double arrow

В РОССИИ 3 страница



На форму государства влияют как социально-экономиче-
ские факторы, так и природные, климатические условия, нацио-
нально-исторические и религиозные особенности, культурный
уровень развития общества и т. п.

Элементами формы государства выступают:

1 форма правления (характеризует порядок образования
и организации высших органов государственной власти, их взаи-
моотношения друг с другом и населением; в зависимости от осо-
бенностей формы правления государства подразделяются на
монархические и республиканские);

2 форма государственного устройства (отражает территори-
альную структуру государства, соотношение между государст-
вом в целом и его составными территориальными единицами; по


форме государственного устройства государства делятся на уни-
тарные, федеративные и конфедеративные);

3 политический (государственный) режим (представляет
собой систему методов, способов и средств осуществления го-
сударственной власти; в зависимости от особенностей набора
данных приемов государственного властвования различают де-
мократический и антидемократический политические (государ-
ственные) режимы).




Формы государственного правления

Форма государственного правления — это элемент формы го- сударства, характеризующий организацию верховной государ- ственной власти, порядок образования ее органов и их взаи- моотношения с населением.

По формам правления государства подразделяются на монар-
хии и республики.
Признаки монархии:

• власть передается по наследству;

• осуществляется бессрочно;

• не зависит от населения.

В монархии формальным источником власти является одно
лицо. Глава государства получает пост по наследству независи-
мо от избирателей или представительных органов власти.

Разновидности монархии:

• абсолютная монархия — всевластие монарха, т. е. гла-
вы государства;

• конституционная монархия — полномочия монарха ог-
раничены конституцией.

Различают монархии:

• дуалистическую (монарх наделен преимущественно ис-
полнительной властью.и лишь частично законодательной);

• парламентскую (хотя главой государства считается мо-
нарх, он фактически обладает только представительскими
функциями и лишь частично исполнительными, иногда он
имеет право вето на решения парламента, которым прак-
тически не пользуется).

Монархия была господствующей формой правления на про-
тяжении тысячелетий. В настоящее время монархий осталось
немного, почти все они парламентские. Правительство в них
формируется парламентским большинством и подчинено парламенту,



а не монарху. Монархия сохраняется во многих европейских государствах: Великобритании, Швеции, Дании, Испании и др.Фактически эти государства мало отличаются от республик.

Республика — вторая основная форма правления государст-
ва. Источник власти — народное большинство, ее высшие ор-
ганы избираются гражданами.

Разновидности республик

Парламентская. Ее главная отличительная черта — обра-
зование правительства на парламентской основе (как правило,
парламентским большинством) и его формальная ответствен-
ность перед парламентом.

Функции парламента: формирует и поддерживает пра-
вительство, издает законы, принимаемые правительством к ис-
полнению, утверждает (вотирует) государственный бюджет, осу-
ществляет контроль над правительством вплоть до выражения
вотума недоверия (это ведет к отставке правительства или рос-
пуску парламента). Парламент оценивает политику правитель-
ства и представляет альтернативные варианты курса.

Функции правительства: обладает исполнительной властью,
иногда и правом законодательной инициативы. Правительство
может ходатайствовать перед президентом о роспуске парламен-
та. Во многих странах членство в правительстве совместимо
с сохранением депутатского мандата, что позволяет привлекать
в правительство лидеров правящих партий и влиятельных депу-
татов парламентского большинства. Благодаря этому правитель-
ство может контролировать парламент и получать массовую пар-
тийную поддержку.

При такой организации власти руководитель правительст-
ва (премьер-министр, канцлер) — фактически первое лицо в по-
литической иерархии, хотя главой государства официально не
является. У президента более скромное место. Его избирает
либо парламент, либо собрание выборщиков, либо народ. У не-
го обычно представительские и церемониальные функции.

Президентская республика — достаточно распространен-
ная форма республиканского правления. Отличительная ее чер-
та: президент одновременно является и главой государства,
и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней
политикой, является главнокомандующим вооруженных сил.
Чаще всего при такой форме правления президент избирается

прямо народом, но может и коллегией выборщиков. Президент
сам (а в США с одобрения сената) назначает членов кабинета
министров. Кабинет министров ответственен перед президентом,
а не перед парламентом. При такой организации высшей власти
правительство, как правило, отличается стабильностью, четко-
стью разграничения законодательной и исполнительной власти,
которые имеют значительную самостоятельность. У парламента
нет права вынесения вотума недоверия правительству, а у пре-
зидента — права распустить парламент. Такое допускается толь-
ко в случае антиконституционных действий или преступлений президента, тогда он может быть отрешен от должности (импичмент). Ограничение действий президента со стороны парламента возможно с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент имеет право отлагательного вето на решения парламента. Президентская республика в Западной Европе не получила распространения.

Полупрезидентская (или смешанная) республика — тре-
тья основная разновидность республики. В современных ус-
ловиях полупрезидентскими республиками являются Австрия,
Ирландия, Португалия, Польша, Финляндия, Франция. Сильная
президентская власть сочетается с эффективным контролем
парламента за деятельностью правительства. При такой форме
правления президент как глава государства председательствует
на заседаниях правительства, а также выступает арбитром ме-
жду законодателями и правительством. Самая отличительная
черта полупрезидентской республики — двойная ответствен-
ность правительства — перед президентом и перед парламентом.

Классический образец полупрезидентской республики —
Франция, где президент и парламент избираются независимо
друг от друга. В этой стране парламент не имеет права сместить
президента. Президент обладает правом распустить парламент,
но он обязательно должен назвать дату внеочередных парла-
ментских выборов.

Функции президента: глава государства, верховный главно-
командующий, представитель страны в международных воп-
росах. Ему принадлежит право вето на решения парламен-
та, единоличного введения чрезвычайного положения. Однако
в период его действия президент утрачивает право на роспуск
парламента. Глава правительства в такой республике назначает-
ся президентом без согласия парламента, с учетом расклада по-
литических сил. Правом законодательной инициативы обладает
премьер-министр, он ответственен за работу правительства.


Парламент контролирует правительство через утверждение
ежегодного бюджета или вынесения вотума недоверия.

Формы национально-государственного
и административно-территориального устройства

Это элемент формы государства, характеризующий внутрен- нюю структуру государства, способ его политического и тер- риториального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

По распределению власти между центром и территориальны-
ми единицами государства подразделяются: на унитарные, фе-
деративные и конфедеративные. Территориальная организация
государства характеризуется соотношением целого и частей,
центральных и региональных органов власти.

Унитарное государство — это единая, политически однород-
ная организация. Государство объединяет административно-терри-
ториальные единицы, которые собственной государственности не
имеют. В нем лишь один субъект суверенитета — народ, единая
конституция, единое гражданство. Все государственные органы,
включая судебные, составляют одну систему. Они действуют на
основе единых правовых норм. Как правило, унитарные государ-
ства формировались в странах с мононациональным населением.
Исключение составляет Испания, где имеются инонациональные
образования, пользующиеся автономией. Права и компетенции ав-
тономии определяет центральная власть.

Унитарные государства подразделяются на централизованные
(Великобритания, Швеция, Дания и др.) и децентрализованные
(Франция, Италия, Испания).

В централизованных государствах местным низовым орга-
нам управления может быть предоставлена достаточно широкая
самостоятельность (самоуправление). Средние уровни управле-
ния не обладают существенной автономией и ориентированы на
выполнение решений центра.

В децентрализованных государствах крупные регионы
пользуются широкой автономией и даже располагают парламен-
тами, правительствами и административно-управленческими
структурами. Эти местные структуры самостоятельно решают
вопросы, переданные им центром (особенно в сфере образова-
ния, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка


и др.). Однако местные органы власти ограничены в области
собственного налогообложения, они сильно зависимы от центра
в финансовом отношении.

В федеративном государстве субъектами государственно-
го суверенитета выступают и крупные территориальные образо-
вания (штаты, земли, кантоны и т. п.), и весь народ, состоящий
из равноправных граждан. Федерация представляет собой союз государств, которые являются самостоятельными в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Они имеют собственную конституцию, законодательные, исполнительные и судебные органы, иногда даже двойное гражданство.

Федеративный принцип устройства государства обеспечивает
свободное объединение и равноправное взаимодействие общно-
стей, обладающих этническими, историко-экономическими, куль-
турными, религиозными, лингвистическими и другими особенно-
стями. В таком государстве должны создаваться оптимальные
возможности для выражения региональных и других интересов
меньшинств, а также приближение власти и управления к граж-
данам.

Федерация — государство, где распределение функций меж-
ду субъектами и центром зафиксировано в конституции. Без
согласия субъектов федерации конституция не может быть из-
менена. Вопросы распределяются по компетенции органов — со-
юзных, субъектов федерации, совместных, остаточных, т. е. не
зафиксированных в конституции. Права и полномочия союзно-
го руководства и всех субъектов федерации контролирует осо-
бый независимый суд. Контролирующий орган — двухпалатный
парламент, верхняя палата которого формируется из представи-
телей регионов, земель и т. п.

Члены федерации не имеют индивидуального суверенитета,
не имеют права одностороннего выхода из союзного государст-
ва. По конституции союзное государство имеет право вмеша-
тельства во внутренние дела членов федерации (чрезвычайное
положение, стихийные бедствия, массовые беспорядки).

Конфедерация — постоянный союз самостоятельных го-
сударств, объединенных для осуществления конкретных совме-
стных целей. Члены конфедерации полностью сохраняют го-
сударственный суверенитет. В компетенцию союза передается
только ограниченное число вопросов, как правило, по обороне,
внешней политике, транспорту и связи. Конфедерации суще-
ствовали в США (1776—1787), Швейцарии (до 1848), Герма-
нии (1815—1867) и некоторых других странах. Такая форма


государственного образования недостаточно прочна, она эволю-
ционирует в федерацию или распадается.

Политический (государственный) режим:
понятие и виды

Политический (государственный) режим — это элемент формы государства, характеризующий совокупность методов, спосо- бов и средств осуществления политической власти.

Всякие изменения, происходящие в сущности государства
данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, а он
влияет на форму правления и форму государственного устрой-
ства.

Согласно одной точке зрения понятие «политический режим»
более широкое, чем понятие «государственный режим», ибо
включает в себя не только методы и приемы осуществления по-
литической власти со стороны государства, но и со стороны
политических партий, общественных организаций и т. п.

Согласно другой точке зрения данные понятия можно расце-
нивать как тождественные.

В зависимости от особенностей набора «методов и средств
государственного властвования» различают два противополож-
ных режима — демократический и антидемократический.

Признаки демократического режима:

1 население участвует в осуществлении государственной
власти посредством прямой (когда граждане, например, на ре-
ферендуме непосредственно принимают решения по важнейшим
вопросам общественной жизни) и представительной демократии
(когда народ реализует свою власть через выбираемые им пред-
ставительные органы);

2 решения принимаются большинством с учетом интересов
меньшинства;

3 выборность и сменяемость центральных и местных орга-
нов государственной власти, их подотчетность избирателям,
гласность;

4 доминируют методы убеждения, согласования, компромисса;
5 во всех сферах общественной жизни господствует закон;
6 провозглашаются и реально обеспечиваются права и сво-
боды человека и гражданина;

7 политический плюрализм, в том числе многопартийность;
8 разделение властей и т. д.


Антидемократический режим, который в свою очередь мо-
жет подразделяться на подвиды — тоталитарный, авторитарный
и т. п., олицетворяет осуществление государственной власти
и противоречии с демократическими механизмами, нормами
п институтами; правитель реализует власть по своему усмотре-
нию, произволу, без учета мнения большинства на основе дик-
таторских, насильственных методов. Права и свободы человека
и гражданина здесь практически не защищены, в обществе ца-
рит беззаконие.

Механизм государства: понятие и структура

Механизм государства — это система государственных органов, призванных выполнять задачи и функции государства.

В юридической науке понятия «механизм государства» и «госу-
дарственный аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя
существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются также приданные государственному аппарату структуры Гуры (вооруженные силы, полиция, исправительные учреждения и т. д.), опираясь на которые государственный аппарат осуществляет свою деятельность.

Храктерные черты механизма государства:

1 он представляет собой систему, т. е. упорядоченную co-
вокупность государственных органов;

2 целостность механизма обеспечивается едиными целями
и задачами;

3 основным элементом механизма государства выступают го-
сударственные органы;

4 он является той организационной и «материальной» силой,
с помощью которой государство осуществляет свою власть, дос-
тигает конкретных результатов.

Механизм современного государства отличается высокой сте-
пенью сложности, многообразием составляющих его частей, бло-
ков, подсистем.

Структура механизма государства включает в себя:

1 государственные органы, которые находятся в тесной взаи-
мосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосред-
ственных властных функций;


2 государственные учреждения и предприятия, которые вла-
стными полномочиями (за исключением их администраций) не
обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере эко-
номики, образования, здравоохранения, культуры, науки и т. д.;

3 государственных служащих (чиновников), специально за-
нимающихся управлением;

4 организационные и финансовые средства, а также прину-
дительную силу, необходимые для обеспечения деятельности го-
сударственного аппарата.

Органы государства: понятие, признаки, виды

Орган государства — это звено государственного аппара-
та, участвующее в осуществлении определенных функций госу-
дарства и наделенное в этой связи властными полномочиями.

Признаки органа государства:

1 представляет собой самостоятельный элемент механизма
государства;

2 действует на основе правовых актов (конституции и законов);

3 выполняет свойственные только ему задачи и функции, ис-
пользуя для этого соответствующие формы и методы;

4 наделен властными полномочиями, в том чибле возмож-
ностью применения в случае необходимости мер принуждения;

5 состоит из государственных служащих и соответствующих
подразделений, имеющих единство целей, ради достижения ко-
торых он образован;

6 имеет соответствующую структуру, материальную базу
и финансовые средства, которые требуются для осуществления
поставленных задач.

По форме реализации государственной деятельности органы
государства классифицируются как непредставительные, ис-
полнительно-распорядительные, судебные, прокурорские
и иные контрольно-надзорные органы;

по принципу разделения властей — на законодательные, ис-
полнительные и судебные;

по иерархии — на федеральные, республиканские и местные;

по срокам полномочий — на постоянные (создаются без ог-
раничения срока действия) и временные (создаются для дости-
жения краткосрочных целей);

по порядку осуществления компетенции — на коллегиаль-
ные (парламент РФ) и единоначальные (президент);


по правовым формам деятельности — на правотворческие,
правоприменительные и правоохранительные;

но характеру компетенции — на органы общей (правитель-
пни) и специальной (министерства) компетенции и т. п.

Принципы организации и деятельности
государственного аппарата

Аппарат государства — система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятель- ности. Подобные принципы — это исходные идеи, определяю- щие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов.

Такими принципами могут выступать:

1 принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина,
Который предполагает соответствующие обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать их;

2 принцип демократии, который выражается, прежде всего,
и широком участии граждан в формировании и организации дея-
тельности государственных органов;

3 принцип разделения властей (на законодательную, испол-
нительную и судебную), который создает механизмы, уменьшаю-
щие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

4 принцип законности, который означает обязательность
соблюдения всеми государственными служащими конституции,
законов и подзаконных актов;

5 принцип гласности, который обеспечивает информирован-
ность и, субъектов права о практической деятельности конкретных
государственных органов;

6 принцип федерализма, который выражает единство систе-
мы государственной власти, разграничение предметов ведения
между центром и субъектами федерации;

7 принцип профессионализма, который создает благоприят-
ные условия для использования наиболее квалифицированных
работников в деятельности государственного аппарата, гаранти-
рует высокий уровень решения основных вопросов государствен-
ной жизни в интересах населения страны;

8 принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, ко-
торый обеспечивает разумное соотношение демократических
и бюрократических начал государственного аппарата;


9 принцип сочетания выборности и назначаемости, который
выражает оптимальное соотношение децентрализации и центра-
лизации в государственном управлении;

10 принцип иерархичности, заключающийся в том, что орга-
ны государства занимают в государственном аппарате разные
уровни (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих
органов обязательны для нижестоящих).

Всесторонний учет этих функций как при образовании го-
сударственных органов, так и в процессе их функционирования
позволяет обеспечить максимальную эффективность государст-
венного управления обществом.

Понятие и признаки правового государства

Правовое государство — это такое демократическое государ- ство, в котором обеспечиваются господство права и верховен- ство закона, разделение властей, независимость суда, права и свободы.человека, где эффективна работа правоохранитель- ных органов, существует подлинное народовластие, где дос- тигнут высокий уровень политической культуры.

Идеи правового государства своими истоками уходят в ан-
тичное общество. Платон, Аристотель, Демокрит и другие
выдающиеся мыслители древности высказывали немало ценных
мыслей о правовом государстве.

В основу современного понятия правового государства поло-
жены идеи немецкого философа Иммануила Канта (1724—1804)
и французского просветителя и юриста Шарля Монтескье
(1689—1755). Безусловно, свой вклад в разработку этого поня-
тия внесли и другие ученые XVIII—XX вв.

Все они полагали, что на смену бюрократическому государст-
ву эпохи абсолютизма (как говорил Кант, государству произвола)
придет государство автономной личности. Эта личность будет об-
ладать неотчуждаемыми правами. Государство и личность будут
совсем по-иному строить свои отношения друг с другом. Государ-
ство будет видеть смысл своего существования в том, чтобы слу-
жить человеку, обеспечивать его права и свободы.

О правовом государстве в нашей стране заговорили пример-
но в 1988 г., когда были опубликованы тезисы XIX партийной
конференции. В одном из таких тезисов была сформулирована
задача создания в СССР правового государства.

В настоящее время в Российском государстве осуществляется
правовая реформа. Начало ей положило принятие Конституции


199.4 г. Правовая реформа развертывается по следующим четы-
рем направлениям:

1 развитие и совершенствование законодательства. Необхо-
димо отработать механизм своевременной подготовки и принятия
законов, регулирующих многие стороны жизни общества. Не-
обходимо на деле обеспечить провозглашенные в Конституции
гарантии политических и социально-экономических прав граждан,
пронести большую работу по приведению российского законода-
тельства в соответствие с международным правом;

2 активизация реформы судебной системы и судопроизводства. Необходимо принять единый закон о судебной системе
РФ; обеспечить материально-финансовые гарантии независимо-
сти судебной власти; создать судебный департамент; существен-
но изменить действующий закон о статусе судей РФ; решить
Проблему исполнения судебных решений;

3 совершенствовать систему исполнительной власти на фе-
деральном уровне и на уровне субъектов РФ. Необходимы еди-
ные принципы формирования органов исполнительной власти,
взаимоотношений ее федеральных и региональных органов, по-
рядок согласования решений, принимаемых по предметам совме-
стного ведения;

4 развитие правового сознания граждан. Предстоит сфор-
мировать массовое убеждение в абсолютной ценности права. Нужно наладить элементарное правовое просвещение, правовую

пропаганду, распространение правовых знаний. Признаками правового государства являются: 1 господство права. Все граждане, органы государственной власти, находящиеся на территории государства, подчиняются праву; 2 верховенство закона. Законы обладают высшей юридической силой в системе правовых норм государства. Все иные нормативно-правовые акты, которые издают различные государственные органы, не должны противоречить законам; 3 разделение властей. Чтобы не было сосредоточения власти одних руках, необходимо разделить власть на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из этих ветвей действует в пределах своей компетенции; 4 независимость суда. Суд, как и две другие ветви, должен быть независимым. Иными словами, не допускается вмешательства в деятельность суда кого бы то ни было; 5 соблюдение прав и свобод человека. Права и свободы даны человеку от рождения, они неотчуждаемы. Речь идет о праве человека на жизнь, свободу, неприкосновенность, безопасность и других правах и свободах;


6 эффективная работа правоохранительных органов.
Если нарушены права и свободы человека или имеется угроза
им, на помощь человеку должны прийти правоохранительные
органы. Они и должны защитить эти права и свободы;

7 высокий уровень правовой культуры. Важнейший пока-
затель правовой культуры — уровень правосознания в обще-
стве. Правосознание — это совокупность правовых взглядов,
в которых выражено отношение к праву, степень осознания
необходимости выполнения требований закона. Правовая куль-
тура проявляется в знании действующего законодательства, ува-
жении к праву, соблюдении правовых норм;

8 развитие и совершенствование демократии. Необходи-
ма гарантия политических прав и свобод и постоянное участие
народа в управлении государством, чтобы было сформировано
развитое гражданское общество.

Место и роль государства
в политической системе общества

Понятия «государство» и «политическая система общества»
соотносятся, как часть и целое. Государство концентрирует в себе
все многообразие политических интересов, регулируя явления
политической жизни через призму «общеобязательности».
Именно в этом качестве государство играет особую роль в по-
литической системе, придавая ей своего рода целостность и ус-
тойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по
управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его
жизнедеятельность.

Государство занимает центральное, ведущее место в по-
литической системе общества, так как оно:

• выступает в качестве единственного официального пред-
ставителя всего народа, объединяемого в пределах его тер-
риториальных границ по признаку гражданства;

• является единственным носителем суверенитета;

• располагает специальным аппаратом (публичной властью),
предназначенным для управления обществом;

• имеет «силовые» структуры (вооруженные силы, милицию,
службу безопасности и т. п.);

• обладает, как правило, монополией на правотворчество;

владеет специфическим набором материальных ценностей
(государственная собственность, бюджет, валюта и т. д.).


4. ВЛАСТЬ И ГОСУДАРСТВО

Власть в самом общем виде представляет собой способность (свойство) некоего субъекта (индивида, коллектива, органи- зации) подчинять себе волю и поведение другого субъекта (индивида, коллектива, организации) в своих собственных ин- тересах или в интересах других лиц.

Власть характеризуется следующими признаками:

1 власть есть явление социальное (общественное);

2 власть является атрибутом (неотъемлемым компонентом)
общества на всех этапах его развития. То обстоятельство, что
власть является постоянным спутником общества, объясняется
им, что общество представляет собой сложно организованную
Систему (социальный организм), которая постоянно нуждается
и управлении, т. е. в процессе упорядочения, направленном на
поддержание системы в нормальном, работоспособном состоя-
нии - состоянии функционирования.



Сейчас читают про: