Карнак
Карнак
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
ДРЕВНИЙ ВОСТОК
Канопа
туально-мифологического порядка. Таково большинство приемов, используемых в изображении глаз. Строгое требование создавать «зрячее око» посмертной статуе фараона надолго определило характер декоративной росписи, которой покрывались скульптурные изображения, и выразительных приемов сочетания разных материалов.
В пределах строго предписанного канона у древнеегипетских мастеров имелось не так уж много возможностей для создания индивидуально-неповторимых лиц и фигур. Тем не менее при высокой степени обобщенности древнеегипетских художественных произведений индивидуальное начало вносится в каждое изображение, для чего используются самые разнообразные вспомогательные средства. С наибольшей интенсивностью К. д. проявлялся в официальном и, особенно, культовом искусстве, однако и немногочисленные чисто бытовые жанры (росписи на посуде, декор мебели) сохраняли многие приемы канонического характера. К. д. явился важнейшим стилеобразующим фактором в художественной культуре и обусловил ее неповторимую целостность и своеобразие.
|
|
КАНОПА (от греч. КапоЬоз — название города в Древнем Египте близ устья Нила), в искусстве и ритуальной практике Древнего Египта — четыре высоких сосуда, в которые помещались внутренности покойного, извлеченные при бальзамировании. К. изготавливались из фаянса, алебастра или
Голова Тутанхамона. Алебастр. Крышка канопы. Середина XIV в. до н. э.
Миниатюрный саркофаг-канопа из гробницы Тутанхамона. XIV в. до н. э.
Богиня Селкит, охраняющая ковчег с канопами Тутанхамона. XIV в. до н. э.
др. материала. Крышки К. выполнялись в форме портретной головы усопшего либо в виде голов сыновей бога Гора (павиана — Хапи, человека — Амсета, сокола — Кебексенуфа, шакала — Дуаму-тефа). К. помещалась в специальный богато декорированный ящик с рельефными изображениями богинь-покровительниц К. (Исиды, Нефтиды, Мут, Нейт, Селкит). Знаменитая гробница фараона Тутанхамона имела специальное помещение позади усыпальницы с мумией, в котором находился наос (подобие ларца-ковчега) с четырьмя свободно стоящими позолоченными статуями богинь, охранявшими каждую из его сторон. Внутри помещался ящик-К. Тутанхамона из полупрозрачного белого кальцита. В его четырех цилиндрических углублениях, закрытых сверху крышками в виде портретной головы фараона, находились внутренности. Они были помещены в четыре миниатюрных золоченых саркофага, каждый высотой ок. 33 см, повторявших форму и декоративное решение золотого саркофага мумии.
|
|
В Древней Этрурии К. называлась урна для хранения пепла после сожжения усопшего. Имела яйцеобразную или округлую форму, две ручки по бокам, крышку в виде человеческой головы. Иногда К. помещалась на высокую подставку.
КАРНАК (др.-егип. — Ипет-Исут), уникальный по культурному значению храмовый комплекс, посвященный т. н. фиванской триаде богов (Амону, Мут и их сыну Хонсу) и возведенный в Древнем Египте близ Фив. Свое название комплекс получил по одноименному арабскому селению. Строительство К. продолжалось ок. десяти веков, и древнейшие его сооружения восходят к периоду Среднего царства (2060-1785 гг. до н. э.). В эпоху Нового царства (1580-1085 гг. до н. э.) были созданы основные части ансамбля К, в который входил храм Амона, а также комплексы Мут и Хонсу, расположенные к югу от главного храма. В разное время, начиная с XVIII в., раскопки К. привлекали таких выдающихся ученых, как К. Сикар, Джован-ни Бельцони, О. Мариэтт, Г. Масперо и мн. др.
Начало интенсивного строительства К. связано с временем правления фараона Тутмоса I, главным зодчим при котором был Инени (колонный зал, возведенный под его руководством, не сохранился). Каждый большой период строительства заканчивался сооружением стены вокруг храма с двумя башнями-пилонами на фасаде, к которым были приставлены обелиски и статуи. Комплекс строился при нескольких фараонах XVIII династии, и датировка основных сооружений К. устанавливается по типу пилонов. Особенно существенна была роль зодчего Сенмута, советника и главного архитектора дочери Тутмоса I, царицы Хатшепсут.
На месте разрушенного зала Инени были возведены тридцатиметровые обелиски царицы, начат комплекс богини Мут и ансамбль открытого двора перед храмом Амона. Однако и эти постройки были уничтожены преемником царицы, Тутмосом III, который повелел начать строительство нового храма. Зодчими была воздвигнута обширная пятинефная базилика с массивными, тяжелыми перекрытиями, а также знаменитый «зал анналов», на стенах которого помещены летописные тексты. Зал отличает утонченная декоративность; его четырехгранные столбы украшены стилизованными изображениями лотоса и папируса — символами Верхнего и Нижнего Египта.
Этап самого активного строительства К. связан с царствованием Аменхотепа III. Строительные работы в это время проводились в нескольких местах. Особенно много скульптурных памятников К., относящихся к данному периоду: так, храмовые постройки богини Мут были украшены 600 двухмет-
ДРЕВНИЙ ВОСТОК
ровыми гранитными статуями богини Сохмет. У священного озера рядом с храмом Амона была установлена гигантская фигура царского скарабея. Возможно, именно при Аменхотепе III была создана колоннада Большого гипостильного зала храма Амона, составляющая главную достопримечательность К. При нем был создан и храм Хонсу, соединенный аллеей сфинксов с бараньими головами с другим знаменитым фиванским святилищем — храмом Амона-Ра в Луксоре.
Храм Хонсу — образец культовой архитектуры Нового царства. Канон расположения храмовых построек предписывал такую последовательность помещений, которая отражала этапы обряда, связанного с церемониальным шествием. От берега Нила к храму вела аллея сфинксов, которая заканчивалась у пилонов. За ними находился большой открытый двор, окруженный колоннами; за двором располагался гипостильный (многоколонный) зал, в котором два средних ряда колонн составляли нечто вроде среднего нефа. За этим залом находился второй, меньших размеров, и рядом с ним — зал для ритуальной ладьи, на которой привозилась статуя божества. Храм завершался тремя молельнями для триады божеств. Позади этого основного храмового комплекса помещений, расположенных на одной оси, были построены сокровищницы, архив,
|
|
кладовые и т. д. С комплексом был также связан парк и священное озеро. Вход в помещения комплекса был разрешен далеко не всем желающим: существовал четкий отбор по социальному положению. Вблизи статуи божества, кроме фараона, могли находиться только жрецы и в некоторых случаях — высшие сановники. Важно, что последовательное движение внутри комплекса предусматривало использование света и полумрака: двор был ярко освещен, в гипостильном зале царил полумрак, в молельнях же господствовала темнота и необходимое для церемонии освещение было строго определенным. Этот эффект достигался понижением высоты потолков и постепенным повышением уровня залов. При этом каждое последующее помещение было уже предыдущего. Расположение храмов на местности зависело от астрономических вычислений и наблюдений за светилами, однако во многих случаях решающую роль играло положение солнца и суточное перемещение его лучей по территории храма.
В период правления Аменхотепа IV (Эхнатона) на территории К. был выстроен комплекс Атона (к востоку от храма Амона). После смерти фараона-реформатора этот храм был полностью уничтожен. Преемники Эхнатона, Тутанхамон и Эйе, продолжили строительство К, воздвигнув ряд статуй и
Карнак. Интерьер храма. XV в. до н. э.
Карнак. Колоннада бокового нефа гипостильного зала храма Амона. Конец XIV — начало XIII в. до н. э.
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
стел. Новые пилоны, стелы и статуи сфинксов были возведены по указанию Харемхеба, последнего фараона XVIII династии. Крупнейшим событием в истории К. было возведение гипостильного зала Сети I и Рамсеса П. Стены и, особенно, колонны зала были обильно украшены рельефами, повествующими о военных деяниях правителей. Некоторые из рельефов — и это весьма типично для искусства Нового царства — представляют собой иллюстрации к поэме Пентаура. В течение последующих эпох были возведены и многочисленные второстепенные постройки, посвященные тем же божествам и самим фараонам. Преемники Рамсеса П (Мернептах, Сети II, Рамсес III, фараоны-жрецы XXI и XXII династий) продолжили застройку территории комплекса, нередко не только возводя новые храмы и высекая на стенах свои имена и записи исторического содержания, но и перенося или перестраивая существующие сооружения.
|
|
После ассирийского нашествия строительные работы в К. возобновились только при фараонах XXX династии. Культурная значимость К. была так очевидна, что даже Александр Македонский после завоевания Египта также принял участие в сооружении комплекса, перестроив и заново украсив некоторые помещения. Строительство продолжали представители династии Птолемеев и даже римские властители. История комплекса, разрастаясь, охватывает в целом период с XX в. до н. э. по конец I тыс. до н. а, благодаря чему К. является своего рода архитектурной энциклопедией Древнего Египта.
Литература:
Матье М. Искусство Нового царства ХУ1-ХУ ее. Л., 1947.
Михаловский К. Карнак. Варшава, 1970.
КУБИЧЕСКАЯ СТАТУЯ, тип скульптурного изображения, получивший распространение в искусстве Древнего Египта эпохи Среднего царства (ок. 2060-1785 гг. до н. э.). Представляет собой фигуру, заключенную в каменный блок кубических очертаний и отличающуюся по этой причине особой статической обобщенностью и лапидарностью. К. с. относится к типу канонизированных изображений.
Литература:
Лапис И. А. Древнеегипетская скульптура в собрании Государственного Эрмитажа. М., 1969.
КЭМВАСЕТ, четвертый сын фараона Рамсеса II (время правления 1290-1224 гг. до н. э.), наследный принц. К. предпочел жреческий сан карьере военачальника и был первым, кто еще во времена правления фараонов занялся изучением и реставрацией пирамид и других гробниц Древнего царства. Закончив обследование гробницы, он распоряжался вьг'.гтъ на надгробии иероглифическую
надпись, удостоверяющую имя ее владельца (обычная практика современного работника музея). К. открыл и определил происхождение множества предметов культуры Древнего Египта; среди его находок была статуя сына Хеопса, Каваба, по приказу которого была возведена Большая пирамида в Гизе. Мотивы деятельности К были побуждениями истинного ученого, и за труды его часто называют первым в мире египтологом и археологом.
Кубическая статуя хранителя сокровищ Хотепа. Ок. 2000-1785 г. до н. э. |
ЛУКСОР, выдающийся храмовый комплекс, созданный в Древнем Египте в период Нового царства (1580-1085 гг. до н. э.) и посвященный Амону-Ра, высшему египетскому божеству этой эпохи, входящему в т. н. фиванскую триаду (Амон, Мут, Хонсу). Первая строительная эпоха Л. приходится на время правления фараона Аменхотепа III (XVIII династия). Храм Амона-Ра расположен вдоль Нила по направлению с севера на юг; в его ансамбле ведущую роль играют колоннады. Сдвоенные ряды колонн в виде связок папируса обрамляют открытый двор. Несмотря на грандиозные размеры, эти колонны отличаются изяществом и удивительной легкостью, что достигается при помощи маленьких абак, венчающих капители в виде стилизованных
4«