double arrow

Роль государства и права в развитии мировой и региональных цивилизаций.. Предмет и методология науки "История государства и права зарубежных стран"

Предмет и методология науки "История государства и права зарубежных стран".

Предмет науки история государства и нрава зарубежных стран и ее место в системе юридических наук. История государства и права зарубежных стран относится к числу тех общественных наук, которые принято называть историко-правовыми, поскольку они имеют прямое отношение как к науке истории, так и к науке о государстве и праве. По своему характеру история государства и права зарубежных стран — правовая (юридическая) наука, поэтому она входит в число основных учебных курсов, которые представляют собой неотъемлемую часть и необходимый элемент высшего юридического образования. В отличие от общей истории историко-правовые науки не исследуют общество в целом, а имеют предметом своего изучения исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических учреждений.

В силу конкретно-исторического подхода к государственно-правовым явлениям и процессам, присущим тому или иному обществу на том или ином этапе его развития, история государства и права зарубежных стран оперирует множеством фактов, конкретных событий политической жизни, деятельности государств, правительств, классов, партий и пр. Но история государства и права не представляет собой простой набор знаний о прошлом государства и права. Она ставит своей целью выявление исторических закономерностей развития государства и права.

Конкретно-исторические закономерности развития государства и права имеют свою специфику по сравнению с закономерностями развития общества, ибо государство и право занимает в нем особое положение, обладает относительной самостоятельностью.




История государства и права зарубежных стран тесно связана с другой юридической наукой и учебной дисциплиной — теорией государства и права, также изучающей закономерности развития государства и права. Но теория государства и права с помощью логического метода отражает исторический npoцесс в абстрактной форме, освобожденной от всех исторических случайностей. Она вырабатывает свою систему общеправовых понятий и категорий, которые широко используются в учебном курсе истории государства и права.

В отличие от теории государства и права историко-правовые науки изучают конкретные процессы развития государственно-правовых институтов и явлений, развивающихся в хронологической последовательности и проявляющихся в определенном историческом пространстве.



Таким образом, история государства и права изучает государство и право отдельных (зарубежных) стран мира в процессе их возникновения и развития в определенной конкретно-исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общеисторических закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ. Наука истории государства и права зарубежных стран (на Западе она нередко именуется всеобщей историей права, историей права и институтов и т.д.) имеет собственную историю. Как самостоятельная область научного знания она берет свое начало с конца XVIII—ХIХ в. Так, большую роль в накоплении историко-правовых знаний сыграла историческая школа права в Германий (Г. Пухта, Ф.Сминьич др.), которая вела исследования главным образом по истории римского и национального германского права. Затем труды представителей этой школы сменяют работы с более широким охватом разных стран и исторических эпох (Э. Лабуле и Р. Дареста — во Франции, Г. Мэна и Г. Спенсера — в Англии, А. Лосто — в Германии, Л.Г. Виноградова и Н.И. Кареева — в России и др.).

Широкое распространение во второй половине XIX — начале XX в. историко-сравнительного метода способствовало изучению истории государства и права в контексте экономических и социальных отношений; в историко-правовых исследованиях социологическое направление пришло на смену позитивизму. Важной вехой в развитии этого направления.явились работы русского ученого М.М. Ковалевского, немецкого историка права Э. Нейкампа, американского юриста О. Холмса и др.

В западной литературе по вопросам истории государства и права в XIX—XX вв. был накоплен и обобщен огромный фактический материал, что сделало возможным издание ряда фундаментальных работ: многотомной “Истории права” немецких ученых И. Колера и Л. Венгера (1914), “Панорамы правовых систем” (1928) и “Истории права” (1924) американских историков права Д. Вигмо ра и У. Сигля. После Второй мировой войны ряд крупных работ по истории права и политических институтов опубликовали французские ученые Ж. Эллюль, Р. Монье, Ж. Имбер, Ф. Гаррисон и др. Определенный вклад в освещение историко-правовых проблем внесли представители науки сравнительного правоведения (Р. Давид и др.). Развитие историко-правовых исследований сделало возможным введение в целом ряде университетов Западной Европы и США специальных курсов по истории национального, а также иностранного права или же по истории права и политических институтов. Попытки введения таких курсов предпринимались и в университетах дореволюционной России. Так, в 1804 году профессор Московского университета П. Цветаев читал курс по “праву знатнейших древних и нынешних народов”, а в начале XX века (1907 — 1908 гг.) профессор В.Г. Щеглов осуществил издание курса по всеобщей истории права в нескольких выпусках.

Велико теоретическое и практическое значение изучения истории государства и права зарубежных стран. Историю часто называют памятью народа, она представляет собой гигантскую лабораторию мирового социального опыта. В силу своей познавательной ценности, информативности история государства и права—действенный инструмент формирования исторического сознания. Эта наука дает возможность не только глубже понять государственно-правовые реалии современности, но и прогнозировать дальнейшее развитие государства и права. Она вооружает юристов, которым предстоит трудиться на рубеже XX и ХХI вв., необходимыми знаниями, которые помогут им в практической деятельности по дальнейшему осуществлению программы глубоких экономических реформ, по демократизации политической жизни и охране прав граждан, по реализации конституционной идеи правового государства в Российской Федерации.

Методология науки и курса истории государства и права. Научное познание в области истории государства и права не сводится к описанию фактов и событий исторического прошлого. Оно предполагает концептуальное и теоретическое осмысление этих фактов, что требует в свою очередь использования философских и специальных научных методов исследования.

Историко-правовой наукой, как было отмечено выше, накоплен значительный арсенал различных методологических приемов и средств, которые используются также и в преподавании. Современная мировая наука включает в себя широкий диапазон философских установок, позволяющих с разных позиций объяснять исторические процессы развития государства и права. Отказ от монистически-материалистического взгляда на историю и методологический плюрализм характерны и для общественных наук в современной России. В историко-правовой литературе разных стран можно видеть много концепций, объясняющих происхождение и последующую эволюцию государства и права, начиная от религиозных теорий (неотомизм, исламский фундаментализм) и кончая марксистскими и иными леворадикальными теориями, рассматривающими историю государства и права главным образом через призму классовой борьбы.

В российской историко-правовой литературе последних лет показывается ограниченность и односторонность взгляда на историю в свете господствовавшей в течение ряда десятилетий марксистской пятичленной формационной периодизации исторического процесса (первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм). Доктринерский характер господствовавшей исторической схемы дал толчок к поиску других подходов, основанных на анализе не только бесспорно важных объективных, независимых от воли людей производственных связей, но и связей личностных, субъективных. Это и привело к широкому использованию в отечественной науке понятия “цивилизация”, которое окончательно сложилось в Европе еще в эпоху Просвещения в середине XVIII в.

При рассмотрении той или иной цивилизации сторонники новых подходов ставят на первое место человека, так как объективные процессы истории в значительной мере опосредованы личностью, проходят через его внутренний мир и опыт. выражается в образе жизни человека, его мировоззрении, способах ориентации, системе ценностей.

Эти подходы были вызваны к жизни полной невозможностью уложить в формационную схему историю ряда обществ, например восточных, что и привело к безоговорочному признанию не только их социально-экономической и политической специфики, но и двух путей развития человеческого общества, двух цивилизаций —Запада и Востока.

Неоправданно переносимые на весь мир формационные подходы, сложившиеся на базе изучения эволюции европейских обществ, крайне обедняли рассмотрение принципиально важных вопросов истории государства и права восточных стран, отличающихся не только особой, “азиатской”, системой производственных отношений, сопряженной со стойкой многоукладностью, но и глубочайшим влиянием на всю общественную жизнь религиозной идеологии, традиций и пр.

В истории государства и права зарубежных стран в силу специфики изучаемого объекта особенно важное значение имеет использование и других подходов (частнонаучных, специальных методов), таких как конкретно-исторический, сравнительно-правовой и системный.

Конкретно-исторический подход предполагает рассмотрение государственно-правовых явлений в тех особых и неповторимых условиях, в которых они сложились и получили развитие, т.е. в той социальной среде, которая обусловливает своеобразие, а в ряде случаев и уникальность того или иного государства или же правовой системы. Использование сравнительного метода, напротив, позволяет выявить некоторые общие закономерности и совпадающие признаки в развитии государства и права в одно и то же время, но в разных странах (синхронное сравнение) или же в разных временных срезах исторических эпох (диахронное сравнение).

Поскольку государство и право уже на начальных ступенях своего развития представляют собой достаточно сложные социальные образования, в историко-правовых исследованиях важный эффект дает системный анализ, с помощью которого возможно вычленение из всей взаимосвязанной структуры государственно-правовых явлений отдельных ее элементов, в которых наиболее ярко отражаются существенные признаки или же, наоборот, неповторимые особенности конкретных государств или правовых систем.

Постепенный переход от кровнородственной семьи к экзогамной семье, переход от коллективного к парным бракам, запрет браков внутри рода вели к активному общению между отдельными родами, вследствие чего они объединялись во фратрии и племена. Такие объединения основывались на языковой, экономической, территориальной и брачной общности.

Коллективная собственность на средства производства, социальное единство членов рода (племени) обусловили и соответствующие формы организации общественной власти. Власть - это способность власть имущего субъекта определять варианты поведения подвластного и добиваться осуществления такого поведения.

В родовой общине управление осуществляли все взрослые члены рода (мужчины и женщины). Все важные дела решались совместно на собраниях членов рода ( племени). На таких собраниях избирались, старшины, вожди, руководители и ловчие. Эти лица были первыми среди равных, их власть основывалась исключительно на авторитете. Их уважали все члены рода, склоняясь перед их мудростью, храбростью, сообразительностью, ловкостью и т. д.

Власть в первобытном обществе:

1) основывалась на родовых отношениях (род объединял людей по действительной или допустимой кровной родственности, был собственником средств производства, объединял членов рода для коллективного труда, выступал хозяйственной ячейкой для производства материальных благ);

2) в социальном понимании была непосредственно общественной (не существовало специального аппарата управления и принуждения);

3) имела такие качества, как единство, взаимопомощь, сотрудничество (члены рода выполняли свои функции по убеждению; принуждение применялось очень редко и исполняло роль общественного воспитания; исключительной формой принуждения было изгнание из рода; род также защищал своих членов от внешних врагов, для чего использовалась военная сила или месть родственников);

4)выполнялась рядовыми и выборными членами рода добровольно, без специального аппарата управления. Войско формировалось из всех мужчин рода или племени, способных носить оружие.

С целью регулирования различных отношений, возникающих между людьми, применялись социальные нормы. Человеческое общество, как и любая сложная система, может нормально функционировать и развиваться, лишь опираясь на определенные правила, на основе которых избирается один из многих возможных вариантов поведения определенного субъекта.

Для регулирования общественных отношений между людьми и их объединениями в обществе формируются и в той или иной форме обеспечиваются определенные правила поведения, ориентирующие людей на достижение определенной цели. Правила, призванные обеспечивать порядок и стабильность в обществе, называются социальными нормами. С их помощью осуществляется социальное регулирование отношений между субъектами через 1) установку моделей поведения людей, которые должны или не должны осуществляться, 2)определение условий, при которых закрепленная модель поведения разрешается или запрещается, или 3) определение субъектов, на которых в этих условиях распространяется определенное правило, установленное той или иной нормой. Назначение социальных норм состоит в упорядочении поведения субъектов, что способствует обеспечению системности и позволяет предвидеть общественные отношения. Вследствие этого участники таких отношений могут прогнозировать свое поведение и поведение других субъектов в ситуациях, предусмотренных в конкретных социальных нормах. Они регулируют то поведение, которое имеет социальный характер, а поэтому связано с взаимоотношениями между людьми, их объединениями, социальными группами.

Общими причинами возникновения государства и права были:

1) три великих разделения труда (обособление скотоводческого племени, отделение ремесла от земледелия, возникновение и развитие торговли);

2) появление избыточного продукта, патриархальной семьи, частной собственности и имущественного неравенства;

3) образование классов как больших групп людей с противоположными интересами и возникновение межклассовых конфликтов;

4) неспособность общественной власти первобытного общества регулировать классовые противоречия и конфликты, появление публичной власти.

Право, как и государство, возникло вследствие необходимости управлять социальными процессами. Оно возникает:

• перерастания мононорм (первобытных обычаев, традиций, морали) в юридические нормы;

• правотворческой деятельности компетентных государственных органов или должностных лиц;

• преобразования решений судебных органов по конкретным делам в общую норму, являющуюся обязательной для решения аналогичных случаев.

Между правом и государством устанавливается довольно сложная связь. Посредством права государство стремится претворять в жизнь свою волю, которая при авторитарных режимах носит классовый характер. А это означает, что первобытные обычаи или традиции приспосабливаются к интересам господствующего класса, обеспечиваются соответствующими санкциями, реализация их поддерживается аппаратом государственного принуждения и является средством подчинения населения воле экономически и политически господствующего класса.

Общество имеет древнюю историю. С позиций теории государства и права, а не философии, нас интересует общество в его взаимодействии с государством и правом. Нам надлежит понять общество как систему, его структуру. В этом аспекте и необходимо исследовать понятие "общество", место и роль в нем государства и права. Общество - социальный организм, часть природы, состоящая из людей, которые постоянно работают над совершенствованием орудий и средств производства.

Государство, осуществляя политическую власть в обществе:

1) подчиняет свою деятельность служению этому обществу;

2) обеспечивает равные возможности для всех людей во всех сферах их жизнедеятельности на основе социальной справедливости и милосердия;

3) не вмешивается в личную жизнь человека;

4) регулирует общественные отношения в пределах действующей конституции, законов и других нормативно-правовых актов (других источников права).

Во многовековой истории развития человеческого общества особая роль принадлежит античному периоду, что обусловлено, главным образом, его вкладом в мировую культуру. При этом культура античности (как и культуры других эпох) рядом исследователей часто отождествляется с понятием цивилизация", как это имеет место, например, во взглядах Э.Тэйлора.

В научной литературе существуют различные определения цивилизации. В социально-философской литературе цивилизацией называется этап человеческой истории, следующий за варварством. Вместе с тем в литературе часто встречаются определения типа "европейская цивилизация", "американская цивилизация", "русская цивилизация" и другие, которые подчеркивают своеобразие региональных культур.

Понятие "цивилизация" происходит от латинского civilis (гражданский, государственный, политический) и во многом совпадает посмыслу с понятием "культура". Первое понятие возникло и вошло в русскую мысль в 18 веке. Оно означало окультуривание человека в системе государственного устройства, разумно устроенного общества. Второе понятие еще со времен античности означало формирование, воспитание человеческой души, обуздание человеческих страстей. То есть, понятие "цивилизация" в определенном смысле поглотило понятие "культура", оставив за ним то, что относится к формированию личного, творческого начала в человеческой деятельности. В то же время за понятием "цивилизация" в качестве одного из его определений закрепилась характеристика материальной стороны человеческой деятельности. Социальные преобразования и научные достижения 20 века внесли много нового в понимание цивилизации, которую стали рассматривать как целостность экономической, социально-классовой, политической и духовной сфер жизни общества в определенных пространственных и временныхграницах.

В истории человечества принято различать следующие основные типы цивилизации: 1) древневосточные (Древний Египет, Месопотамия, Древний Китай, Древняя Индия и др.); 2) античная; 3) средневековая; 4) индустриальная; 5) современные восточные; 6) российская.

Между этими цивилизациями можно выявить преемственные связи, приводящие, в конечном счете, к общечеловеческой цивилизации современной эпохи.

Следовательно цивилизация античности - один из периодов развития культуры, которое происходило в границах Древней Греции и Древнего Рима.

а) Античная цивилизация представляла тип прогрессивного развития. Для неё характерен динамизм: важные перемены происходили на протяжении жизни одного поколения.

Хотя принадлежность к гражданской общине порождала ощущение защищённости и стремление воспроизводить существующий порядок. Но в жизни античного человека изменения происходили очень быстро. На протяжении одной жизни могла измениться форма правления, могущество родного полиса смениться упадком, происходили многочисленные войны, часто существенно менявшие материальное положение граждан. Производство, рассчитанное на рынок и особенно занятие торговлей показывали античному человеку, что всё очень изменчиво в мире. Эта обстановка способствовала развитию активности, направленной на обеспечение процветания полиса и личный жизненный успех, а и то и другое предполагало постоянные изменения окружающего мира. То есть ради общей стабильности жизни нужны были частные изменения.

б) В античности впервые получили развитие частнособственнические отношения, хотя полной частной собственности в греко-римском мире не было.

Верховным собственником было и оставалось государство. Земля давалась в пользование. В Спарте равные наделы давались всем мужчинам, которые могли держать в руках оружие. В Риме же наделы были далеко не равные .

в) В античном мире впервые сложилась развитая система товарно-денежных отношений: производство было ориентировано по преимуществу на рынок. В дальнейшем, развиваясь, эта Рыночная экономика составила основу товарно-денежных отношений нашего общества.

г) Античный мир изобиловал многообразием развитых государственных форм: демократия, аристократическая республика, древнегреческая тирания, империя. Наибольшую ценность для нашего времени представляет теория и практика демократии.

Если в большинстве древних цивилизаций города - государства представляли собой автократические или теократические деспотии, то в греческом полисе VII-VI вв. до н. э. мы впервые встречаемся с демократией как общностью свободных граждан, равных друг перед другом и перед законом.

Каждый гражданин полиса участвовал в выполнении общественных функций и в защите государства от внешнего врага независимо от его сословного и имущественного положения. Каждый имел право выступать на народных собраниях и убедительно (т. е. логически обоснованно)защищать свою точку зрения. Любовь древних греков к словесному агону, т. е. спору, засвидетельствованная еще у Гомера, привела в этих условиях к развитию искусства устной аргументации и в конечном счете к разработке приемов логического доказательства.

Большое и подчас недооцениваемое значение имело в греческих городах - государствах отсутствие сословий чиновников и жрецов. Что касается религии, то она рассматривалась как чисто гражданское установление, возлагавшее на граждан обязанности по выполнению определенных обрядов, но не накладывавшее никаких ограничений на них внутренние убеждения. Это способствовало возникновению в греческих (ионийских) полисах атмосферы свободомыслия, которой не знала ни одна страна Древнего мира.






Сейчас читают про: