Государственное управление

Россия в начале XX в. оставалась, как уже отмечалось, аб-
солютной монархией. Вступая на престол, Николай II решитель-
но заявил о бессмысленности мечтаний «об участии представи-
телей земств в делах внутреннего управления».

Высшая законодательная власть принадлежала императору,
совещательным органом при котором был Государственный
совет. Его члены назначались царем. Высшей судебной инстан-
цией был Сенат, обладавший также правом толковать законы.
Исполнительная власть была сосредоточена в 11 министерствах
и координировалась Комитетом министров. Однако кабинет не
имел характера единого правительства — каждый министр был
ответственен перед царем лично. На местном уровне власть на-
ходилась в руках генерал-губернаторов, назначаемых из центра
правительством.

Большое количество чиновников в центре и на местах зна-
чительно усложняло управление огромной империей. Разлад


государственной машины давал о себе знать уже в начале век
в 1902 г. министр внутренних дел Плеве заявил, что не может
управлять при помощи одних чиновников и намерен правления
представителей земства. Министр финансов Витте был сторон-
ником представительства в умеренной форме с постепенным
преобразованием государственного строя.

Попытки правительства снять напряженность и заручиться
общественной поддержкой нашли свое выражение в так на-
зываемой «весне» министра внутренних дел в 1904—1905
П.Д. Святополк-Мирского, провозгласившего «эпоху доверия»
Проект политической программы Святополк-Мирского, представ-
ленный царю, включал введение земского представительстве
в Государственном совете. Однако проект был провален при
обсуждении на специальном совещании под председательством
самого царя. «Весна» закончилась отставкой Святополк-Мирского.

В условиях начавшейся революции 18 февраля 1905 г. царь
издал указ Сенату о приеме от частных лиц и учреждений
«предположений об усовершенствовании государственного бла-
гоустройства» и о привлечении «избранных от населения людей
к участию в предварительной разработке и обсуждении законо-
дательных предположений».

В августе 1905 г. был опубликован манифест с обещанием со-
звать Государственную Думу. По проекту министра внутренних
дел А.Г. Булыгина Дума не имела права законодательной ини-
циативы и была лишь законосовещательным органом при царе.
Избирательное право ограничивалось высоким имущественным
цензом.

Однако общество бойкотировало Булыгинскую думу. Она так
и не была созвана.

Избирательный закон 11 декабря 1905 г. определил новый по-
рядок выборов в Государственную Думу. Возрастной ценз ус-
танавливался в 25 лет. Выборы не были всеобщими: к ним не
допускались женщины, военные, служители церкви, рабочие
малых предприятий. В нормах представительства была избрана
политика опоры на одно сословие. Этим сословием правитель-
ство посчитало монархически настроенное крестьянство. Выборы были не прямые, а многоступенчатые. Для буржуазии и дворян двухступенчатые, для рабочих — трехступенчатые, для крестьян — четырехступенчатые. Был избран сословно-куриальный принцип формирования Думы. Выборы происходили по 4 куриям:


1. Землевладельческой 1 избранный на 2 тыс. человек
2. Городской 1 избранный на 4 тыс. человек
3. Крестьянской 1 избранный на 30 тыс. человек
4. Рабочей 1 избранный на 90 тыс. человек

После Манифеста 17 октября 1905 г. Государственный совет
был преобразован в верхнюю палату российского парламента.
Процедура принятия закона предполагала его прохождение
в нижней палате, затем в верхней, после чего закон поступал
на подпись к царю, который обладал правом вето. Ни один за-
кон не мог быть принят в обход Думы, но и царь имел право
отклонить любой принятый Думой законопроект.

Преобразовывался и Совет министров. Он становился коор-
динирующим органом министерств, ответственным только перед
царем. Совет, так же как и Дума, имел право законодательной
инициативы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: