Позднего периода искусство

Позднего периода искусство

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




Большая галерея, ведущая к царской камере в пирамиде Хеопса. XVIII в. до н. э.

После смерти Хуфу его сын Хефрен (Хафра) и внук Менкаура (Микерин) построили близ Гизы еще две пирамиды меньших размеров. В их ан­самбле были повторены принципы комплекса Хуфу. Возле П. Хафры был также поставлен высечен­ный из целиковой скалы Сфинкс с лицом фараона.

Последняя П. Древнего царства была возведена в Саккаре фараоном Пепи II. В дальнейшем такие усыпальницы строились не из камня, а из сырцо­вого кирпича, что вело к их сравнительно скоро­му разрушению. Идея же вечного дома властителя перешла к типу скальной гробницы.

Постройки наподобие П., зачастую служившие постаментами для храмов, связанных с космологи­ческими культами, возводились зодчими I тыс. н. э. в древних культурах ацтеков и майя. Особенно много черт внешнего сходства П. имеют с зиккура-тами Месопотамии.


В древнеримском искусстве мотив П. использо­вался в сооружениях мемориального типа. Литература:

Кинк X. А. Как строились египетские пирамиды. М., 1967. Лауэр Ж. Ф. Загадки египетских пирамид: Пер. с франц. М., 1966.

Михаловский К. Пирамиды и мастабы. Варшава, 1973.

ПОЗДНЕГО ПЕРИОДА ИСКУССТВО, в истории культуры Древнего Египта художественные па­мятники эпохи ок. 1085—332 гг. до н. э., завершаю­щейся покорением Египта Александром Македонс­ким, а затем римскими императорами. В Древнем Египте этого времени заметно усиливается власть фиванского жречества при значительном ослабле­нии роли царского единодержавия. Бразды госу­дарственного правления в 1085 г. до н. э. переходят к Смендесу, выходцу из сословия жрецов; затем троном овладевают представители ливийской зна­ти (основатель династии — правитель Шешонк I, вновь ненадолго объединивший Египет), которых сменяют династии Куша, Эфиопии и Ассирии. Но­вое объединение страны в т. н. саисский период за­тем сменяется персидским владычеством. Персидс­кие правители, основавшие XXVII династию, правили вплоть до вступления в Египет Александ­ра Македонского.

В подражание великим царям многие из правите­лей позднего периода вели строительство в Карна-ке (например, современный вход в храм Амона возведен при фараоне Шешонке I; сохранилась и колоннада фараона Тахарки). В период владычества Куша строятся кирпичные гробницы в форме пи­рамид. Постройки в целом сохраняют ориентацию на классические традиции. В области скульптуры навыки древнего высокого ремесла отчасти угаса­ют — так, портретные изображения на погребаль­ных масках и статуях часто заменяются условно-идеализированными. Вместе с тем техническое мастерство скульпторов совершенствуется, прояв­ляясь главным образом в декоративной области. Одной из лучших портретных работ, представляю­щих П. п. и., является голова статуи Ментуемхета, выполненная в реалистически достоверной манере.

С эпохи XXVI династии Фивы утрачивают свое политическое и художественное значение, и новой столицей Египта становится г. Саис. Период влады­чества Саиса часто выделяется как наиболее само­бытный в искусстве Египта данной эпохи. Во всех областях культуры в саисский период заметен це­ленаправленный поворот к классическим образцам древнего искусства. В скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и пропорции и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего царств. Однако мастера Саиса




ДРЕВНИЙ ВОСТОК



трактуют эти приемы всего лишь как тему для стилизаций. В то же время саисское искусство со­здает множество замечательных портретов. В не­которых из них намеренно архаизированные фор­мы, подражающие древним правилам, сочетаются с довольно смелыми отступлениями от канона. Так, в статуе приближенного фараона Псаметиха I со­блюден канон симметричного изображения сидя­щей фигуры, но, в нарушение его, левая нога си­дящего поставлена вертикально. Точно так же свободно сочетаются канонически-статичные фор­мы тела и современный стиль изображения лиц. Архитектурные памятники саисского периода по­чти не сохранились. В немногих известных комп­лексах присутствуют наземные и скальные соору­жения, а также применяются некоторые элементы храмовой архитектуры — гипостили, пилоны, це­почки зал.

В немногочисленных памятниках эпохи персид­ского владычества также преобладают чисто еги­петские стилевые черты. Даже персидский царь Дарий изображен на рельефе в одеянии египетско­го воина с жертвенными дарами, причем его имя написано иероглифами. В архитектуре происходит постепенный отказ от типа монументальных ансам­блей; храмы, по-прежнему посвященные древним


богам, теперь становятся гораздо меньше по;: а -мерам. Сохраняется тип классической колоннады времен Нового царства, но при этом заметно воз­растает пышность и детальная разработка декора После завоевания Египта греками происходит не­отвратимый, но весьма продуктивный для искус­ства синтез местной художественной культуры с традициями античности. В большинстве памятни­ков он сохраняется вплоть до начала Римской эпо­хи (30 г. до н. э. — 395 г. н. э.). Своеобразие нового синтезирующего стиля демонстрируют храм Пто­лемея III в Карнаке, храм Гора в Эдфу и комплекс Исиды на о. Филе, названный Геродотом «жемчу­жиной Египта». Символика египетских верований не исчезла из декора этих храмов: так, широкое распространение получили изображения богов земли и неба, особенно богини Нут; зодиакальные композиции, мифологические сюжеты, связанные с Великой Девяткой гелиопольского цикла мифов (Атум-Ра, Шу — воздух, Тефнут — влага, Геб — земля, Нут — небо, Сет, Осирис, Исида и Нефти-да). При Птолемеях сохранялся и традиционный по­гребальный ритуал вместе с формой гробницы, напоминающей храм с колонным портиком. Релье­фы, украшающие ее, сочетают местные черты с эл­линистическими приемами.







Деталь покрытия женской мумии из гробницы «певицы Амона» Тайки в Фивах. X—IX вв. до н. э.


Голова статуи Ментуемхета. М-У вв. до н. э.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: