Древний восток. Тенсивно ведется строительство в новой царской резиденции, Г. Танисе. В Фивах возводится храм фараона Рамсеса (Т. Н. Рамессеум), четкая плани­ровка К

Палестины искусство




тенсивно ведется строительство в новой царской резиденции, г. Танисе. В Фивах возводится храм фараона Рамсеса (т. н. Рамессеум), четкая плани­ровка которого берется за основу зодчими после­дующих поколений. В ансамбль Рамессеума входили заупокойный храм и комплекс дворцовых сооруже­ний, и это сочетание становится отличительной особенностью зодчества конца Нового царства. Сложная система портиков-колоннад в Рамессеуме была разработана зодчим Пенра. В планировке ин­терьеров дворца использованы некоторые приемы амарнского искусства. Планировка и декоративный стиль Рамессеума продолжены в заупокойном ан­самбле Рамсеса III в Мединет-Абу, где сохрани­лись замечательные рельефные композиции.

Одним из последних выдающихся памятников Н. ц. и. является комплекс Рамсеса II и царицы Нефертари в Абу-Симбеле. Этот скальный храм из двух самосто­ятельных сооружений уникален благодаря редчай­шему единству своего архитектурного и скульптур­ного замысла. Его фасад украшают двадцатиметро­вые статуи Рамсеса, углубленные в ниши и отличающиеся мастерским пластическим исполне­нием. Их художественное воздействие связано с ес­тественным освещением, с изменениями светотени, в которых учтено суточное движение солнца.

В конце эпохи наблюдается заметное возвраще­ние к каноничности и строгому следованию древ­ним ритуалам. Примером этого является планиров­ка гробниц Долины царей фиванского некрополя, подобных погребениям фараонов XVIII династии (усыпальница Сети I). Художественные традиции Н. ц. и., таким образом, неоднородны. С одной сто­роны, в начале и в конце этого исторического пе­риода господствуют канонические формы и приемы, в развитии которых тем не менее со временем нара­стает значение декоративности. С другой стороны,


вспышка амарнской культуры составляет в Н ц и. одну из самостоятельных и важных страниц, и ее влия­ние распространяется на позднейшие эпохи.

В период правления ХХ1-ХХГУ династий (1085-751 гг. до н. э.) в очередной раз наступает общепо­литический и культурный упадок Египта.

Вскоре трон переходит к представителям ливийс­ких семей; возникает долгая династическая борьба, и период междуцарствия, в который существова­ло одновременно несколько правящих династий, заканчивается интервенцией соседней Ассирии. Оче­редное воссоединение Египта связано с союзом, заключенным правителем Саиса — Псаметихом — с греками, и с изгнанием ассирийцев.

Последующий захват Египта Персией сменяется, после недолгого освобождения, подчинением Егип­та империи Александра Македонского и началом блестящего эллинистического периода, лежащего за пределами истории классического египетского государства.

Литература:

Шуринова Р. Искусство Древнего Египта. М., 1974.

ОРТОСТАТ (с греч. — прямостоящий), каменные плиты, поставленные вертикально и применяе­мые в искусстве Древнего Востока для облицовки стен здания (раньше всего — строений типа бит-хилани). В хеттской традиции О. располагались с наружной стороны постройки, в ассирийском зодчестве — с внутренней стороны. Как правило, О. покрывались рельефными изображениями.

ПАЛЕСТИНЫ ИСКУССТВО, памятники худо­жественной культуры Древней Палестины, исто­рической области в Западной (Передней) Азии Х-1 тыс. до н. э. Выделение самобытных основ П. и. представляет для историка крайне сложную проблему, что объясняется соединением многооб­разных культурных традиций, развивавшихся на этой территории, где в ходе длительных войн сме­няли друг друга владычества ханаанеян, гиксосов, египтян, вавилонян и филистимлян. Древнеев­рейские племена начали расселение в Палести­не с ХШ к до к а, и спустя два столетия было обра­зовано Израильско-Иудейское царство, распавшееся впоследствии на две отдельные державы (ок. X— VIII вв. до н. э.). Последующие исторические собы­тия привели к подчинению этих царств Ассирии и Вавилону и переходу их на роль провинций. В VI в. до н. э. на территории Древней Палестины установи­лось владычество Ахеменидов, сменившееся в ре­зультате вторжения греческих армий Александра Македонского, столетним управлением династии еги­петских Птолемеев и, наконец, сирийцев. Во 11-1 вв. до н. э. в результате народного восстания во главе




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: