Традиции и их роль в становлении византийской и древнерусской христианской культуре

В истории культуры традиции являются тем стержнем, который заключает в себе задачи регулирования культурно-общественных, а в широком смысле слова, и межгосударственных отношений.

Особенности византийской культуры вытекают из истории образования и развития самого государства. История Византийской империи начинается с основания Константинополя в 330 году и заканчивается со смертью последнего императора, погибшего при обороне этого города в 1453 году. Несмотря на то, что Византийская империя окончила своё существование в 1453 году, византийские традиции ещё много веков продолжали жить на территории Руси.

В ранний период византийской империи была выдвинута и признана идея монаршей власти милостью Божьей, повлиявшая на политическую культуру. Так, земной правитель из живого Бога, родственника или потомка богов, превращался в его наместника, представителя и исполнителя божьей воли в земных делах. Бог правит всем – он пантократор. Император вершит земные дела – он космократор. Таким образом, формировалась идея божественного происхождения земной власти, фактически опиравшаяся на давние римские традиции священства Римской державы. Эта концепция обосновывала императорское единовластие. Один Бог на небе, один император на земле. Отсюда единство церкви и государства: одна власть – одна церковь. Прежняя священная Римская империя превращалась в осенённую божественным благословлением державу христиан [1, с.116]. В последствии, утверждавшаяся в Византии идея привлекла внимание русских князей и сыграла немаловажную, если не главную, роль в выборе веры.

Одним из интересных фактов является то, что сама Византийская империя до IX в. не являлась единым государством, её жители не были единой этнической группой и не составляли тесного культурного сообщества. Население Византии представляло собой смешение рас и народов: сирийцы, евреи, армяне, грузины, копты, греки. Соответственно, в становлении и развитии византийской культуры принимали участие традиции различных народов.

Пространство, охваченное византийским наследием, трудно чётко определить, так как оно менялось во времени. Византия – это и мощный конгломерат VI в., созданный успешной завоевательной политикой Юстиниана I, простиравшийся от Испании на западе до пустынь на востоке, от Дуная и Чёрного моря на севере до Средиземноморского побережья Африки на юге. И ею же называлась территория, находившаяся под властью последнего из Палеологов, которая включала в себя лишь город Константинополь с окрестностями небольших кусочков Пелопоннеса. Но всё-таки можно достаточно точно очертить круг региона, где процветала византийская культура. Это вся Малая Азия и Греция, Западные Балканы и часть Сицилии, а также юг Италии. В V-VI вв. почти все великие города христианского мира – Александрия, Антиохия, Иерусалим, Эфес, Фессалоника, Афины, Равенна, Милан и даже Рим – гордились искусством, культурой, по сути своей, византийскими.

Поскольку сама империя, расположенная в Восточном Средиземноморье, в эллинскую эпоху находилась между мирами Запада и Востока, её культура испытывала влияние традиций обоих. Между тем «ни население Рима, ни Востока, ни даже эллинского мира «нельзя назвать единственным источником формирования особого характера византийской культуры и пути её развития» [2, с.22]. Необходимо отметить важную роль Византии в период в период варварских нашествий, когда она оставалась «единственным оплотом греко-римских традиций»[3, с.594]. Мир Византии являлся образом мышления, который представлял собой сочетание традиций вышеназванных миров, равно обязанное Западу и Востоку. Так было, пока характер и степень этого сочетания не заменила новая индивидуальность, возникшая из них и ставшая критерием того, что называется словом «византийский». Константинополь был идеально расположен географически, для того, чтобы стать столицей государства такой тройной принадлежности, так как располагался на границе Европы и Азии.

Консервативность византийской культуры является одной из основополагающих категорий. Этим Византия коренным образом отличалась от западного мира, основанного на идее прогресса. Так как в Византии не было утраты античного наследия, то и не было желания обрести «золотой век» – гуманистической культуры древности. Ощущение сохранности, обладания всем тем, что так искали на Западе, определило специфические формы культурного наследия.

Существенные категории для понимания византийской культуры лежат в динамическом сцеплении реалий византийского общества. Речь идёт о мировоззрении византийцев. Их жизненных и духовных установках. Само сознание византийцев «сплело традиции на первый взгляд совершенно несоединимые» [4, с.11-12]: стремление античности к воспеванию естественности и красоты, властное духовное начало, бурные эмоции христианской культуры соединились с догматизмом, пришедшим из Сирии и Египта.

Византийская культура сумела органично соединить в неразрывное целое античные традиции и традиции ближневосточных народов, а также мировосприятие и христианство православного толка.

Древнерусская культура была закономерным этапом в едином культурно-историческом процессе и в истории средневековой культуры ей принадлежит достойное место.

Древняя Русь – одно из крупнейших государств средневековья. Оно возникло в IX в. как объединение разноэтнических племён, т.е. не было моноэтническим образованием. Традиции народов и племён, населявших Русь, являлись основой для формирования культуры.

Экономические и политические отношения послужили прочным фундаментом для развития разносторонних культурных связей Древней Руси с другими странами Европы. Культурные контакты и взаимодействия Древней Руси с зарубежными странами складывались по-разному и различались по степени их интенсивности. Наиболее многогранными были её культурные связи с Византией, цивилизация которой оказала воздействие на культуру многих регионов средневекового мира. Периодом наиболее активных контактов Руси и Византии в сфере художественного творчества был конец X- середина XII вв. Центром этих контактов в то время стал Киев. Прочным фундаментом для русско-византийских культурных связей служили экономические и политические отношения между двумя странами [5, с.347]. С принятием христианства открылись широкие возможности для проникновения на Русь византийской культуры: «Через неё передавалось сюда античное эллинистическое наследие» [6, с.46].

Успехи в усвоении и развитии христианской культуры в течение первого столетия её истории на Руси были возможны именно потому, что многое в ней базировалось на сохранении прочных местных традиций, органически вошедших в феодальную культуру страны.

Древняя Русь в X-XII вв. не уступала в своём культурном развитии большинству стран Западной и Центральной Европы. После принятия христианства здесь распространяются грамотность, просвещение, создаются библиотеки при монастырях, княжеских и боярских дворах. Через переводную греческую литературу наряду с богословием на Русь проникают элементы схоластической утончённости и даже античной философии.

Воспринятое извне христианство, внедряясь в народные массы, существенно трансформировалось под влиянием местных традиционных верований и культов. В то же время и христианство оказывало воздействие на мировоззрение, подчиняя народное сознание официальной идеологии.

Византийское влияние в различных сферах культуры проявлялось с неодинаковой степенью интенсивности. В некоторых областях происходил синтез византийского наследия с местными культурными традициями, в других же это воздействие было более поверхностным, как бы наложенным тонким слоем на местную самобытную культуру. Как правило, степень эффективности усвоения византийского наследия зависела от уровня развития дохристианской культуры. Чем выше он был, тем ограниченнее было воздействие византийской цивилизации.

Наиболее сильным воздействие традиций византийской культуры на Древнюю Русь было в области церковной идеологии, канонического права, литургии, богослужебной литературы, гимнографии, церковной музыки, культового изображения искусства, хотя и в этих областях очень рано встречаются отклонения от византийских образцов. Слабее оно ощущается в сфере светской культуры, хотя византийская переводная литература светского характера, к примеру, Хроника Иоанна Малалы и многое другое, получила широкое распространение в Древней Руси. Поначалу византийское влияние сказывалось, прежде всего, в архитектуре. В течении XI- первой половины XII в. византийские традиции ещё достаточно прочно сохранялись в древнерусском зодчестве. Более длительным и устойчивым, чем в архитектуре, было византийское влияние в живописи Древней Руси. Это вполне понятно, так как Византия не только познакомила русских художников с техникой фрески, темперной живописи, но и дала им иконографический канон, неизменность которого оберегалась православной церковью.

Древнерусских мастеров считают бережливыми наследниками лучших традиций византийского искусства. Они не только сохранили его духовные ценности, но и приумножили их, внеся в художественное творчество оптимизм, проникновенную мягкость, жизнеутверждающее видение мира.

Длительное время культура Древней Руси развивалась в постоянном общении с крупнейшими центрами древних цивилизаций, как Запада, так и Востока. Она обогащалась знакомством с лучшими традициями культурных достижений Византии, Западной Европы и мусульманского мира. Но на этой сложной и многообразной основе создавалась и крепла самобытная русская культура.

Восприятие и усвоение традиций, как для Византийской империи, так и для Древней Руси, явилось важнейшим этапом для становления и развития культуры.

Библиографический список:

1. Курбатов Г.Л. Христианство. Античность. Византия. Древняя Русь/ Г.Л. Курбатов, Э.Д. Фролов, И.Я. Фроянов. Л., 1988.

2. Райс Д.Т. Византийцы. Наследники Рима/ Д.Т. Райс. М., 2003.

3. Удальцова З.В. Культура Византии/ З.В. Удальцова / История Европы: средневековая Европа. Т. 2. М., 1992.

4. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды/ Г.С. Колпакова. СПб.,2004.

5. Литаврин Г.Г. Русско-византийские отношения в XI-XII вв./ Г.Г.Литаврин / История Византии. Т.2. М. 1967.

6. Удальцова З.В. Древняя Русь – зона встречи цивилизаций/ З.В.Удальцова, Я.Н. Щапов, Е.В. Гутнова, А.П. Новосельцев // Вопросы истории. 1980. №7.

А.А. Попов

Челябинский государственный педагогический университет


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: