. 22 сентября произошло сражение между русским отрядом и англо-французской эскадрой, состоявшей из четырех пароходо-фрегатов: "Сидон", "Касик", "Катон" и "Инфлексибль". Несмотря на неравные силы, наш отряд, поддержанный батареями Очакова, нанес повреждения трем пароходам и заставил нападавших покинуть поле боя. В бою отличился священник Г.Д.Судковский - отец знаменитого художника-мариниста Р. Г. Судковского. Находясь на батареях Очакова, он не только воодушевлял солдат, но и сам помогал артиллеристам, за что впоследствии был награжден боевой медалью.
Так провалилась первая попытка союзников прорваться в лиман, а затем и к Николаеву.
26 августа 1855г., после 349 дней героической обороны, защитники Севастополя, взорвав все укрепления и склады и затопив последние суда, оставили самую важную южную часть города и перешли на северную сторону. Севастополь фактически пал, и это создало возможность англо-французским войскам перейти к следующему этапу войны - захвату других стратегических приморских городов. Обеспокоенный этим, Александр II в письме главнокомандующему русской армией в Крыму князю М.Д.Горчакову писал: "Из всего южного побережья, занимаемого войсками Южной армии, по моему мнению, Николаев может преимущественно привлечь союзников, которые сделав высадку, могли бы уничтожить все заведения Черноморского флота и нанести тем окончательный удар могуществу нашему на Черном море. Поэтому на сохранение Николаева должно быть обращено все наше внимание".
Понимая всю важность защиты Николаева, Александр II 13 сентября прибыл в город вместе с двумя своими братьями, одного из которых он назначил командующим артиллерией, а второго - командующим инженерными работами. Город был объявлен на осадном положении. Срочно принялись за разработку плана обороны. Для составления проекта укрепления города и руководства оборонительными работами по приказу царя в Николаев прибыл прославленный инженер, генерал-майор Э.И.Тотлебен, который был официально назначен "помощником" командовавшего инженерной частью великого князя Николая Николаевича.
По плану генерала Тотлебена, учитывавшему опыт обороны Севастополя, вокруг Николаева в очень короткий срок была возведена линия люнетов и батарей, которые надежно прикрыли город с суши. При каждом фортификационном сооружении возвели склады боеприпасов и блиндированные казармы для личного состава. Чтобы не допустить прорыва кораблей союзников по Бугскому лиману, вдоль него была сооружена глубокоэшелонированная оборонительная система, состоявшая из земляных редутов и батарей. Первая батарея располагалась у устья Ингула и прикрывала вход в Адмиралтейство. Она находилась на мысу слева от современного моста через Ингул (если идти из центра города). Ее четкий профиль просматривается и сейчас с моста. Вторую батарею поместили напротив Спасского рейда между Варваровкой и Большой Коренихой на склоне балки (сейчас в этой балке разбиты сады горожан). Следующая батарея размещалась на конце Лесковой косы. Между Дидовой хатой и Малой Коренихой, где Бугский лиман своим фарватером прижимается к правому берегу, возвели четвертую батарею.
Самые мощные оборонительные сооружения были созданы сразу же за пределами города, у Широкой Балки. Здесь воздвигли пятиугольный в плане земляной редут с валом и рвом (именно мимо него проходят поезда к старому Николаевскому вокзалу). И сейчас, хотя валы от старости осели, а рвы потеряли былую глубину, это укрепление производит внушительное впечатление.
Впоследствии оно получило название Бугский редут или Кауфмановская батарея (возможно, по имени инженер-генерала К.П.Кауфмана, командовавшего с сентября 1855г. лейб-гвардии саперным батальоном). Память об этой батарее хранит улица Старо-Крепостная в Широкой Балке, идущая от батареи к Октябрьскому проспекту.
Но, поскольку выстрелы Кауфмановской батареи не могли накрыть всю глубокую часть лимана, то со стороны Малой Коренихи поперек была насыпана узкая дамба, перекрывавшая половину ширины акватории. На ее конце насыпали остров, укрепленный камнем и защищенный валами. Здесь также поставили батарею, которая вместе с Кауфмановской могла накрыть выстрелами всю оставшуюся часть лимана. Это укрепление получило название Константиновская батарея, а в конце прошлого века из-за формы, напоминавшей флагшток с флагом, его переименовали в Флагшток. Однако, это название не прижилось, и батарея на современных морских картах называется Константиновской. В помощь к ней на мысу Малой Коренихи соорудили еще одну батарею.
Последние батареи были построены на естественно выдвинутых в лиман косах - Волошской и Русской. Дальше по Днепровско-Бугскому лиману оборонительную линию продолжали укрепления Очакова, Кинбурна и блок-форта между ними (современный Первомайский остров).
Чтобы еще более затруднить прорыв судов к Николаеву, между Кауфмановской и Константиновской батареями поперек оставшегося зеркала воды были вбиты деревянные бревна-ряжи, укрепленные камнями, а оставшийся 100-саженный проход защитили якорными минами, взрывавшимися по проводам с берега. Заметим, что это было первое применение на Черном море морских мин.
По проекту Тотлебена, Николаев должны были защищать 1088 орудий, но к моменту заключения мира в 1856 г. было установлено только 563 орудия. Этот проект впоследствии был издан, как образцовое руководство по фортификации ("Записка о вооружении укреплений г.Николаева и вообще укрепленных позиций, предназначенных выдержать осаду", 1855 г.).
Не была забыта и старая городская стена, ограждавшая Николаев с востока по узкому перешейку между Ингулом и Бугским лиманом. Ее срочно отремонтировали, проделали бойницы и пристроили площадки для стрелков, и хотя ее защитные качества были чисто символическими, она также была включена в план обороны города. Этими работами занимался военный инженер капитан А.М. Казаков (внук знаменитого архитектора М.Ф. Казакова), который после отставки работал гражданским архитектором.
И наконец, оборону города завершал отряд небольших военных судов, который выстроился в две боевые линии: напротив Спасска (нынешний яхт-клуб) и у Большой Коренихи. Он должен был отбить суда, которые смогли бы прорваться через защитные батареи Бугского лимана.
Для возможности маневрирования войсками Южной армии, располагавшимися на обширной территории между Одессой и Херсоном, было решено медлительную и неудобную лодочную переправу через лиман заменить наплавным мостом между Варваровкой и Спасским садом (рядом с современным речным вокзалом). Мост был быстро наведен корабельным инженером А.С.Акимовым, использовавшим для этого корабельный лес, за что Акимов получил правительственную благодарность. Первый мост хорошо помнят старожилы Николаева: он был снят только после постройки нового железобетонного разводного моста, прослужив свыше 100 лет.
Предположения русского правительства о возможности нападения на Николаев подтвердились еще в ходе оборонительных работ.
В октябре флот союзников в количестве 90 судов предпринял попытку прорваться в лиман. В составе этого флота впервые появились бронированные плавучие батареи, (канонерские лодки), которые стерли с лица земли слабую Кинбурнскую крепость, сами не получив серьезных повреждений; армада, несшая десятитысячный десант, получила возможность войти в Днепровско-Бугский лиман.
Оборонительные работы были форсированы, и в ноябре Николаев был уже вне опасности.
После занятия Кинбурна союзники несколько раз пытались с помощью бронированных батарей прорваться к Николаеву и доходили даже до Волошской косы, но здесь, в узком проходе, попадали под перекрестный огонь двух укрепленных батарей и вынуждены были отступать. Так наш город был спасен от захвата англо-французскими войсками. Мощным Кауфмановской и Константиновской батареям так и не пришлось вступить в битву. Единственными их выстрелами были салюты при посещении Николаева "высокими особами". Отметим, что руководство сооружением всех оборонительных объектов осуществлял вице-адмирал Н.Ф. Метлин, который впоследствии стал главным командиром Черноморской флотилии, оставшейся после затопления в Севастополе главных сил флота. На него же была возложена оборона города.
В заключение остановимся на одном интересном факте. Незадолго до ухода А.С.Грейга с поста главного командира Черноморского флота и портов, в июне 1833 г., он получил от морского министра анонимный проект о переносе судостроения и всей административно-хозяйственной части Черноморского флота из Николаева в Севастополь.
Мне удалось установить по документам, что этот проект был подан морскому министру бывшим соратником А.С. Грейга В.И.Мелиховым по инициативе "правой руки" Грейга - М.П. Лазарева, бывшего при нем начальником штаба Черноморского флота. Разобравшись с предложением, Грейг ответил министру, что "проект оказался не заслуживающим ни малейшего внимания, потому что составлен единственно из побуждений более или менее маловажных, даже ничтожных..."
По мнению Грейга, осуществление этого проекта в случае войны могло бы привести к захвату Севастополя "одним из неотразимых ударов сильного и предприимчивого неприятеля", а вместе с этим и к гибели не только флота, но и всего судостроения на Черном море.
Опыт Крымской войны подтвердил прозорливость и правоту Грейга.

*Небольшие суда, вооруженные тремя орудиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: