Изменение судебной системы в 1922—1926 гг

В 1922—1926 гг. была перестроена судебная система, учреж-
дены адвокатура, прокуратура и нотариат, реорганизованы ор-
ганы государственной безопасности и милиции.

В основу судебной реформы были положены идеи об учреж-
дении институтов прокуратуры и адвокатуры, упразднении всех
чрезвычайных судов и создании на демократических принципах
единой системы судебных органов.

Начало преобразования было положено утверждением ВЦИК
в мае 1922 г. Положений о прокуратуре и об адвокатуре. Проект
закона об учреждении прокуратуры встретил при обсуждении
серьезные возражения как сторонников так называемой «ре-
волюционной целесообразности», выступавших вообще против


создания специального органа надзора за законностью, так ино
которыхработников органов власти, требовавших «двойного.,
подчинения прокурорских органов или же исключения общего
надзора из ее функций.

В.И. Ленин в письме «О "двойном" подчинении и закон-
ности» выступил против таких мнений и сформулировал прин-
ципиальные установки организации и деятельности советской
прокуратуры, в соответствии с которыми и было принято Поло-
жение о прокурорском надзоре.

Согласно Положению прокуратура учреждалась «в целях
осуществления надзора за соблюдением законов и в интереса
правильной постановки борьбы с преступностью». Сочетание
в деятельности советской прокуратуры двух функций состави -
ло одно из принципиальных ее отличий от дореволюционной
российской прокуратуры.

В октябре 1922 г. ВЦИК утвердил положение о судоустрой-
стве РСФСР, которое определило, что задачами советских судов
являются:

во-первых, защита завоеваний пролетарской революции,

во-вторых, обеспечение интересов государства, а также прав
трудящихся и их объединений.

Вместо действовавших ранее на территории Советской России
общих судов и революционных трибуналов учреждалась еди-
ная трехзвенная система, состоявшая из районного, областного
(губернского) и Верховного Суда РСФСР. Вместе с тем «вре-
менно» допускались специальные суды (военные и военно-транс-
портные трибуналы, земельные и арбитражные комиссии, особые
трудовые сессии народных судов).

Основным звеном судебной системы стал районный на-
родный суд,
действовавший, как правило, в составе постоянно-
го судьи и двух народных заседателей. Он должен был рассмат-
ривать до 90% всех дел.

Областной (губернский) суд стал первой инстанцией по
наиболее важным уголовным и гражданским делам и второй
(кассационной) инстанцией для районных народных судов. Верховный Суд РСФСР стал первой инстанцией для дел особой государственной важности, кассационной инстанцией — для областных (губернских) судов. Кроме того, Верховный Суд РСФСР осуществлял судебный контроль над всеми судами республик. С этой целью он мог в порядке надзора рассматривать дела, решенные любым судом РСФСР, давать разъяснения нижестоящим судам по вопросам судебной практики.


Предварительное расследование уголовных дел должны были
осуществлять народные следователи, состоявшие при областных
(губернских) судах и Верховном Суде РСФСР. Завершением
преобразований судебных органов являлось учреждение при
ЦИК СССР Верховного Суда СССР, а также должности проку-
рора Верховного Суда СССР.

Сложившаяся система судебных и прокурорских органов,
а также адвокатуры и нотариата была закреплена в Основах су-
доустройства СССР и союзных республик, принятых ЦИК СССР
в октябре 1924 г.

Были приняты некоторые меры по реорганизации советской
военной юстиции. Революционные военные трибуналы являлись
практически ведомственными судами. Прежде всего, было не-
обходимо ликвидировать эту организационную разобщенность.
Положение о судоустройстве СССР от 1922 г. установило, что
все военные судебные учреждения «действуют под общим конт-
ролем и наблюдением Наркомюста и Верховного Суда СССР».
Организация деятельности военных судов и надзор за ними
возлагались на Военную и Военно-транспортную коллегии Вер-
ховного Суда РСФСР. С утверждением Верховного Суда СССР
руководство деятельностью военных трибуналов перешло к его
Военной коллегии. С этого времени военные трибуналы стали
общесоюзными судами. Военные коллегии Верховного Суда
РСФСР были упразднены.

Органы военной прокуратуры были созданы одновременно
с общей прокуратурой в 1922 г. Военные прокуроры учрежда-
лись при всех видах трибуналов. Во главе военной прокуратуры
находился помощник прокурора республики. После образования
СССР органы военной прокуратуры были переданы в подчи-
нение прокуратуре Верховного Суда СССР. С этого времени во-
енная прокуратура стала представлять собой единую центра-
лизованную систему во главе с прокурором Верховного Суда
СССР и его помощником по Военной коллегии Верховного Суда
СССР. В целом в результате судебной реформы в Советской России
были сформированы некоторые демократические начала отправ-
ления правосудия, образованы адвокатура и прокуратура, созда-
на единая система судебных органов. Вместе с тем сначала временно, а с 1926 г. на постоянной основе сохранялись особые судебные органы в виде военных трибуналов. Кроме того, начиная с 1922 г. стали создаваться органы внесудебных репрессий в виде Особой комиссии НКВД РСФСР, Особого совещания ОГПУ СССР.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: