Нового царства искусство

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

Нововавилонский период


ДРЕВНИЙ ВОСТОК



тор, восстановивший зиккурат после разрушения •'Рода Синахерибом. К северу и югу от главного хра-:а Мардука располагались храмы прочих божеств: по свидетельству летописцев, всего их было 53.

Ворота Иштар, открывающие въезд в город, е: звышались над городскими стенами в виде четы->ех попарно размещенных друг за другом башен арочными проходами и с верхушками, украшен­ными зубцами. Башни покрывали цветные узоры -:а фоне ярко-синих глазурованных кирпичей. Все носкости облицованных изразцами башен были крыты рядами фантастических фигур: золотис-~ых быков и желтых грифонов-мушрушей — зве-~тй Мардука — с головой змеи, чешуйчатым те-~ м, рогом на голове и орлиными когтями на ^лах. Поле башенных стен при этом было расчле--тно разнообразными комбинациями орнаменталь-ых фризов.

Цветными изразцами были облицованы также ены тронного зала Южного дворца Навуходоносо- -- и прецессионная «Священная дорога». Она была


вымощена крупными белыми плитами с красным узором: считалось, что по ней шествовал сам бог Мардук, о чем свидетельствуют надписи с внут­ренней стороны каждой плиты, сделанные по при­казу царя. Дорога процессий была одновременно и частью городских укреплений и тянулась между вы­сокими стенами, украшенными фризообразно распо­ложенными рельефами из глазурованного кирпича, изображающими львов с оскаленными пастями. Тела зверей выделялись на плоскости изразцов и были обрамлены орнаментом. В нижнем храме в Эсагиле. святилище Мардука, куда вела дорога, хранилась золотая статуя божества. На вершине 90-метрового зиккурата Этеменанки, уступы которого были ок­рашены в разные цвета, находился верхний храм, выложенный синими изразцами и украшенный по углам золотыми рогами — символами плодородия. Внутри храма располагались золоченые стол и ложе Мардука.

Помимо парадного Южного дворца, в Вавилоне находился Северный, к которому примыкало зда­ние, служившее музеем скульптуры: вероятно, это были трофеи нововавилонских царей. Сохрани­лись подвалы знаменитых «висячих садов», некогда расположенных на сводчатых террасах на высоте дворцовых стен и соединенных с системой колодцев и водостоков.

Наземная часть здания «садов», видимо, состоя­ла из ряда столбов или стен, перекрытых сводами. По преданию, «висячие сады» были сооружены Навуходоносором II для жены-мидянки, тосковав­шей по цветущей природе своей страны.


Грифон (мушруш). Фрагмент изразцовой облицовки ворот Иштар. VI в. до н. э.

Исторически архитектура Н. п. является продол­жением шумеро-вавилонских традиций, но в нео­быкновенном усилении цветового начала сказыва­ется возможное влияние искусства Ассирии. Среди










Фрагмент изразцовой облицовки стены тронного

зала Южного дворца царя Навуходоносора II

в Вавилоне. VI в. до н. э.


Лев. Фрагмент изразцовой облицовки стены

тронного зала Южного дворца царя Навуходоносора II в Вавилоне. VI в. до н. э.



других памятников Н. п. самостоятельный интерес представляет храмовый комплекс Эзиду, располо­женный в пригороде Вавилона — Борсиппе. Он также включает в себя два храма — нижний и вер­хний — и зиккурат Эуриминанки. Принципы комп­лекса Эзиду в определенной степени воздействова­ли на стиль храма селевкидского времени в Уруке (начало II в. н. э.).

Памятников изобразительного искусства Н. п. со­хранилось немного: это большей частью печати-подвески из самоцветов; терракотовые статуэтки и образки. Непреходящая роль искусства Н. п. за­ключается в его неповторимом декоративном богат­стве и колористической самобытности. Решительный переход мастеров Н. п. к чистой орнаментальности стал логическим завершением изысканно-каноничес­кой, «парадной» линии в развитии искусства вели­ких держав Древнего Востока.

Литература:

Афанасьева В., Луконин В. Померанцева Н. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. М., 1976.


НОВОГО ЦАРСТВА ИСКУССТВО, памятники художественной культуры Древнего Египта перио­да 1580-1085 гг. до н. э. (время правления XVIII-XX династий). Эпоха Нового царства начинается после очередного распада Египта, завоеванного гиксосами — кочевым народом из Азии. Одному из последних фараонов XVII династии, Яхмосу, уда­ется изгнать гиксосов из страны и положить нача­ло новому объединению Египта. Захватив Нубию, Ливию, Сирию, Палестину, Египет становится процветающей империей, влияние которой на со­седние страны, как политическое, так и культур­ное, необычайно усиливается. Совершенствуются науки, литература, язык, система письменности; процветают искусства. Строительство вновь обре­тает грандиозные масштабы, сопоставимые с дос­тижениями Древнего царства. Страна снова объе­диняется вокруг Фив, и с новой остротой возникает необходимость в единой общегосударственной ре­лигии. Средоточием ее становится культ фиванско-го бога Амона, одного из солнечных божеств. Амон-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: