double arrow

В РОССИИ 2 страница



Теория общественного договора исходит из того, что государ- ство — результат своеобразного договора, заключенного меж- ду суверенным властителем и подданными.

Причины заключения такого договора объяснялись различно.
По мнению Т. Гоббса, сильнейшим мотивом, побуждающим
людей (человека) к созданию государства, является страх перед
агрессией со стороны других людей, опасение за свою жизнь,


свободу и имущество. Поэтому люди сами пришли к необходи-
мости облечь кого-то властью в целях обеспечения своей жиз-
ни. Гоббс первым выступил против теории божественного про-
исхождения королевской власти. Свою теорию он изложил
в главном произведении «Левиафан» (1651).

Английский философ и политический мыслитель Дж. Локк
(1632—1704) на первый план поставил человеческий разум,
пришедший к пониманию необходимости создания специального
органа — государства, способного лучше обеспечить естествен-
ные права людей (такими он считал право на жизнь, свободу
и собственность), чем традиционные, догосударственные формы
общежития.

Выдающийся французский философ, моралист и политичес-
кий мыслитель Ж.-Ж. Руссо признавал необходимыми коллек-
тивные формы жизни, потому что в одиночку человек не может
противостоять внешним факторам — стихийным бедствиям,
нападению врагов, появлению частной собственности. Отсюда
«договор всех со всеми», провозгласивший народ коллективным
сувереном власти. Главный труд Руссо, в котором изложена эта
теория, — «Общественный договор» (1762).




Теории общественного договора (контрактные теории госу-
дарства) в определенной мере отражают исторические факты.
Так, в средневековом Новгороде с князем, который приглашал-
ся для правления, заключался договор с определением его прав
и обязанностей. Невыполнение такого договора могло повлечь
за собой изгнание князя. Другим примером создания государства под прямым влиянием теории общественного договора являются США. Однако некоторые ученые считают, что контрактные теории государства преувеличивают роль разума, договорных начал в его создании. Государство возникло, как показывает политическая антропология, не в результате добровольной передачи людьми части своих прав специально созданному для их защиты и защиты общественного порядка органу, а в результате длительного естественно-исторического развития общества. Теория общественного договора имеет и глубокое демократическое содержание, она обосновывает естественное право народа на свержение власти неугодного правителя, право на восстание. Однако слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между на-
родом и правителями.




В этой теории очевидна недооценка объективных факторов
происхождения государственности (прежде всего социально-эко-
номических, военно-политических и др.) и преувеличение в этом
процессе субъективных факторов.

Теория насилия

Теория насилия о происхождении государства в наиболее ло-
гически завершенном виде представлена в трудах ученых XIX в.
Дюринга, Гумпловича, Каутского и др.

Причину происхождения государственности они видели в во- енно-политических факторах: насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и ста- ло государство.

По мнению представителей данной доктрины, государство —
это возникшая путем насилия организация властвования одно-
го племени над другим. Подчинение этому насилию является ос-
новой возникновения экономического господства. В результате
войн племена перерождались в касты, сословия и классы, а за-
воеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно, го-
сударство — не итог внутреннего развития общества, а навязан-
ная ему извне сила.

С одной стороны, военно-политические факторы в образова-
нии государственности отвергать полностью нельзя. Историче-
ский опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали
процесс возникновения многих государств. С другой стороны,
важно помнить, что степень использования насилия в этом про-
цессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать
в качестве одной из причин возникновения государства наряду
с иными. К тому же военно-политические факторы в ряде регио-
нов играли в основном вторичную роль, уступая первенство со-
циально-экономическим факторам.

Органическая теория

Органическая теория происхождения государства получила
широкое распространение во второй половине XIX в. в трудах
Спенсера, Вормса, Прейса и др. Именно в эту эпоху наука


испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора,
высказанной Дарвином.

По мнению представителей данной доктрины, государство — это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа, т. е. государство — продукт социальной эволюции, которая выступает лишь как разновидность эволюции биоло- гической.

Государство, подобно биологическому организму, имеет мозг
(правителей) и средства выполнения его решений (подданных).

Среди биологических организмов в результате естественного
отбора выживают наиболее приспособленные. Так и в социаль-
ных организмах в процессе борьбы и войн (тоже естественного
отбора) складываются конкретные государства, формируются
правительства, совершенствуется структура управления.

Отрицать влияние биологических факторов на процесс проис-
хождения государственности было бы неправильно, ибо люди —
не только социальные, но и биологические организмы. Вместе
с тем нельзя механически распространять все закономерности,
присущие биологической эволюции, на социальные организмы,
нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам
биологическим. Это хотя и взаимосвязанные, но разные уровни
жизни, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие
в своей основе различные причины возникновения.

Материалистическая теория

К представителям материалистической теории происхожде-
ния государства обычно относят Маркса, Энгельса, Ленина. Они
объясняют возникновение государственности прежде всего со-
циально-экономическими причинами.

Первостепенное значение для развития экономики, а следо-
вательно, и для появления государственности имели три круп-
ных общественных разделения труда (от земледелия отделились
скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых толь-
ко обменом). Это разделение труда и связанное с ним совершен-
ствование орудий труда дало толчок росту его производитель-
ности. Возник избыточный продукт, который в конечном счете
и привел к возникновению частной собственности, в результате
чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на
эксплуататоров и эксплуатируемых.


Важнейшим последствием появления частной собственности
стало выделение публичной власти, уже не совпадающей с об-
ществом и не выражающей интересы всех его членов. Власть
переходит к богатым людям, которые превращаются в управляю-
щих. Они создают для защиты своих экономических интересов
новую политическую структуру — государство, которое, преж-
де всего, служит инструментом проведения воли имущих.

Государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования об- щества как целостного организма.

В данной теории весьма заметно увлечение экономическим
детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновремен-
ной недооценке национальных, религиозных, психологических,
военно-политических и иных причин, влияющих на процесс за-
рождения государственности.

Психологическая теория

Среди наиболее известных представителей психологической
теории происхождения государства можно отметить Петражиц-
кого, Тарда, Фрейда. Они связывали появление государственно-
сти с особыми свойствами человеческой психики: потребностью
людей во власти над другими людьми, стремлением подчинять-
ся, подражать.

Причины происхождения государства заключаются в тех спо- собностях, которые первобытный человек приписывал племен- ным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т. п.) создавали усло- вия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная.

Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны
с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, ин-
стинкты. Для удержания в подчинении подобных психических
начал личности и возникает государство. Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части в подчинении, послушании, повино-
вении определенным лицам, так и для подавления агрессивных


влечений индивидов. Отсюда природа государства — психологическая, заключающаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению представителей данной теории, — продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.

Бесспорно, психологические закономерности, с помощью ко-
торых осуществляется человеческая деятельность, — важный
фактор, оказывающий влияние на все социальные институты
и которые ни в коем случае игнорировать нельзя. Взять, к при-
меру, хотя бы проблему харизматического лидера.

В то же время роль психологических свойств личности (ир-
рациональных начал) не следует преувеличивать. Они не все-
гда выступают в качестве решающих причин и должны рассмат-
риваться лишь как моменты государственного образования, ибо
сама человеческая психика формируется под влиянием соответ-
ствующих социально-экономических, военно-политических
и иных условий.

Ирригационная и другие теории

Создатель данной теории немецкий ученый Виттфогель пола- гал, что возникновение государств, их первые деспотические формы связаны с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений и их эксплуатацией.

Эта теория отражена автором в работе «Восточный деспо-
тизм».

Естественноисторические концепции государства рассматри- вают его как органически присущую человечеству на опреде- ленной стадии развития форму общежития. Без такой формы общежития общество обречено на деградацию и распад.

Такие концепции разрабатываются в наше время, хотя подоб-
ные идеи высказывал еще Аристотель.

Теория генезиса рассматривает возникновение государства «в результате разложения родоплеменного строя, постепенно- го обособления от общества слоя вождей и их приближенных и средоточия у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под воздействием целого ряда фак- торов».


Помимо факторов, рассмотренных при характеристике раз-
личных теорий происхождения государства, называют также
следующие факторы:

• развитие общественного разделения труда, выделение
управленческого труда в специальную отрасль в целях по-
вышения его эффективности;

• возникновение в ходе развития общественного производ-
ства частной собственности, классов и эксплуатации;

• демографические факторы, изменения в воспроизводстве
самого человека;

• антропологические факторы. Они означают, что государ-
ственная форма организации коренится в самой общест-
венной природе человека. Так, Аристотель в своем труде
«Политика» писал, что государство, подобно семье и селе-
нию, «есть естественная форма общежития».

• географическое положение, наличие или отсутствие есте-
ственных границ, климатические условия, плодородные
земли и т. д.

Многочисленные исследования показывают, что государство
возникает и развивается под влиянием целого ряда факторов,
среди которых выделить один в качестве определяющего невоз-
можно.

Государство существует уже на протяжении тысячелетий
(с IV тыс. до н. э.) и изменяется вместе с развитием всего об-
щества.

3. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА

Признаки государства

1 Наличие публичной власти. Публичная власть отделена
от общества. Она не совпадает с организацией всего населения
и имеет слой профессионалов-управленцев. Отсутствие государ-
ственности в этом аспекте трактуется как аномальное явление,
поскольку ведет к анархизму, конфликтам и правовой незащи-
щенности личности.

2 Суверенитет. Суверенность государства означает его вер-
ховную власть на определенной территории. В каждом общест-
ве могут действовать различные властные структуры (партий-
ные, производственные, семейные и др.). Но высшей властью


обладает лишь государство, и ее решения обязательны для всех
граждан, организаций и учреждений в данном обществе.
Суверенитет:

• высшая и полная законная власть над всем, чем распола-
гает данное общество (землями и водами, недрами и воз-
душным пространством);

• основа независимости каждого общества. На современном
этапе развития цивилизации независимость должна дости-
гаться не самоизоляцией и автаркией, а взаимным сотруд-
ничеством на основе баланса интересов, а не сил;

• государство имеет определенную власть по отношению
к субъектам, действующим в пределах данного государст-
ва (его границ).

Государство всюду остается главным выразителем суверени-
тета своего общества.

Государство распространяет свою власть на всю территорию
страны, обозначенную государственной границей. Оно имеет ус-
тойчивую юридическую связь с населением (в виде подданства
или гражданства), распространяет на него свою власть и обес-
печивает защиту граждан как внутри страны, так и за ее пре-
делами. Только государство имеет право издавать властные общеобязательные законы (юридические нормы). При этом оно вправе отменить, признать неправильным любое проявление всякой другой власти в обществе.

Государство обладает монополией на легальное применение
силы (в том числе и физического принуждения) в отношении
населения. У него имеются такие средства воздействия, каких
нет у других политических организаций (армия, полиция, орга-
ны безопасности, тюрьмы и т. п.).

Сфера суверенности современных государств ограничивает-
ся международными экономическими, политическими и военны-
ми взаимозависимостями. Другие государства должны уважать
принцип суверенитета.

3 Налоги. Государство имеет свою казну, которая постоян-
но пополняется в основном за счет налогов (учрежденных го-
сударством сборов с населения и организаций, взыскиваемых
принудительно в установленных размерах и определенные
сроки).

Налоги характеризуют, прежде всего, экономическую дея-
тельность государства, обеспечивают его функционирование
и являются материальной основой жизнедеятельности государ-
ства, финансирования экономической, социальной, оборонной


и другой политики. Сбор налогов — это исключительное право
государства.

4 Всеобщность. Как важнейший политический институт, го-
сударство отличается от всех других тем, что является организа-
цией всего общества, а не какой-то отдельной его части. Госу-
дарство выступает выразителем общих интересов и устремлений
всего общества (социума), гарантией его безопасности. Государ-
ство включает в сферу своего воздействия всех людей, нахо-
дящихся на его территории, в том числе и иностранных граж-
дан, дипломатических представителей и других лиц, которые не
освобождаются от подчинения действующим в данном государ-
стве законам.

5 Право. Государство не может существовать без права, так
как последнее юридически оформляет государственную власть
и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические
рамки и формы осуществления функций государства и т. п.

Атрибуты государства

1 Территория государства. Законы и полномочия государ-
ства распространяются на людей, проживающих на конкретной
территории. Эта территория определяется границами, разделяю-
щими сферы суверенности отдельных государств, которые, как
правило, подтверждаются на формально-договорной основе
всеми граничащими друг с другом государствами. Таким обра-
зом, государство строится по территориальному принципу в от-
личие, к примеру, от родоплеменной организации, основанной
на кровнородственных связях.

2 Население государства. На него распространяется власть
государства.

3 Государственный аппарат — это система органов, по-
средством которой государство функционирует и развивается,
осуществляя свою власть. При помощи аппарата государство
осуществляет свою монополию на легальные (узаконенные) ме-
ры: применение силы, физического принуждения и др.

4 Государственное принуждение включает широкий диапа-
зон мер: от ограничения свободы до физического уничтожения
человека. Государственная власть обладает такими полномочия-
ми, как возможность лишить граждан жизни и свободы, т. е.
высших ценностей.

Государство располагает специализированными органами при-
нуждения, применяемого в ситуациях, определяемых законами.


Государственное принуждение первично и приоритетно по отно-
шению к праву использования принуждения и силы другими ор-
ганами в пределах данного государства.

Функции государства

Функции государства — это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Понятие функции государства не следует отождествлять с та-
кими понятиями, как:

1 цели и задачи государства, которые определяют его функции;

2 функции отдельных государственных органов, которые спе-
циально предназначены для определенного вида деятельности.

Функции государства охватывают его деятельность в целом,
в них находят выражение социальная ценность и сущность го-
сударства, их осуществлению подчинена работа всего государ-
ственного аппарата и каждого органа в отдельности.

В зависимости от продолжительности действия функции
государства классифицируются:

• на постоянные (осуществляются на всех этапах развития
государства) и временные (прекращают свое действие
с решением определенной задачи, как правило, имеющей
чрезвычайный характер);

• на основные и неосновные в зависимости от значения;

• на внутренние и внешние в зависимости от того, в какой
сфере общественной жизни они осуществляются.

Внутренние функции государства — это основные на-
правления деятельности государства по выполнению стоящих
перед ним внутренних задач.

К внутренним функциям современного Российского государ-
ства можно отнести:

1 функцию охраны прав и свобод человека и гражданина,
обеспечения правопорядка (это деятельность государства, на-
правленная на защиту интересов личности и общества, на реаль-
ное воплощение в жизнь статьи 2 Конституции РФ, согласно
которой «человек, его права и свободы являются высшей цен-
ностью»);

2 экономическую функцию (здесь весьма важен вопрос
о пределах вмешательства государства в экономическую сферу,


о методах государственного управления экономическими отно-
шениями; если в условиях административной системы управ-
ления экономика регулируется преимущественно директивами,
то в условиях рыночных отношений — прежде всего эконо-
мическими методами, т. е. посредством налогов, кредитов, льгот
и т. д.);

3 функцию налогообложения (в современных условиях на-
лог становится главным методом новой системы управления,
универсальным регулятором, который используется не только
в экономической сфере, но и в социальной, юридической, внеш-
неполитической и т. п.);

4 функцию социальной защиты (речь идет прежде всего об
обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий
граждан, кто в силу объективных причин не может полноцен-
но трудиться, — об инвалидах, пенсионерах, студентах и др.;
кроме того, государство призвано поддерживать жилищ-
ное строительство, здравоохранение, общественный транспорт
и т. п.);

5 экологическую функцию (с помощью законодательства го-
сударство устанавливает правовой режим природопользования,
берет на себя обязательства перед своими гражданами по обес-
печению нормальной среды обитания и т. д.);

6 культурную функцию (содержание ее сегодня составляет
разносторонняя государственная поддержка развития культуры:
литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой
информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая
в недостаточном объеме).

Внешние функции государства — это основные направ-
ления деятельности государства по выполнению стоящих перед
ним внешних задач. Их выполнение обеспечивает полноправное
существование государства в современном мире, в котором все
страны становятся более взаимозависимыми. К внешним функциям современного Российского государства можно отнести:

1 функцию обороны страны (она базируется на принципе
поддержания достаточного уровня обороноспособности, отвечаю-
щего требованиям национальной безопасности страны, предна-
значается для защиты суверенитета и территориальной целост-
ности, пресечения угрожающих интересам России вооруженных
конфликтов);

2 функцию поддержания мирового порядка (это деятельность
Российского государства по предотвращению войны, разоруже-
нию, сокращению оружия массового уничтожения, укреплению


обязательного для всех режима нераспространения этого ору-
жия и новейших военных технологий, участию в урегулирова-
нии межнациональных и межгосударственных конфликтов);

3 функцию сотрудничества с другими государствами (это
разнообразная деятельность государства, направленная на уста-
новление и развитие экономических, политических, культурных
и иных отношений, гармонично сочетающих интересы России
с интересами других государств) и т. п.

- Внешняя деятельность государств (в том числе и России)
в современных условиях будет эффективной и плодотворной
лишь тогда, когда она базируется на международно-правовых ак-
тах с общеобязательным учетом национальных, социально-эко-
номических, культурных и иных особенностей и интересов всех
народов, входящих в мировое сообщество."

Формы и методы осуществления функций государства

Формы осуществления функций государства — это дея-
тельность органов государства, посредством которой реализуют-
ся его функции.

Выделяют правовые и организационные формы осуществле-
ния функций государства.

К правовым формам относят:

1 правотворческую — деятельность по подготовке и изданию
нормативных актов;

2 правоприменительную — деятельность по реализации нор-
мативных актов путем принятия актов применения права, т. е.
повседневную работу по выполнению законов и по разрешению
разнообразных вопросов управленческого характера;

3 правоохранительную — деятельность по защите прав и
свобод человека и гражданина, по предупреждению правонару-1
шений и привлечению к юридической ответственности винов-
ных лиц и т. п.

К организационным формам относят:

1 организационно-регламентирующую (текущая работа опре-
деленных структур по обеспечению функционирования органов
государства, связанная с подготовкой проектов документов, ор-
ганизацией выборов и т. п.);

2 организационно-хозяйственную (оперативно-техническая
и хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой,
снабжением и т. д.);


3 организационно-идеологическую (воспитательная работа по
идеологическому обеспечению выполнения различных функций
государства, связанная с разъяснением нормативных актов, фор-
мированием общественного мнения и пр.).

Методы осуществления функций государства — это спо-
собы и приемы, с помощью которых органы государства реали-
зуют его функции. Среди подобных методов выделяют убежде-
ние и принуждение, поощрение и наказание и т. д.

Типы и формы государства

Тип государства — это совокупность существенных признаков, свойственных государствам единой общественно-экономиче- ской формации.

Мы рассмотрим понятие «тип государства» с позиции форма-
Iтонного подхода, под понятием же «форма государства» будет
рассматриваться, по сути дела, форма правления.

С одной стороны, государства каждого типа облекаются во
множество форм — в рамках одного исторического типа
встречаются различные формы государства:

• для рабовладельческого типа были характерны монархии
(древневосточные деспотии: Египет, Вавилон, Ассирия,
Китай, Индия; Римская империя) и республики (арис-
тократические, например Римская в период с VI по I в. до
н. э., и демократические, например Афинское государ-
ство);

• для феодального типа — монархии (раннефеодальная, мо-
нархия периода феодальной раздробленности, сословно-
представительная, абсолютная) и городские республики
(Венеция, Генуя, Новгород, Псков и др.);

• для буржуазного типа — демократические республики
(парламентские, президентские, смешанные) и конституци-
онные (ограниченные) монархии, для социалистического
типа — Парижская Коммуна, советские республики и рес-
публики народной демократии.

С другой стороны, государства определенного исторического
типа имеют некоторые формы, присущие только им. Так, напри-
мер, сословно-представительная монархия — принадлежность
только феодального государства в определенный период его раз-
вития, а парламентская монархия и демократическая республи-
ка свойственны буржуазному типу государства.


Государства каждого данного типа не могут воплощаться
в любые формы, т. е. и в такие, которые явно противоречат их
содержанию и не соответствуют их экономической основе.
Нельзя, например, представить себе рабовладельческое государ-
ство в форме демократической республики с представительны-
ми общенациональными учреждениями.

Конкретная форма государства предопределяется исто-
рическим типом государства. Но, кроме того, она зависит и от
других факторов:

• уровня экономического развития общества;

• соотношения различных сил в обществе;

• национальных и культурных традиций;

• международной обстановки и т. п.

Следовательно, тип и форма государства соотносятся как со-
держание и форма, где определяющую роль играет, естествен-
но, содержание.

Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государст- венного устройства и политический режим.

Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос:
в чем заключается главное, закономерное, определяющее в го-
сударстве, то категория «форма государства» отвечает на во-
прос: кто и как правит в обществе, как устроены и действуют
в нем государственно-властные структуры, как объединено на-
селение на данной территории, каким образом оно связано через
различные территориальные и политические образования с го-
сударством в целом, как осуществляется политическая власть,
с помощью каких методов, приемов.



Сейчас читают про: