Становление многопартийности в России и идеи государственного устройства

В начале XX в. в России шел процесс политического само-
определения различных слоев населения.

В рамках этого процесса еще в конце XIX в. появляются первые
политические партии. Особенно бурно партийно-политические струк-
туры возникали в период революции 1905—1907 гг. Именно в эти
годы сложился политический спектр партий, определились ведущие
направления. К 1906 г. в России насчитывалось около 50 партий
(большая часть их действовала в национальных районах).

Партии и организации консервативно-охранительного направ-
ления вышли из помещичьих организаций, возникших на рубеже
XIX—XX вв. Деятельность разрозненных помещичьих кружков
носила первоначально сословно-дворянскую, а не политическую
окраску, они были более похожи на клубы, объединявшие идей-
ных сторонников самодержавия. Вплоть до 1905 г. эти органи-
зации продолжали оставаться салонными кружками с социаль-
но-однородным составом, мало отличавшимся от корпоративных
дворянских организаций.

Первая организация охранительного направления, пресле-
дующая политические цели, появилась в 1900 г. в Петербур-
ге. Это было «Русское собрание».

Наиболее массовой политической организацией этого направле-
ния стал «Союз русского народа», пользовавшийся поддержкой


придворных кругов. Объединяющим фактором для этих сил слу-
жила идея, выраженная формулой «православие, самодержавие
народность».

Важное место на политической карте России занимало ли-
беральное направление.
Либерал в первоначальном значении —
человек свободомыслящий, вольнодумец. В общем смысле либе-
рал — это сторонник парламентского строя, демократических
свобод и прав личности, характерных для западного общества,
при исключительно мирных средствах их достижения.

На рубеже XIX—XX вв. начался новый этап российского ли-
берализма. Возникает и постепенно набирает силу течение, где
решающую роль играет интеллигенция, представленная такими
именами, как П. Струве, П.Н. Милюков, В.Д. Набоков, П.И. Нов-
городцев и другие. Шла «европеизация» российского либерализма,
он очищался от славянофильских идей и традиций, впитывал но-
вейшие достижения западной обществоведческой науки. Ведущей
у русских либералов стала идея правового конституционного госу-
дарства с парламентом, всеобщим избирательным правом, друга-
ми демократическими свободами.

В отличие от «старого» либерализма XIX в. новый обратился
к социальным вопросам, выдвинул требование принудительного от-
чуждения земли у помещиков за выкуп, легализации профсоюзов, вве-
дения восьмичасового рабочего дня, социального страхования.

Первая либеральная организация «Беседа» была полулегальной,
она возникла в 1899 г. и просуществовала до 1905 г. В 1903 г.
появились две либеральные организации: «Союз освобождения»
и «Союз земцев-конституционалистов». В период революции
1905—1907 гг. возник ряд либеральных партий: кадеты, октяб-
ристы, демократических реформ, Торгово-промышленная партия
и т. д. Российский либерализм объединил мощную политическую
элиту с богатым интеллектуальным потенциалом. Однако социальная база его была узкой. Третьим направлением в политическом спектре России было неонародничество, которое на протяжении многих десятилетий представляло собой широкое общественно-политическое движение. На рубеже XIX—XX вв. основное содержание народнической идеологии осталось прежним: проповедь особого, не западного пути развития, а также общинного аграрного социализма как идеала общественного устройства. Политическая партия, предложившая переход к общинному социализму как путь решения противоречий, образовалась в начале XX в. Это была партия эсеров. Она стала самой массовой и одной из влиятельнейших на политической арене России. От


нее шло отпочкование других партий: партии народных социа-
листов, союза эсеров-максималистов, партии левых эсеров.

Четвертой группой политических организаций в России
начала XX в. стали социал-демократические партии, ос-
нованные на идеологии марксизма.
Их появление связано
с развитием рабочего движения. В 1898 г. была образована Рос-
сийская социал-демократическая рабочая партия. В рамках рос-
сийской социал-демократии развилось два течения: меньшевизм,
объединивший сторонников ортодоксального марксизма и высту-
павший за организацию социал-демократической партии по
западному образцу, и большевизм, который представлял собой
соединение западного марксизма со специфическими условиями
России и стремился к созданию централизованной боевой орга-
низации. В 1912 г. РСДРП окончательно распадается и начина-
ется формирование двух самостоятельных социал-демократиче-
ских партий: большевиков и меньшевиков.

Особую роль в политической жизни страны играли анар-
хисты.
Анархизм проповедует ничем не ограниченную свободу
личности, требует немедленного уничтожения частной собствен-
ности, эксплуатации, государства в любых формах. Его сторон-
ники выступали за переход к общественному порядку, который
основан на свободном соглашении между индивидами и народа-
ми. Своими корнями анархическое учение уходит в философию
Древней Греции. Среди теоретиков анархизма много ярких
имен: М. Бакунин, П. Кропоткин, П. Лавров, П. Ткачев, Л. Тол-
стой и др. В российском анархизме существовало много оттен-
ков, представленных своими организациями. Отрицая государ-
ственность и организацию как таковую, анархисты не смогли ни
выработать общих взглядов, ни наладить совместные действия.

В целом довольно пестрый спектр политических сил России
впервые ярко проявился во время выборов в Государственную
Думу и в ходе ее работы. Манифест 17 октября 1905 г. дал официальное разрешение на создание партий и союзов, что способствовало легализации уже существовавших партий и созданию новых. Если революционно-радикальный лагерь был организационно оформлен еще
до революции, то буржуазно-либеральные партии стали формироваться лишь в ее ходе. Союз 17 октября (октябристы) являлся партией крупных капиталистов и землевладельцев. Лидерами его стали московский промышленник А.И. Гучков и земский деятель Д.Н. Шипов. В политическом отношении члены партии считали, что после Манифеста 17 октября в России установлен нужный государственный


строй и революция закончилась. Они являлись противниками фе-
деративного устройства государства, выдвинув лозунг «единой
и неделимой России». В аграрном вопросе октябристы настаивали

• на уравнении крестьян в правах с другими сословиями;

• на незыблемости помещичьего землевладения;

• на увеличении крестьянских наделов за счет казенных
и свободных земель.

В рабочем вопросе октябристы резко выступили против тре-
бования восьмичасового рабочего дня.

Конституционные демократы (кадеты) представляли широкие слои интеллигенции, не стремившейся к революционным
потрясениям. Лидером партии был историк П.Н. Милюков.
В вопросе о политическом устройстве государства кадеты высту -
пали за конституционную монархию и допускали для национал»
ных окраин России автономию и культурное самоопределение
в рамках империи. В аграрном вопросе придерживались про-
граммы отчуждения части помещичьих земель за вознаграж-
дение из государственной казны. В рабочем вопросе были сто-
ройниками восьмичасового рабочего дня.

«Союз русского народа», «Совет объединенного дворянства»,
(черносотенцы)
являлись крайне правыми проправительственными
партиями. Черносотенцы считали Манифест 17 октября 1905 г. от-
ступлением от традиционной формы правления и ратовали за воз-
вращение к исконному для России самодержавию.

Влияние на государственную политику партий постоянно ме-
нялось. Об этом ярко свидетельствует избрание их представителей в Государственную Думу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: