Палетка

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




с Иудой Маккавеем на территории Палестины воз­никло государство Хасмонеев; на рубеже тысяче­летий Палестина стала римской провинцией, и ее культура впитала традиции римлян. Дальней­шая культурная история Палестины развивается под эгидой Византии, а позднее — исламских госу­дарств.

Истоки палестинской художественной культуры восходят к эпохе мезолита, которая представлена открытыми в начале 1930-х гг. памятниками т. н. натуфийской культуры (Х-VIII тыс. до н. э.). К до-керамическому искусству неолита относятся па­мятники древнейшего поселения — Иерихона. В V тыс. до н. э. появилась керамика с росписью или гравированным геометрическим орнаментом. Позднее была освоена расписная и лощеная крас­ная и серая керамика; повсеместно изготовлялись изящные статуэтки из слоновой кости, сочетаю­щие средиземноморские, египетские и хурритс-кие мотивы; ювелирные изделия.

Скульптурные памятники, известные пока в очень небольшом количестве, уступают по художествен­ному мастерству отточенным изделиям соседней Финикии. Один из ранних образцов — базальтовый рельеф из Бет-Шеана, неподалеку от Самарии. Этот рельеф восходит к середине III тыс. до н. э. и воспроизводит распространенную во всей Пере­дней Азии сцену — охоту на львов. Композиционно он разделен на два регистра. Движения животных еще отличает некоторая статичность, их экспрес­сия минимальна. Для П. и. характерны переносные алтарики из терракоты конической формы, укра­шенные росписью или рельефами, изображающи­ми птиц и змей (атрибуты переднеазиатских бо­гинь плодородия). Один из них, самый необычный, выполнен в виде трехъярусного прямоугольного здания, напоминающего месопотамские зиккураты. Памятники круглой скульптуры имеют очень мно­го общего с работами сирийцев.

Археологических сведений о культовой и светской архитектуре Палестины немного, хотя их библейс­кие описания отличает не только высокое литера­турное мастерство, но и замечательная скрупулез­ность. Судя по всему, зодчество Древней Палестины вбирало в себя множество самостоятельных местных традиций и не может быть связано только с культурой народа Иудеи и Израиля. К эпохе хал-колита относятся известные поселения в Мегиддо, Бейсане (IV тыс. до н. э.), где имеются памятники т. н. апсидальных жилищ с полукруглыми и квад­ратными в плане каменными выступами. Подзем­ные дома сохранились в районе Беершебы. Посе­ления городского типа возникли в III—II тыс. до н. а, когда Палестина была заселена ханаанеянами. Та­кие города, как Иерусалим, Иерихон, Лахиш,


имели оборонительные укрепления. Типичной яв­ляется крепостная стена из кирпича на каменном основании с углублениями с внутренней стороны, с прямоугольными и полукруглыми башнями. Дворцы и храмы не сохранились даже в развали­нах, но, судя по описаниям, представляли собой сооружения, типичные для сирийской и фини­кийской архитектуры: каменные или кирпичные, с двойными дверями, фланкируемыми пилястра­ми. Возможно, некоторые здания были много­этажными, что характерно для прибрежных жи­лых построек. Как и финикийские дворцы, они отличались величественностью и богатством внеш­ней отделки.

Монументальная живопись Палестины представ­лена стенными росписями Телей-лат-Гассула, но большая часть памятников относится к эллинисти­ческому периоду (вплоть до IV в. н. э.). Это гробни­цы с росписями в погребальных помещениях (на­пример, марисская); мозаика в убранстве храмов и жилых домов периода римского владычества. Тех­ника таких мозаик близка римско-византийской; тематика же примечательна исключением изобра­жений человеческих фигур и тем более — изобра­жений божества.

Литература:

Флиттнер Н. Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. Л.-М., 1958.

ПАЛЕТКА (от франц. ра1ех.1е — пластинка, план­ка), плоская, слегка вогнутая деревянная или ка­менная пластина для растирания и смешивания красок В художественной культуре Древнего Египта П. утрачивают свое чисто прикладное зна­чение и относятся к сфере малых форм искусства. Памятники этого рода, как и священные ножи, бу­лавы и др., создавались для ритуальных целей и использовались при совершении обрядов. Египет­ские П. додинастического периода и эпохи Раннего царства играют значительную роль в формирова­нии художественной композиции повествователь­ного характера.

В отличие от ранних росписей они имеют вполне определенный композиционный канон: изображен­ные сцены развернуты не в условном простран­стве по принципу заполнения свободного поля, а подчиняются членению на полосы-регистры в вер­тикальном или горизонтальном направлении. На культовое, а не утилитарное назначение П. указы­вает устойчивая повторяемость одних и тех же фигур и сюжетов на разных памятниках.

Большинство П. имеет вид прямоугольной плас­тины с сильно округленными углами или форму, приближающуюся к треугольной и напоминающую щит. В центре находится небольшое углубление, связанное с первоначальным назначением П., слу-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: