Парфянское искусство. жеств или царей. Стены помещения также окра­шивались в белый и ярко-красный цвета

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




жеств или царей. Стены помещения также окра­шивались в белый и ярко-красный цвета.

Святилище храма было окружено многочислен­ными помещениями (подобную композицию имеет храм в Персеполе, III в. до н. э.). С течением време­ни все реже используются колонны, но появляет­ся купол — элемент, типичный для восточного зодчества. Таким образом, в храмах Парфянского царства наблюдается соединение чисто местной — иранской — традиции с декоративными мотивами, заимствованными из греческой архитектуры. Прин­ципиально новым в этом соединении является то, что цель его — вертикальное развитие компози­ции интерьера, равно чуждое и иранской, и гре­ческой архитектуре. К тому же ордерная система применяется только в декоративных целях. От­дельные ее элементы имеют плоскостный вид и выполняются не из камня, а из терракоты.

Значительным явлением парфянского зодчества является т. н. Круглый храм, наиболее своеобраз­ное произведение раннего П. и. По композиции это четырехгранная призма, над которой высится ци­линдр, увенчанный пирамидальным шатром. Внут­реннее пространство представляет собой круглое помещение, и только коридоры повторяют очерта­ния призмы. Нижний ярус внутреннего помещения — гладкая беленая стена; верхний — череда пристен­ных колонн коринфского ордера. Граница между ярусами обозначена фризом из терракотовых плит с рельефным изображением на местные (лук и колчан, полумесяц) и греческие (палица Геракла, львиная голова) мотивы. В нишах второго яруса располагались статуи божеств. Не установлен с оп­ределенностью культ, которому служил Круглый храм. Возможно, что, как и Мавзолей в Галикарна-се, храм предназначался для церемоний, посвя­щенных обожествленной посмертно царской чете.


Важно отметить, что сходные черты имеет и рим­ское погребальное зодчество. Культ души умерше­го владыки также характерен для древних индий­цев, иранцев и египтян. Квадрат в плане постройки при этом символизировал Космос (четыре стороны света); круг служил символом вечности и неба.

С Круглым храмом соседствовал и объединял­ся переходами и коридорами т. н. Башенный храм на высокой шестиметровой платформе, возмож­но, служивший напоминанием о древней иранс­кой традиции поклонения божествам на горных вершинах.

О культовых зданиях периода расцвета Парфянс­кого царства можно с определенностью сказать, что композиция большинства храмов слагается из трех компонентов: глубокого айвана (просторного сводчатого зала, открытого с одной стороны во внутренний двор), квадратного святилища и систе­мы обводных коридоров (Большой храм в Мансур-депе). Храмовая архитектура западной части Пар-фии интересна наличием многих типов святилищ. Храмы вавилонского типа — с внутренним дво­ром, по периметру которого располагались поме­щения, — строились в Ниппуре. В храмах Хатры очень значительно греческое и римское влияние. В некоторых городах Маргианы был распространен буддизм, в связи с чем возводились ступы — буд­дийские культовые сооружения.

Один из самых загадочных памятников П. и. — т. н. Квадратный дом, возведенный во II в. до н. а Видимо, он служил посмертной сокровищницей парфянских царей. Композиционное решение Квад­ратного дома — чисто эллинистическое, но гречес­кая основа претерпевает заметную модификацию. Дом имел квадратный двор в центре, окруженный колоннадой из 36 деревянных колонн с маленькими каменными базами-стилобатами. На южной сторо­не здания имелось еще семь колонн, выступающих вперед. За колоннадой располагались 12 прямо­угольных вытянутых комнат, по три с каждой сто­роны. По длинной оси каждой комнаты также были поставлены колонны. В этом доме греческого типа перистиль изолирован от окружающих помеще­ний, что говорит о творческом восприятии тради­ции местными зодчими. Первоначально открытые комнаты с ценной утварью и другими дарами царю (именно здесь были найдены знаменитые нисийс-кие ритоны) постепенно замуровывались, умень­шалось и число колонн. Видимо, каждая отдельная комната была сокровищницей одного из умерших членов царского дома. В результате всех перестроек перистиль исчез. Подобной трансформации подверга­ются строения и в городах парфянской Месопотамии: происходит процесс ориентализации эллинских ти­пов архитектуры.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: