Рельеф древнеегипетский


ДРЕВНИЙ ВОСТОК



ние и уточнение содержания культа. К этой эпохе относится обычай помещать в гробницу статую по­койного, чтобы душа могла вновь обрести соб­ственное тело. Р. ц. и. еще сохраняет связь с куль­турой тотемизма, и в живописном и пластическом убранстве его памятников встречается огромное количество изображений животных, многие из ко­торых считались священными.

Примечательно, что к начальному этапу воссое­динения Египта они превращаются в богов номов (административных округов); культ их становится упорядоченным и обретает строгую иерархию. Та­ким образом, развитие художественной традиции находится в прямой связи с важнейшими процесса­ми становления культуры Египетского царства. Изобразительное искусство Древнего Египта еще в период Р. ц. и. оказывается тесно связанным с иероглификой, т. е. имеет особенно интенсивную символическую окраску.


Стела фараона Джета из Абидоса. Ок. 3000 г. до н. э.

Скульптура раннединастического периода сосре­доточена в трех крупных центрах, где строились


храмы: Оне, Абидосе и Коптосе. Большая группа памятников связана с обрядом хеб-сед — ритуалом обновления физической мощи фараона. Сюда отно­сятся сидящие и идущие фигуры царя (круглая скульптура и рельеф), а также изображение его ритуального бега (только рельеф). Характерной чертой скульптуры эпохи является постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком, а также каноническая поза стоящей фигуры с выставленной вперед левой ногой. Последнее станет в особеннос­ти важным для скульптурной манеры Древнего царства. В рельефах Р. ц. и. многофигурные компо­зиции сменяются более лаконичными изображени­ями и мастерским использованием выразительнос­ти пустого поля поверхности. Наглядным примером является прославленная стела фараона Джета из I династии. Иероглиф змеи (имя Джета) вписан в прямоугольное поле над условным изображени­ем дворцового фасада-«серех», символизирующе­го дом божественного правителя. С замечательным вкусом неизвестный мастер сочетает в композиции стелы прямоугольные и зигзагообразные контуры. Изображение сокола Гора — пример иероглифи­ческого компонента в художественном памятнике.

Р. ц. и. очень богато на ювелирные изделия, сосу­ды и мебель ритуального назначения, прикладные предметы. Усложняются и становятся разнообразны­ми их формы; возрастает техника обработки. В ряде вещей появляются столь популярные впослед­ствии растительные элементы, как бутоны и лис­тья лотоса. Широкое использование декоративных камней разного типа привело к развитию техники инкрустации, особенно предметов утвари и мебе­ли храмов. Р. ц. и. становится фундаментом, на ко­тором строится мощное здание культуры Древнего Египта.

Литература:

Померанцева Н. Искусство Древнего Египта // Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. М., 1976.

РЕЛЬЕФ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ, характерная область изобразительного искусства, не терявшая актуальности с начала династического периода и до конца эпохи эллинизма в Египте. Рельефные изображения встречались с древнейших времен на бытовых и культовых предметах, погребальных стелах, но особенно часто — на стенах храмов и гробниц. При различиях в сюжетах изобразитель­ный принцип остается единым и основывается на требованиях древнеегипетского канона. Рельеф, украшая поверхность, не должен был разрушать ее фактуру, в связи с чем высота Р. д. очень неве­лика, иногда меньше одного миллиметра. Перспек­тива и пространственные планы отсутствуют, ра­курсы в изображении фигур не используются. Групповые сцены всегда развертываются в одну




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: