ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Нововавилонский период
ДРЕВНИЙ ВОСТОК
тор, восстановивший зиккурат после разрушения •'Рода Синахерибом. К северу и югу от главного хра-:а Мардука располагались храмы прочих божеств: по свидетельству летописцев, всего их было 53.
Ворота Иштар, открывающие въезд в город, е: звышались над городскими стенами в виде четы->ех попарно размещенных друг за другом башен арочными проходами и с верхушками, украшенными зубцами. Башни покрывали цветные узоры -:а фоне ярко-синих глазурованных кирпичей. Все носкости облицованных изразцами башен были крыты рядами фантастических фигур: золотис-~ых быков и желтых грифонов-мушрушей — зве-~тй Мардука — с головой змеи, чешуйчатым те-~ м, рогом на голове и орлиными когтями на ^лах. Поле башенных стен при этом было расчле--тно разнообразными комбинациями орнаменталь-ых фризов.
Цветными изразцами были облицованы также ены тронного зала Южного дворца Навуходоносо- -- и прецессионная «Священная дорога». Она была
|
|
вымощена крупными белыми плитами с красным узором: считалось, что по ней шествовал сам бог Мардук, о чем свидетельствуют надписи с внутренней стороны каждой плиты, сделанные по приказу царя. Дорога процессий была одновременно и частью городских укреплений и тянулась между высокими стенами, украшенными фризообразно расположенными рельефами из глазурованного кирпича, изображающими львов с оскаленными пастями. Тела зверей выделялись на плоскости изразцов и были обрамлены орнаментом. В нижнем храме в Эсагиле. святилище Мардука, куда вела дорога, хранилась золотая статуя божества. На вершине 90-метрового зиккурата Этеменанки, уступы которого были окрашены в разные цвета, находился верхний храм, выложенный синими изразцами и украшенный по углам золотыми рогами — символами плодородия. Внутри храма располагались золоченые стол и ложе Мардука.
Помимо парадного Южного дворца, в Вавилоне находился Северный, к которому примыкало здание, служившее музеем скульптуры: вероятно, это были трофеи нововавилонских царей. Сохранились подвалы знаменитых «висячих садов», некогда расположенных на сводчатых террасах на высоте дворцовых стен и соединенных с системой колодцев и водостоков.
Наземная часть здания «садов», видимо, состояла из ряда столбов или стен, перекрытых сводами. По преданию, «висячие сады» были сооружены Навуходоносором II для жены-мидянки, тосковавшей по цветущей природе своей страны.
Грифон (мушруш). Фрагмент изразцовой облицовки ворот Иштар. VI в. до н. э. |
Исторически архитектура Н. п. является продолжением шумеро-вавилонских традиций, но в необыкновенном усилении цветового начала сказывается возможное влияние искусства Ассирии. Среди
|
|
Фрагмент изразцовой облицовки стены тронного
зала Южного дворца царя Навуходоносора II
в Вавилоне. VI в. до н. э.
Лев. Фрагмент изразцовой облицовки стены
тронного зала Южного дворца царя Навуходоносора II в Вавилоне. VI в. до н. э.
других памятников Н. п. самостоятельный интерес представляет храмовый комплекс Эзиду, расположенный в пригороде Вавилона — Борсиппе. Он также включает в себя два храма — нижний и верхний — и зиккурат Эуриминанки. Принципы комплекса Эзиду в определенной степени воздействовали на стиль храма селевкидского времени в Уруке (начало II в. н. э.).
Памятников изобразительного искусства Н. п. сохранилось немного: это большей частью печати-подвески из самоцветов; терракотовые статуэтки и образки. Непреходящая роль искусства Н. п. заключается в его неповторимом декоративном богатстве и колористической самобытности. Решительный переход мастеров Н. п. к чистой орнаментальности стал логическим завершением изысканно-канонической, «парадной» линии в развитии искусства великих держав Древнего Востока.
Литература:
Афанасьева В., Луконин В. Померанцева Н. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. М., 1976.
НОВОГО ЦАРСТВА ИСКУССТВО, памятники художественной культуры Древнего Египта периода 1580-1085 гг. до н. э. (время правления XVIII-XX династий). Эпоха Нового царства начинается после очередного распада Египта, завоеванного гиксосами — кочевым народом из Азии. Одному из последних фараонов XVII династии, Яхмосу, удается изгнать гиксосов из страны и положить начало новому объединению Египта. Захватив Нубию, Ливию, Сирию, Палестину, Египет становится процветающей империей, влияние которой на соседние страны, как политическое, так и культурное, необычайно усиливается. Совершенствуются науки, литература, язык, система письменности; процветают искусства. Строительство вновь обретает грандиозные масштабы, сопоставимые с достижениями Древнего царства. Страна снова объединяется вокруг Фив, и с новой остротой возникает необходимость в единой общегосударственной религии. Средоточием ее становится культ фиванско-го бога Амона, одного из солнечных божеств. Амон-