Раннего царства искусство

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




Голова статуи Нектанеба II. 380-343 гг. до н. э.

Скульптуры птолемеевского периода в своем большинстве также выполнены в традициях еги­петского канона. Однако эллинистическая культура повлияла на характер трактовки лица, внеся большую пластичность, мягкость и лиризм. Повсе­местное распространение получили маски, пред­ставлявшие собой нечто среднее между портре­том и стилизованным, условным по изображению ритуальным памятником. Ярчайшую страницу ху­дожественной истории Египта эллинистического периода составляет т. н. фаюмский портрет. В его возникновении решающую роль сыграли традиции античности, но при этом стилистический облик фаюмских портретов, их дух целиком определяет­ся традициями египетского искусства с его услов­ностью, стилизованностью и явным доминировани­ем духовного над индивидуально-пластическим.

Следует отметить, что художественные принци­пы, издревле определявшие тематику, жанры и стилистические принципы египетского искусства, не только были сохранены в П. п. и., но и получили развитие в культуре античного мира и раннего европейского Средневековья.

Литература:

Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. М., 1976.

РАННЕГО ЦАРСТВА ИСКУССТВО, художе­ственные памятники Древнего Египта I—II динас­тий (ок. 3000 — ок. 2800 г. до н. э.). Точные хроноло­гические границы периода династической истории


Египта достаточно расплывчаты. Процесс объеди­нения протекал длительное время, и принято счи­тать, что он начался в период т. н. нулевой динас­тии. Завершился же он с воцарением Менеса, царя Юга, захватившего Нижний Египет и основавшего крепость Мемфис, которая в XXVIII в. до н. э. стала столицей объединенного Египта. Памятники Р. ц. и. имеют важное значение для формирования худо­жественной традиции Древнего Египта, т. к. имен­но в эту эпоху сложился египетский канон (см. Ка­нон древнеегипетский). Самые ранние примеры его становления относятся к области искусства ма­лых форм, главным образом ритуальной утвари, в декоре которой разрабатывались повторяющиеся образы и символические сюжеты. Их тематика была связана с культами правителя и загробной жизни. К числу таких памятников Р. ц и. относится палетка фараона Нармера.

Памятники монументального зодчества практи­чески не сохранились, поскольку основным мате­риалом был в то время легко разрушавшийся кир­пич-сырец. Использовались также глина, тростник и дерево, причем сочетание кирпичной облицовки и деревянных балочных перекрытий и декора яв­ляется важным признаком, позволяющим отнести произведение к сфере Р. ц. и. Камень применялся лишь как отделочный материал: из него продол­жали выполнять также украшения и культовые сосуды. К этой эпохе относится тип дворцовых фа­садов — «серех», изображение которых встреча­ется на стелах фараонов I династии. Черты этих сооружений нередко повторялись и в формах цар­ских саркофагов. Культовые и мемориальные по­стройки сохранились лучше, чем дворцы: это, прежде всего, святилища, молельни и мастабы. Декорировка святилищ еще сохраняет связь с эпо­хой деревянного зодчества, в котором использо­вался орнаментальный мотив тростниковой пле­тенки (та же особенность отличает и искусство Древнего Шумера).

В Р. ц. и. сложились и такие приемы оформле­ния, как вогнутые карнизы, орнаментальные фри­зы (живописные или скульптурные) и оформление дверного проема глубоким уступом.

Многие из традиций храмового зодчества отра­зились и в стиле мемориальных сооружений, ко­торые были очень важны для древнеегипетской культуры в связи с решающей ролью в ней погре­бального культа. Погребения 1-П династий сосре­доточены в районе Мемфиса и Абидоса, ставших центрами развития заупокойного культа. С ним свя­зано, с одной стороны, широкое развитие типа гроб-ниц-мастаб, самых характерных построек в зодче­стве Древнего Египта. С другой стороны, именно в связи с разработкой мастаб происходит обогаще-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: