ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
ДРЕВНИЙ восток
Нового царства искусство
Ра именуется царем всех богов, и большая часть возводимых храмов посвящается ему. Культ Амона приобретает вполне конкретные жизненные формы, он мыслится прежде всего не как космический демиург, но как покровитель фараонов и царской власти.
Параллельно в Н. ц. и. существует культурное влияние, связанное не с Фивами, а с другим крупным центром — Мемфисом. Религиозная философия Мемфиса связана с богом Пта, создавшим мир с помощью изреченного слова. Культ Пта носит более абстрактный характер, но он вполне самостоятелен, и его жречество участвует в религиозных противостояниях Египта до времени, завершившегося победой фиванской религии. Крупнейшая реформа этой религии была осуществлена в XIV в. до н. э. фараоном-еретиком Эхнатоном (Аменхотепом IV), эпоха царствования которого выделяется з истории египетской культуры в качестве самодеятельного и чрезвычайно яркого, хотя и недолгого периода (см. Амарнский период).
|
|
Характер культовой архитектуры Нового царева в XV в. до н. э. во многом определен спецификой новых обрядов. Так, расположение помещений храма по продольной оси обусловлено ритуалом зстречи божества на Ниле и перенесения в святилище ладьи богов фиванской триады (Амона, Мут и их сына Хонсу). В храмах Нового царства ярко проявилась синкретическая природа египетского
Интерьер гробницы Нахта в Фивах. XV в. до н. э.
искусства: сочетание его пластических видов с музыкой, пением и танцами.
В Н. ц. и. уточняются художественно-символические черты трех основных типов храмовых архитектурных комплексов: наземных, скальных и полускальных. Складывается строгая последовательность помещений и система декора. Вход в храмовый комплекс, украшенный порталом и статуями, вел
Фрагмент статуи царицы Хатшепсут из
храма в Дейр-эль-Бахри.
Начало XV в. до н. э.
Роспись в гробнице Нахта. XV в. до н. э.
Музыкантши. Деталь росписи в гробнице Нахта в Фивах. XV в. до н. э.
Фараон Аменхотеп II с жертвенными дарами. XIV в. до н. э.
в открытый двор, обнесенный колоннадой, за которым следовал ряд гипостильных залов и, наконец, — святилище. В ансамбль входили аллеи сфинксов, ведущие ко входу от берега Нила. К типу наземных храмов принадлежат два знаменитых храмовых комплекса восточной стороны Фив: Карнак и Луксор, посвященные Амону-Ра. На западном берегу Нила, по обычаю, строились заупокойные храмы, также отмеченные самобытными чертами. Принцип соответствия ландшафту при сочетании типа скальной гробницы и гипостильного сооружения, некогда открытый создателями храмов Среднего царства, был особенно полно развит зодчим Сенмутом, создателем знаменитого храма царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Он относится к типу полускальных храмовых сооружений, в которых наземные помещения сочетаются с молельней, вырубленной непосредственно в скале. С этого времени зодчие полностью отказываются от традиционной для царской усыпальницы пирамиды и размещают храм на двух террасах, подобных ступеням гигантской лестницы. Тем самым дух величественной статики, суровой, покоящейся тяжести, свойственный египетской погребальной архитектуре, был заменен, как и в храмах Карнака и Луксора, идеей подчинения здания ритму шествия, движущейся процессии, перед глазами которой разво-
|
|
рачивается храмовый ансамбль. Здесь также основная выразительная роль отводится колоннадам, в том числе четырехгранным и каннелюрованным. Рельефы на стенах портиков повествуют о жизни и деяниях царицы. Стены и сводчатый потолок молелен украшены росписью. Принцип симметрии не является основополагающим (как, например, в римских храмах), и в основу планировки положен композиционный контраст, хотя заупокойные храмы в целом более статичны, чем строения Карнака и Луксора. Важным нововведением архитектуры становится отделение гробницы от заупокойного храма.
К числу известных храмовых памятников относятся т. н. колоссы Мемнона — огромные тронные статуи из разрушенного заупокойного храма Аменхотепа III — и сфинксы (два из них находятся в Санкт-Петербурге). К типу скального храма относится и комплекс Рамсеса II в Абу-Симбеле.
Н. ц. и. отличается значительным развитием монументальной скульптуры, назначение которой теперь часто выходит за пределы сферы погребального культа. В фиванской скульптуре Нового царства появляются черты, не свойственные доселе не только официальному, но и светскому искусству. Индивидуализированность отличает портретные изображения Хатшепсут; иконография,