ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
3. обычно строились при храме какого-либо божества, но впоследствии сами стали выполнять роль храмов. Нередко 3. служил своеобразным научным центром и мог использоваться как обсерватория и наблюдательный пункт. До наших дней сохранилось лишь несколько 3., в том числе 3. Элама и Борсиппы близ Вавилона (середина I тыс. до н. а). В настоящее время частично реконструирован один из древнейших памятников — 3. царя Ур-Намму в Уре (конец III тыс. до н. э.). От него сохранилась лишь лижняя терраса площадью 65 X 43 м и высотой ок. 20 м (первоначально 3. состоял из трех платформ-пирамид и достигал в высоту 60 м). Нижняя платформа была окрашена битумом в черный цвет, средняя — в красный (облицовка обожженным кирпичом), а верхняя — в белый (известковая побелка). Стены храма, расположенного на вершине 3., вероятно, были облицованы синими глазурованными керамическими плитками. Эта цветовая гамма призвана была, в соответствии с мифологическими представлениями, символизировать связь миров — земного и небесного.
|
|
Зодчий Имхотеп. Бронза. Первая половина III тыс. до н. э. |
ИМХОТЕП (жил ок. ХХУШ в. до н. а в Мемфисе), великий египетский зодчий, автор погребального комплекса фараона Джосера, воздвигнутого в Сак-кара, историческом некрополе древнего Мемфиса. И. был видным сановником, начальником всех строительных работ и придворным архитектором Джосера. Ему принадлежит замысел, проект и руководство постройкой Ступенчатой пирамиды в Саккара (2630 г. до н. э.). Кроме того, И. создал вокруг гроб-
ницы целый комплекс погребальных сооружений — кладбищ и храмов, окружив его большой защитной стеной высотой в 10 м Этот комплекс служил местом, где проводились церемонии хеб-сед, связанные с божественной молодостью и силой фараона В процессе работы И. последовательно отверг несколько проектов гробницы и в итоге пришел к идее нескольких мастаб, поставленных друг на друга.
И. упоминается в документах как прославленный мудрец своего времени, ученый, астроном и выдающийся медик, который был отождествлен греками с богом врачевания Асклепием. Дарования и успехи И. — зодчего, инженера, писца и дипломата — принесли ему славу и среди соотечественников: он был причислен к сонму малых божеств и в его честь воздвигались храмы спустя столетия после его смерти. Тем не менее, несмотря на усилия выдающихся европейских археологов, место его погребения не установлено до сих пор.
ИРАНА ИСКУССТВО, памятники архитектуры, изобразительного и прикладного искусства, развивавшихся на территории, освоенной культурой Древней Персии (Ирана) до падения государства Сасанидов и включения Ирана в состав Арабского халифата (VII в. н. э.).
|
|
История Древнего Ирана в искусствознании обычно рассматривается в контексте глобального членения на доахеменидский период и культуру периода Ахеменидов. Возникновению Ахеменидской державы на территории Ирана предшествует длительное становление и смена различных городов-государств и держав с вполне самостоятельной культурой. Крупнейшим из них был Элам (первый период расцвета —VI—Ш вв. до н. э.) со столицей Сузы (см. Элама культура). Искусство Элама находилось под значительным влиянием шумеро-аккад-ской культуры. Со П тыс. до н. а происходит постепенное усиление племен ариев, говоривших на индоиранских языках, что обусловило позднейшее название государства (Агуапат — страна ариев). В VII в. до н. а территория находилась под властью Ассирии, которая была побеждена союзом Вавилона и Мидии; спустя двести лет владычество Ми-дийского государства сменилось господством династии, происходившей из провинции Персида. Эта династия — Ахемениды — открыла длительный и своеобразный период в истории иранской культуры, завершившийся в ходе греко-персидских войн в Ш а до а а
В последующие столетия Иран входил в состав эллинистической державы Селевкидов, Парфянского царства, и во П в. до н. а на территории Персии возникло государство Сасанидов, развитие которого лежит за пределами рассмотрения древней истории.