Позднего периода искусство
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Большая галерея, ведущая к царской камере в пирамиде Хеопса. XVIII в. до н. э.
После смерти Хуфу его сын Хефрен (Хафра) и внук Менкаура (Микерин) построили близ Гизы еще две пирамиды меньших размеров. В их ансамбле были повторены принципы комплекса Хуфу. Возле П. Хафры был также поставлен высеченный из целиковой скалы Сфинкс с лицом фараона.
Последняя П. Древнего царства была возведена в Саккаре фараоном Пепи II. В дальнейшем такие усыпальницы строились не из камня, а из сырцового кирпича, что вело к их сравнительно скорому разрушению. Идея же вечного дома властителя перешла к типу скальной гробницы.
Постройки наподобие П., зачастую служившие постаментами для храмов, связанных с космологическими культами, возводились зодчими I тыс. н. э. в древних культурах ацтеков и майя. Особенно много черт внешнего сходства П. имеют с зиккура-тами Месопотамии.
В древнеримском искусстве мотив П. использовался в сооружениях мемориального типа. Литература:
Кинк X. А. Как строились египетские пирамиды. М., 1967. Лауэр Ж. Ф. Загадки египетских пирамид: Пер. с франц. М., 1966.
Михаловский К. Пирамиды и мастабы. Варшава, 1973.
ПОЗДНЕГО ПЕРИОДА ИСКУССТВО, в истории культуры Древнего Египта художественные памятники эпохи ок. 1085—332 гг. до н. э., завершающейся покорением Египта Александром Македонским, а затем римскими императорами. В Древнем Египте этого времени заметно усиливается власть фиванского жречества при значительном ослаблении роли царского единодержавия. Бразды государственного правления в 1085 г. до н. э. переходят к Смендесу, выходцу из сословия жрецов; затем троном овладевают представители ливийской знати (основатель династии — правитель Шешонк I, вновь ненадолго объединивший Египет), которых сменяют династии Куша, Эфиопии и Ассирии. Новое объединение страны в т. н. саисский период затем сменяется персидским владычеством. Персидские правители, основавшие XXVII династию, правили вплоть до вступления в Египет Александра Македонского.
В подражание великим царям многие из правителей позднего периода вели строительство в Карна-ке (например, современный вход в храм Амона возведен при фараоне Шешонке I; сохранилась и колоннада фараона Тахарки). В период владычества Куша строятся кирпичные гробницы в форме пирамид. Постройки в целом сохраняют ориентацию на классические традиции. В области скульптуры навыки древнего высокого ремесла отчасти угасают — так, портретные изображения на погребальных масках и статуях часто заменяются условно-идеализированными. Вместе с тем техническое мастерство скульпторов совершенствуется, проявляясь главным образом в декоративной области. Одной из лучших портретных работ, представляющих П. п. и., является голова статуи Ментуемхета, выполненная в реалистически достоверной манере.
С эпохи XXVI династии Фивы утрачивают свое политическое и художественное значение, и новой столицей Египта становится г. Саис. Период владычества Саиса часто выделяется как наиболее самобытный в искусстве Египта данной эпохи. Во всех областях культуры в саисский период заметен целенаправленный поворот к классическим образцам древнего искусства. В скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и пропорции и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего царств. Однако мастера Саиса
ДРЕВНИЙ ВОСТОК
трактуют эти приемы всего лишь как тему для стилизаций. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. В некоторых из них намеренно архаизированные формы, подражающие древним правилам, сочетаются с довольно смелыми отступлениями от канона. Так, в статуе приближенного фараона Псаметиха I соблюден канон симметричного изображения сидящей фигуры, но, в нарушение его, левая нога сидящего поставлена вертикально. Точно так же свободно сочетаются канонически-статичные формы тела и современный стиль изображения лиц. Архитектурные памятники саисского периода почти не сохранились. В немногих известных комплексах присутствуют наземные и скальные сооружения, а также применяются некоторые элементы храмовой архитектуры — гипостили, пилоны, цепочки зал.
В немногочисленных памятниках эпохи персидского владычества также преобладают чисто египетские стилевые черты. Даже персидский царь Дарий изображен на рельефе в одеянии египетского воина с жертвенными дарами, причем его имя написано иероглифами. В архитектуре происходит постепенный отказ от типа монументальных ансамблей; храмы, по-прежнему посвященные древним
богам, теперь становятся гораздо меньше по;: а -мерам. Сохраняется тип классической колоннады времен Нового царства, но при этом заметно возрастает пышность и детальная разработка декора После завоевания Египта греками происходит неотвратимый, но весьма продуктивный для искусства синтез местной художественной культуры с традициями античности. В большинстве памятников он сохраняется вплоть до начала Римской эпохи (30 г. до н. э. — 395 г. н. э.). Своеобразие нового синтезирующего стиля демонстрируют храм Птолемея III в Карнаке, храм Гора в Эдфу и комплекс Исиды на о. Филе, названный Геродотом «жемчужиной Египта». Символика египетских верований не исчезла из декора этих храмов: так, широкое распространение получили изображения богов земли и неба, особенно богини Нут; зодиакальные композиции, мифологические сюжеты, связанные с Великой Девяткой гелиопольского цикла мифов (Атум-Ра, Шу — воздух, Тефнут — влага, Геб — земля, Нут — небо, Сет, Осирис, Исида и Нефти-да). При Птолемеях сохранялся и традиционный погребальный ритуал вместе с формой гробницы, напоминающей храм с колонным портиком. Рельефы, украшающие ее, сочетают местные черты с эллинистическими приемами.
Деталь покрытия женской мумии из гробницы «певицы Амона» Тайки в Фивах. X—IX вв. до н. э.
Голова статуи Ментуемхета. М-У вв. до н. э.