Эволюция социально-политического строя Византии

Глава 12. Государство и право Византии

История византийского государства и права не­разрывно связаны с основными тенденциями эво­люции Римского государства. С одной стороны, ее история отличалась преемственностью с формами организации власти и права в Риме, а с другой - - демонстрировала уникальную специфику. Здесь со­прикоснулись традиции античности и эллинистиче­ских монархий. Некоторым исследователям Визан­тия представляется одним из вариантов ориенталь­ной (восточной) деспотии, другим - - своего рода гиб­ридным обществом, в котором переплелись черты западной и восточной цивилизаций. Именно из не­совместимости этих черт некоторые историки выво­дят причины упадка и гибели Византийской импе­рии. Значительные расхождения присутствуют и при оценке типа Византийского государства. Одни ис­следователи характеризуют его как раннефеодаль­ное, а другие - - как позднеантичное.

В III в. обозначился социально-политический кри­зис Римской империи, который показал невозможность эффективного управления государством из одного по­литического центра. Это обусловило возникновение тетрархии (четверовластия), когда Римская империя для удобства управления была разделена Диоклетиа­ном на две части: западную с центром в Риме и вос­точную. Резиденция императора стала располагаться в г. Никомедии, находившемся на северо-западном побережье Малой Азии. Западная римская империя вверялась соправителю Диоклетиана Максимиану. Он, как и Диоклетиан, наделялся титулом Августа.Важным элементом системы власти и управления стала должность помощника - - заместителя, который стал называться цезарем. Фактически цезари получа­ли часть империи в управление, которая в результате оказалась поделенной на четыре части.

Установление тетрархии должно было обеспечить централизацию власти и оперативность управления, твердый порядок престолонаследия и гарантии от узур­пации власти.

Преемник Диоклетиана, Константин, уничтожив тет­рархию, сохранил деление территории государства на четыре части, которые стали называться префектурами. Их возглавляли чиновники, подчинявшиеся непосред­ственно императору. В IV в. Западная римская империя окончательно приходит в упадок, и центр экономиче­ской и политической жизни переносится на восток. Сто­лицей империи с 330 г. становится древний греческий город Византии, расположенный на европейском берегу пролива Босфор между Эгейским и Черным морями. Вскоре он был переименован в Константинополь (рис. 6).

Рис. 6.

В 395 г. в годы правления императора Феодосия произошел раздел Римской империи на Западную и Восточную (Византию). Сами византийцы стали назы­вать свою страну «Империей ромеев».

Падение в 476 г. Западной Римской империи по­ложило начало самостоятельной истории Византии. В IV- -V вв. Византия сохраняла унаследованную от Рима государственную и административную организацию. Значительные изменения претерпела лишь армия и военный строй. Своего расцвета Византия достигла при Юстиниане, когда были осуществлены обшир­ные внешние завоевания. Тогда в состав государства вошли Палестина, Египет, Северное побережье Аф­рики, Италия, юг Испании. Средиземное море стало внутренним морем империи. Именно тогда особое место в системе государственности заняла греко-пра­вославная церковь.

Становление феодально-сословного строя приходит­ся на VIII—IX вв., что сопровождалось централизаци­ей политической власти. В XIII в. Византия пережи­вает период децентрализации и упадка. В 1204 г. она распадается на несколько самостоятельных государств. В 1261 г. после изгнания крестоносцев целостность государства восстанавливается, но былого могущества Византия уже не достигла.

Выделяют три основных этапа византийской государственности:

· IV- -VII вв. - - позднеантичная (раннефеодальная) централизованная монархия;

· VIII- -XII вв. - - феодальное государство с сильной церковной властью в форме абсолютной монархии, представлявшей собой среднее между восточной деспотией и западноевропейским абсолютизмом;

· III- -XV вв. - - кризис Восточной римской империи, «второго Рима».

До нашествия арабов в VII в. в составе Византии находились территории Греции, Малой Азии, Сирии, Палестины, Египта, Армении, юга Кавказа и Крыма. Затем, после военной экспансии арабов и славян, Византия начинает утрачивать имперское могущество. В 1204 г. крестоносцы, шедшие освобождать «гроб Господень» в Иерусалиме от мусульман, захватили Константинополь и основали кратковременную Латинскую империю с европейским императором во главе. Византийский император Михаил Палеолог в 1261 г. восстановил Византию, но в меньшем объеме, не сумев придать ей прежний статус «великой державы Востока». В 1453 г. Константинополь был взят турками.

Центром государственности был император — вер­ховный военачальник, законодатель, судья. С VII в. византийский император носил титул «Басилевс». Им­ператорский статус не передавался по наследству. Фор­мально его выбирал Сенат, народ и армия, а фактиче­ски — мощная партия аристократии. Избранного им­ператора венчал на царство Константинопольский пат­риарх.

Личность императора обладала сакральными характеристиками. В общественном сознании закре­пилась идея богоустановленности власти императора. Христианская концепция власти утвердила представ­ление об императоре как наместнике бога в мирских делах. Это объясняло положение главы государства как стоящего вне закона. На императора как представи­теля Иисуса Христа на земле возлагалась особая обя­занность защищать интересы церкви, устои которой были неразрывно связаны с государственностью. Эта взаимосвязь именуется в историко-правовой литера­туре «цезарепапизмом». Но статус императора различался в зависимости от периода развития страны. Если на первом этапе император формально избирался «Сенатом, армией и народом Византии», а потом был вправе выбирать себе «соправителя-преемника», то с IX в. в Византии формируется наследственная легитимная монархия (табл. 13).

Император осуществлял управление совместно с Сенатом, который представлял собой консультативный (совещательный) орган по вопросам войны и мира. Важное место в системе политической власти занимал Государственный совет, работавший под председательством квестора (он ведал текущими административными вопросами и осуществлял судебные функции).Помимо императора высшими должностными ли­цами в Византии были префект столицы, начальник дворца, квестор, две магистратуры армии, два пре­фекта преториев, логофеты (знатоки права). Канцеля­рии назывались секретами.

Местное управление осуществлялось префектурами в рамках провинции. Низшей ячейкой местного уп­равления являлись общины. В Италии и в Африке функционировал институт наместников. В конце XI в. была создана четкая иерархия государственных чинов и титулов.

Таблица 13.

В начале XIII в. положение Византии характе­ризовалось перманентным кризисом и нестабильнос­тью. Ослаблению империи способствовала агрессивная внешняя политика римского папства, Венецианской республики и европейские Крестовые походы. Во вре­мя 4-го Крестового похода разграблению подвергся и сам Константинополь.

Развитие византийского права было тесно связано с процессом феодализации византийского общества и Становлением сословного строя. Свободное население подразделялось на почтенных и смиренных. Это де­ление закрепляло степень причастности к государ­ственной службе и наличие привилегий. Юридиче­ская сословная структура накладывалась на должно­стное подразделение.

Высшим являлось сословие сенаторов, которые де­лились на сиятельных, знатнейших и почтенных. Зва­ние сенатора было наследственным, но могло быть по­жалованным и императором в качестве персональной заслуги. Членам этого сословия предоставлялись об­ширные финансовые и судебно-правовые привилегии. Они освобождались от уплаты основных государствен­ных налогов, не могли быть арестованными и заточен­ными в тюрьму, осужденными без разрешения импе­ратора и согласия Сената. К ним не могли применять­ся наиболее тяжкие и позорящие наказания. Наряду с привилегиями сенаторы приобретали и обязанности. Так, в знак своей преданности императору они долж­ны были ежегодно подносить ему подарки, обязаны были проживать в столице и не могли покидать ее без уведомления, не могли отказываться от выполнения государственных поручений.

Вторым по значению и масштабам предоставляемых привилегий было сословие куриалов, куда входили крупные чиновники. Они тоже обладали финансовы­ми и судебными привилегиями.

Мелкие земельные собственники и горожане состав­ляли плебейское сословие. Торговое и ремесленное население объединялось в цеха, обладавшие статусом юридической корпорации.

Особым сословием в Византии было духовенство. Оно освобождалось властью от некоторых государственных натуральных повинностей, но уплачивало денежные.

Помимо нескольких групп свободного населения в Византии существовали и категории зависимых. От Римской империи было унаследовано рабство, претер­певшее существенную трансформацию. Рабы рассмат­ривались уже не как вещи, а как ограниченные в правах и лишенные свободы люди. Убийство раба при­равнивалось к убийству свободного человека плебей­ского сословия. В IV в. были разрешены браки рабов и свободных. Однако рабы были полностью лишены доступа к государственным должностям.

Основную массу зависимого населения составляли колоны. Институт колоната стал основным способом превращения бывших рабов в феодально-зависимое население. Таким образом, анализ социальной структуры ви­зантийского общества доказывает наличие сложивших­ся феодальных отношений.

Для Византии в целом характерна очень медленная феодализация общества: вплоть до XI- -XII вв. там существовали рабы. Они составляли низшее сословие социальной иерархии, не обладая правосубъектностью.

Немного выше рабов стояли византийские крестьяне, податное сословие, которое было весьма неоднородным. Среди них выделяют позднеантичных колонов - - земельных арендаторов по срочным контрактам первого этапа византийской государственности, которые могли быть как лично свободными, так и приписными к земле. При этом в IV в. преобладала первая категория колонов, а к VI в. - - вторая. Элевтеры были формально свободными крестьянами-общинниками, однако впоследствии вынужденно заполняли прекарные грамоты и становились крепостными. Апоры - - обедневшие общинники, жившие за счет сдачи в аренду своей земли более зажиточным соседям по общине. Мортиты, наоборот, брали землю в аренду, выплачивая арендодателю «десятину» с выращенного урожая. С третьего этапа развития византийской государственности среди крестьян начинают преобладать парики - - крепостные крестьяне, которых относили к казенным или частным - - в зависимости от принадлежности тому или иному господину. Когда с XI в. в Византии появилась прония - - условное земельное держание, дававшееся феодалу за воинскую службу (сравни: западноевропейский бенефиций), количество частных париков увеличилось.

Примерно на одном социальном уровне с крестьянами стоял городской плебс, который не обладал полной правосубъектностью - - в отличие от знатных и почетных горожан - - судовладельцев, торговцев-ростовщиков, обладавших почетными званиями, привилегиями, ставившими их в ряд с высшими сословиями.

Куриалы, сборщики налогов в Византии, составляли привилегированный слой общества. К ним относились члены городских курий -- советов византийских городов. Невзирая на привилегию собирать налоги с податных лиц, некоторые налоги в казну куриалы и сами были обязаны платить.

Что касается сословия динатов - - «могущественных», то они обладали полным «налоговым иммунитетом». Динаты также не несли никаких трудовых повинностей в пользу государства, что приближало их к двум основным высшим сословиям Византии - - сенаторам и духовенству.

Духовенство любого уровня в Византии не платило никаких налогов в казну, и это делало привилегии церкви весьма ощутимыми.

Сенаторское сословие подразделялось на 18 разрядов. Каждый из этих разрядов относился к категории крупных землевладельцев, пользовавшихся полной имущественной правосубъектностью и свободных от налогообложения. Сенаторы имели свои военные отряды, свою систему штрафов по отношению к крепостным и параллельно замещали высшие государственные должности, составляя оплот византийской бюрократии.

На первом этапе византийской государственности, в V- -VI вв., сенат по западно-римской традиции еще играл важную роль в государстве (жители Византии называли себя «ромеями», т.е. римлянами, хотя официальным языком был греческий). Но впоследствии сенат эту роль утрачивает. На смену ему приходит синклит (совет) при Василевсе, куда входили высшие государственные чиновники: квестор, возглавлявший синклит и выполнявший функции министра юстиции; префект столицы, управлявший Константинополем; два префекта претория, один из которых управлял Восточной частью империи, а другой - - Балканами и др.

Поскольку в Византии существовала огромная бюрократия, то в ней было и около 60-ти государственных министерств - - «секретов». Рангов чиновников во Восточной римской империи насчитывалось примерно столько же, сколько и главных «секретов». Для бюрократического аппарата Византии была характерна развитая система коррупции и фискалитета.

Местное управление не было неизменным. В IV- -VII вв. в Восточной римской империи сохранялась позднеримская административно-территориальная система, когда во главе двух префектур стояли префекты, входившие по должности в синклит. Префектуры подразделялись на диоцезы, которых насчитывалось семь, во главе с викариями. Диоцезы подразделялись на пятьдесят с лишним провинций во главе с начальниками провинций, а самым низшим звеном служили округа, также возглавляемые окружной администрацией. При такой системе управленческие полномочия глав префектур, диоцезов, провинций и округов сочетались с судебными, но были отделены от военных. Когда же в VII в., в связи с необходимостью защиты государства от арабов, прежняя система уступила место фемному строю (фема - - военно-административный округ), то глава фемы, стратиг, был наделен всеми властными полномочиями, включая судебные и военные.

В Восточной римской империи судебные учреждения подразделялись на светские и церковные. Суд был не вполне отделен от администрации.

Высшим светским судом был суд императора, рассматривавший по первой инстанции дела о государственной измене и других особо тяжких преступлениях. В основном же этот суд служил апелляционной инстанцией на приговоры и решения, вынесенные в низших судах. Императорский синклит также являлся судебной инстанцией высшего уровня, рассматривая как первая инстанция тяжкие преступления (преимущественно государственные). Дела с участием придворных находились в ведении протовестиария. А главы отдельных «секретов» рассматривали дела, касавшиеся их отрасли, и с участием лиц, заинтересованных в разрешении конфликта. Так, глава финансового секрета рассматривал спорные дела, где сторонами выступали купцы, судовладельцы.

Церковные суды были строго централизованы: суду патриарха Константинополя подчинялись суды митрополитов. Ниже стояли суды архиепископов, еще ниже - - епископские суды. Их компетенция сводилась к юрисдикции в сфере религии, нравственности, а также в брачно-семейной сфере. В сферу деятельности церковных судов Византии попадали и все дела с участием духовенства.

На местном уровне до VII в. судебную деятельность в основном осуществляли главы административных единиц. Но, например, в провинции, наряду с ее главой, высшим судьей был претор. С введением фемного строя судебную деятельность в фемах стали осуществлять стратиги.

Право Византии

В Византии существовала развитая система права. Она была представлена обширным законодательством в виде императорских указов, жалованных грамот, сборников законов и комментариев к ним, а также сводов судебной практики. В период с IV по VIII вв. основными источниками права страны были кодекс Феодосия и свод Юстиниана. Кодекс Феодосия был одной из первых попыток систематизации римского права. Он включал только действовавшие тогда нор­мы права в виде императорского законодательства. Все­объемлющая систематизация развернулась уже после падения Западной Римской империи в 528—534 гг. по указанию византийского императора Юстиниана. Он стремился ликвидировать крайнюю разобщенность и беспорядочность прежнего законодательства, а также регламентировать законом ряд вопросов, которые не освящались старыми нормами права. Для реализации этих планов необходимо было, прежде всего, унифици­ровать многообразные источники права.

Развитие византийского права во многом опреде­лялось преемственностью с римскими правовыми тра­дициями, получившими здесь самобытное прелом­ление. Трансформация римского права была обуслов­лена «огосударствленным» характером права Визан­тии, феодализацией византийского общества, а также влиянием христианской морали. Руководство кодификационными работами осуще­ствлял известный тогда юрист Трибониан. Они за­вершились созданием ряда крупных сборников рим­ского права. Позднее они стали рассматриваться в качестве единого Свода законов Юстиниана. Первая его редакция была издана 7 апреля 529 г. Сборник состоял из 12 книг, которые распадались на титулы, а те, в свою очередь, делились на фрагменты.

Важней­шую часть кодификации Юстиниана составляли Дигесты, в которых цитировались Ульпиан, Павел, Юли­ан, Модестин. Источник был составлен на латыни, но многие изречения и даже целые цитаты приведе­ны на греческом. Первоначальный текст документа не сохранился. Самая ранняя, дошедшая до нас ко­пия относится к концу VI в. Основным содержанием Дигест были фрагменты, посвященные частному пра­ву. Кроме того, здесь содержались рассуждения от­носительно общих вопросов правосудия, деления пра­ва на частное и публичное, понимания закона. Час­тичное освещение получило в этом источнике и меж­дународное право.

Дигесты отразили тенденцию слияния преторского и цивильного права и устранение многих формальнос­тей последнего (деление вещей на манципируемые и неманципируемые). Придав Дигестам силу закона, император запретил их комментировать и ссылаться на старые законы и сочинения римских юристов. В VI в. по инициативе императора Юстиниана был составлен Свод гражданского права - - Corpus juris civilis, и вплоть до VIII в. он оставался ведущим источником права в Восточной римской империи. Но массивный, состоявший из четырех частей - - Институций, Дигест, Кодекса и Новелл, -- Свод был очень труден для применения в судейской практике.

Поэтому в 726 г. по указанию императора-иконоборца Льва Исаврийского происходит переработка Свода Юстиниана. Созданная законодателями Эклога представляла собой сокращенный, исправленный переработанный с учетом времени Corpus juris civilis, который с радостью восприняли судьи Византии.

Эклога состояла из 18-ти титулов, подразделявшихся на статьи, в которых содержались нормы гражданского, брачно-семейного, уголовного, процессуального, канонического права. Эклога была очень популярной не только в Византии, но и в славянских странах, поскольку в ней юридически четко было изложено действовавшее тогда право. Однако из-за краткости Эклоги многие нормы права не получили в ней своего отражения.

Вследствие этого в конце 20-х гг. VIII в. параллельно с Эклогой был создан Земледельческий закон, который славяне называли «Славянским», т.к. он представлял собой запись норм славянского обычного права с дополнением их нормами византийского законодательства. Славянский закон регулировал преимущественно сельскохозяйственную сферу правоотношений, например, ответственность преступника за кражу зерна, за потраву посевов и пр.

Морской закон определял порядок фрахта судна и перевозки грузов морским путем. Военный закон регламентировал ответственность за преступления при прохождении воинской службы. Моисеев закон считался своеобразным нравственным кодексом в Восточной римской империи.

Вообще влияние канонического (церковного) права на жизнь византийского общества было огромно. В период с VI по XI вв. в Византии интенсивно составлялись номоканоны - - сборники светского и канонического права. Но по существу номоканоны были источниками церковного права, т.к. в них преимущественно входили постановления патриархов Константинопольских и каноны вселенских соборов. По мнению византийских канонистов Властаря и Вальсамона, номоканоны обладали высшей юридической силой, поскольку содержали предписания обеих властей - - светской и церковной.

Когда в IX в. к власти в Византии пришла династия василевсов-иконопочитателей, то по инициативе императора Василия I была осуждена Эклога как «переработка божественного догмата божественного Юстиниана». Одновременно с осуждением нормативного акта, написанного иконоборцами, иконопочитатели составляют свой вариант переработки Свода гражданского права Юстиниана.

В 879 г. был издан Прохирон - - краткое пособие для судей, преследовавшее цели облегчить порядок правоприменительной деятельности в государстве. Он был более полным, нежели Эклога, и содержал 35 титулов, подразделявшихся на статьи. Прохирон содержал в себе нормы Свода Юстиниана, законодательные новеллы, а также ряд положений «осужденной» Эклоги, преимущественно из области уголовного законодательства.

По сравнению с Эклогой Прохирон был куда менее удачной попыткой систематизации действовавшего в Византии права. Это почти сразу же осознали его составители, и поэтому между 884 и 886 гг. от имени Василия I и его сыновей-соправителей - - Льва и Александра - - была издана Эпанагога («переработанное повторение»). По сути это был улучшенный вариант Прохирона, включавший в себя оригинальные новеллы в области публичного права о взаимоотношениях православной церкви и государства. Точность формулировок и безупречная логика построения Эпанагоги снискали ей авторитет в правовых кругах Византии.

В 888- -889 гг. Лев Мудрый, сын Василия I, унаследовавший престол, издал Василики, или «царские законы», явившиеся своеобразной энциклопедией византийского права. Василики включали в себя 60 книг, удобно систематизированных и доступных пониманию даже не юристов. Этот свод византийского права явился последней официальной систематизацией норм права Восточной римской империи.

Частные нормативные источники права Византии - - это Хрисовулы, издававшиеся императорами и предоставлявшие привилегии отдельным лицам либо монастырям. К частным сборникам относят также Книгу Эпарха, изданную в X в. и содержавшую преимущественно нормы о ремесленно-торговом укладе византийских городов. Шестикнижие Арменопула, изданное в XIV в., является частным сборником норм гражданского и уголовного права, который действовал как признанный источник права на территории Бессарабии вплоть до начала XX в.

Под влиянием римского права развивалось обязатель­ственное право Византии. Все обязательства, как и в рим­ском праве, делились в зависимости от источника их происхождения: из деликтов или из договоров. Основ­ными видами являлись договора: купли-продажи, мены, найма, займа, хранения, поклажи, товарищества и др. Сделки заключались в основном в письменной форме. Закон ограничивал максимальный размер процентной ставки при заключении договора займа до 12%.

В семейно-брачных отношениях господствовали нор­мы православного христианского права. Основанием для заключения законного брака было достижение юно­шами 14-летнего возраста, а девушками — 12-летнего. Кроме того, необходимыми условиями являлись: со­гласие на брак жениха и невесты, их родителей или опекунов, отсутствие родства и другого брака. Развод допускался, но в ограниченных случаях. В течение жизни человек мог заключать брак не более трех раз.

Наследование осуществлялось как по закону, так и по завещанию.

Уголовное право Византии носило сословный харак­тер. Важнейшими факторами, определившими тенден­ции его развития, стали правовая доктрина христиан­ства, библейские тексты, новое представление о государ­стве и статусе императора. Преступление рассматрива­лось как проявление греховной природы человека. Исхо­дя из их доктрины предустановленной греховности на­казание рассматривалось в качестве воздаяния за грехи.

Лица моложе 7 лет и умалишенные освобождались от ответственности. Не влекли за собой уголовного на­казания и неумышленные преступления, а также со­вершенные в состоянии аффекта. Рецидив, наоборот, усиливал наказание. Основными видами преступлений являлись: государственные (наказывались смертной казнью), религиозные (наказывались смертной казнью, членовредительством или телесными наказаниями), имущественные (карались в основном штрафами и телесными наказаниями, реже - - смертной казнью), против семьи и нравственности (наказывались смер­тной казнью или телесными наказаниями), против личности (спектр наказаний - - от штрафов до смерт­ной казни). По мере развития феодальных отноше­ний усиливается репрессивный характер уголовного права. Сокращается доля штрафов и возрастает зна­чение смертной казни. В качестве дополнительных наказаний применяются острижение и изгнание. Тю­ремное заключение в качестве самостоятельного на­казания не упоминается в византийских источниках.

Таким образом, византийское право развивалось параллельно с государственностью и достигло высоко уровня развития, продемонстрировав преемственность с традициями античного права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: