Глава 1. ОДНОЭТАЖНЫЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ЗДАНИЯ
Ход работы
Тема: Разработка разреза промышленного здания с железобетонным каркасом.
Практическая работа №23
Ход работы
Тема: Разработка плана кровли промышленного здания.
Практическая работа №22
Цель работы: 1. Изучить конструктивное решение покрытия одноэтажного промышленного здания.
3. Выполнить план кровли.
Состав работы: 1. План кровли. Масштаб 1:400;
2. Узел покрытия по заданию Масштаб 1:20;
Формат А3
Исходные данные:
План покрытия промышленного здания, практическая работа № 21.
Средства обучения: Раздаточный материал:
Образцы планов кровель промышленных зданий, чертежи типовых узлов покрытия.
Литература: Белоконев Е.Н. «Основы архитектуры зданий и сооружений»,2005.
Белиба В. Ю.Юханова А.Т. «Архитектура зданий» 2009.
Общие положения:
В отапливаемых промышленных зданиях устраивают покрытия с внутренним водоотводом. Водоприемные воронки располагаются в пониженных местах кровли на расстоянии 450 мм от поперечной оси и 500 мм от продольной оси.
Указания по выполнению работы:
1. В масштабе 1:400 выполнить план кровли.
Последовательность выполнения плана кровли:
1. Нанести крайние разбивочные оси.
2. Нанести контур стен – парапет.
3. Провести линии водоразделов: конек и ендовы, показать направление и величину уклонов кровли.
4. Показать водоприемные воронки и их привязку к осям.
5. Показать вентиляционные шахты в соответствии с планом покрытия.
6. Построить профиль кровли.
7. Проставить размеры.
2. В масштабе 1:20 или 1:10 выполнить конструктивный узел покрытия.
Типовой узел необходимо привязать к конкретному решению:
· Принять заданный уклон кровли.
· Проставить толщину стены.
Цель работы: 1. Изучить конструктивное решение одноэтажного промышленного здания с железобетонным каркасом.
2. Выполнить разрез промышленного здания.
Состав работы: 1. Разрез Масштаб 1:100 Формат А3
2. Конструктивный узел.
Исходные данные:
План одноэтажного промышленного здания на отм. о. 000, практическая работа № 19.
Средства обучения: Раздаточный материал:
Образцы чертежей разрезов, чертежи несущих конструкций покрытия, чертежи типовых конструктивных узлов
Литература: Белоконев Е.Н. «Основы архитектуры зданий и сооружений»,2005
Белиба В. Ю.Юханова А.Т. «Архитектура зданий» 2009.
Указания по выполнению работы:
1. В масштабе 1:100 выполнить поперечный разрез.
Последовательность выполнения разреза:
1. Определить положение секущей плоскости на плане. (П.Р.№19)
2. Отложить размеры пролетов, нанести разбивочные оси.
3. Отложить высоту здания до низа несущей конструкции покрытия.
4. Начертить колонны с привязкой.
5. Начертить несущую конструкцию покрытия.
6. Показать сечение плит покрытия.
7. Показать контур стен и выполнить разбивку на панели, показать остекление, проставить их размеры.
8. Проработать конструкцию кровли. Выполнить «флажок» кровли.
9. При наличии мостового крана показать подкрановые балки и условное обозначение крана.
10. Проставить высотные отметки: уровня нуля, земли, низа несущей конструкции покрытия, верха и низа окон, верха парапета.
2. В масштабе 1:20 или 1:10 выполнить конструктивный узел.
Типовой узел необходимо привязать к конкретному решению, приняв размер заданных конструкций.
Одноэтажные здания каркасного типа широко применяются в строительстве для таких отраслей промышленности, как металлургическая, машиностроительная, химическая, легкая и др. Покрытие одноэтажного здания может быть балочным из линейных элементов или пространственным в виде оболочек или складок.
Элементами конструкции одноэтажного каркасного здания с балочным покрытием являются колонны, заделанные в фундаментах, ригели покрытия (балки или фермы), опирающиеся на колонны, панели покрытия, уложенные по ригелям, подкрановые балки, световые или аэрационные фонари.
По количеству пролетов одноэтажные промышленные здания проектируются
-одно-, двух- или многопролетными;
-по профилю — со скатными или плоскими кровлями;
-по способам освещения и вентиляции — с фонарями и бесфонарными;
-по высоте зданий — с перепадами или без перепадов покрытий;
-по методу возведения — со сборными или монолитными поперечными рамами
(рис. 1.1, 1.2).
Рис. 1.1. Схемы одноэтажных промышленных зданий с сегментными фермами
Рис. 1.2. Схемы одноэтажных промышленных зданий с фермами с параллельными поясами
Привязка к разбивочным осям
В целях сохранения однотипности элементов покрытия, колонны каркаса располагаются с определенной привязкой к разбивочным осям. Колонны крайнего ряда при шаге 6 м и кранах грузоподъемностью до 30 т располагают с нулевой привязкой, совмещая ось ряда с наружной гранью колонны. В зданиях с кранами грузоподъемностью более 30 т разбивочную ось смещают внутрь здания на 250 мм от наружной грани крайней колонны. Геометрическая ось средних колонн совмещается с продольной осью ряда. Торцевые колонны смещают с поперечной разбивочной оси на 500 мм.
Расстояния между осями подкрановых путей и разбивочными осями здания принимаются равными: 750 мм — в зданиях, оборудованных мостовыми кранами общего назначения грузоподъемностью до 50 т включительно; 1000 мм — в зданиях с мостовыми кранами грузоподъемностью более 50 т, а также при наличии проходов в подкрановой части колонны. Это расстояние допускается принимать равным 500 мм в зданиях, оборудованных мостовыми электрическими кранами до 15 т включительно и мостовыми ручными кранами любой грузоподъемности.
Здания большой протяженности в поперечном и продольном направлениях разделяются температурными швами на отдельные блоки. Продольные температурные швы устраиваются на спаренных колоннах со вставкой. При этом колонны у температурного шва имеют привязку к продольной разбивочной оси 250 мм (или нулевую при шаге 6м).
Поперечный температурный шов также выполняется на спаренных колоннах, но при этом ось температурного шва совмещается с поперечной разбивочной осью, а оси колонны смещаются на 500 мм от разбивочной оси (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Спаренные колонны у температурного шва:
а – продольного; б – поперечного
Связи
Расстояние между температурно-усадочными швами принимается по нормам. Вертикальные стальные связи решетчатого типа по продольным рядам колонн предусматриваются при значительных горизонтальных силах в плоскости продольной рамы (торможение мостовых электрических кранов, большая ветровая нагрузка), а также при очень гибких колоннах с целью уменьшения их расчетной длины (рис. 1.4).
Рис. 1.4. Схемы связей одноэтажных промышленных зданий без фонарей:
а – при отсутствии мостовых кранов и высоте колон до 10 м; б – при отсутствии мостовых кранов и высоте колонн более 10 м; в – при наличии мостовых кранов; 1 – диск покрытия; 2 – стропильные конструкции; 3 - колонны; 4 - распорки; 5 – связи под колонами; 6 – подкрановые балки; 7 – стальные связи
Связи следует располагать в средней части температурного блока для снижения усилий в элементах каркаса от температурных и других воздействий.
Вертикальные стальные связи и распорки на опорах стропильных конструкций предусматриваются в случаях, когда опоры конструкций покрытия (плит, ферм, балок) или их сопряжения не обеспечивают передачу усилий с диска покрытия на нижележащие конструкции продольной рамы. Эти связи следует располагать по торцам температурного блока, а если они не обеспечивают передачу усилий, устанавливается дополнительная связь в середине блока. При составлении конструктивных и расчетных схем рам из сборного железобетона необходимо учитывать типовые привязки колонн к продольным осям зданий и габариты мостовых кранов (рис. 1.5). Соединение балок и ферм с колоннами каркаса осуществляется на болтовых закреплениях.
Рис. 1.5 Схема мостового крана и кранового пути: 1 – колонна; 2 – ригель; 3 – тележка; 4 – мост крана; 5 – крюк; 6 – колесо крана; 7 – подкрановый рельс; 8 – подкрановая балка.