Хаммурапи
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
зано также с принятым здесь типом погребальных сооружений — они представляли собой подземные склепы, конструкция которых несколько напоминала египетские усыпальницы (дромос), а также т. н. мегазилы. Уникальным явлением восточной культуры считается каменный саркофаг царя Ахи-рама (X в. до н. э.) с рельефными изображениями эпизодов придворной жизни и фигурами львов. Города Финикии имели многоэтажные дома с небольшими окнами и окружались мощными зубчатыми крепостными стенами, на которых возводились каменные башни. Именно такой вид, судя по всему, приобрел легендарный Карфаген.
Во всех странах Востока славились декоративные изделия финикийских мастеров, изготовлявших цветные ткани, стеклянные цветные сосуды, украшения с накладным орнаментом и знаменитую керамику. Керамическое Ф. и. вступило в период расцвета во второй половине II тыс. до н. э. и, усвоив традиции кипрского и крито-микенского искусства, оказало воздействие на искусство Древней Греции архаической эпохи. Известностью пользовались ювелирные изделия финикийцев: тщательно отделанные статуэтки богов из меди и бронзы с инкрустациями из золота, орнаментированное оружие, драгоценная посуда. Таковы чаша и блюдо из Угарита, украшенные тонким орнаментом и изображениями сфинксов и животных. В их стиле также заметно воздействие искусства Египта, хетто-хурритских и месопотамских влияний. Последние проявляются в передаче стремительного вихревого движения фигур, характерного для изделий Самарры в Двуречье. Особенно явственно своеобразное и подлинно декоративное переосмысление традиций культуры Двуречья проявилось в изделиях из резной слоновой кости (пластинка с богиней плодородия из Угарита). Наиболее знамениты памятники Ф. и. из города-государства Угарита, мастера которого были тесно связаны с критской и кипрской школами. К концу существования самостоятельного Ф. и. в прикладной области сложился своеобразный греко-пунический стиль, вобравший в себя как финикийские, так и греческие художественные приемы.
|
|
Литература:
Флиттнер Н. Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. М.-Л., 1958.
Шифман И. Ш. Возникновение Карфагенской державы. М.-Л, 1963.
ФРИГИЙСКОЕ ИСКУССТВО, памятники архитектуры и монументальной живописи Древней Фригии — области на северо-западе Малой Азии, населенной индоевропейскими племенами фригийцев, которые во II тыс. до н. э. переселились из Македонии или Фракии. Царство Фригия со столи-
цей Гордион сыграло важную роль в падении Хеттской державы (ок. XII в. до н. а); в Х-УШ вв. до н. э. оно господствовало на Эгейском море. Побывав под владычеством киммерийцев и лидийских племен, Фригия была в 546 г. до н. э. захвачена персами, а столетие спустя — войсками Александра Македонского. К III в. до н. э. стала частью римской провинции Галатия.
|
|
Из архитектурных памятников, входящих в область Ф. и., наиболее изучен т. н. город Мидаса в центре Малой Азии, близ Донгалу. (Некоторыми исследователями этот памятник причисляется к группе памятников Урарту.) В этом городе, отождествляемом с легендарным Гордионом, имелись крепостные сооружения, расположенные на четырех холмах вокруг поселения, и укрепленный дворец в центре («лагерь Мидаса»).
Архитектура учитывает природный рельеф, что свидетельствует о родстве зодческих традиций с культурой хеттов и хурритов. Скалы и ущелья использовались для создания гробниц и святилищ; последние представляли собой высеченную в скале открытую террасу с алтарем и жертвенником, к которому вела небольшая лестница. Памятники пластического Ф. и. сохранились плохо: это рельефы скальных гробниц, немногочисленные скульптуры. Принадлежность их к Ф. и. спорна до сих пор. Стилистически эти памятники близки хеттской пластике, за исключением скульптурной группы из Богазкея с центральной фигурой во фригийской шапке-тиаре.
Черты восточногреческого искусства, оказавшего влияние на манеру фригийских мастеров, угадываются в стилистике изразцовых фризов с изображением шеренги вооруженных воинов — фризов, встречающихся в Малой Азии данной эпохи повсеместно, кроме Урарту.
ХАЛАФСКАЯ КУЛЬТУРА (период Халаф),. археологическая культура и этап развития древнейшего искусства Северной Месопотамии (Двуречья), памятники которого восходят к неолиту и относятся к концу VI-V тыс. до н. э. Названа по поселению Тель-Халаф в Северной Сирии. Носители X. к. сменили в VI тыс. до н. э. племена, памятники искусства и быта которых получили название хас-сунской культуры. Кроме Северной Месопотамии и Сирии, эти племена, видимо, были распространены и на Армянском нагорье; возможно, они частично ассимилировали местные хассунские племена в Верхней Месопотамии. Большого развития в этот период достигают ремесла, особенно гончарное дело и металлургия. Так, в одном из халафс-ких поселений (Тель-Арпачие) были найдены остатки гончарных печей и дом гончара. В отличие от
Расписное блюдо из Тель-Арпачия. Ок. 5000 г. до н. э.
более древней одноцветной керамики X. к. вводит в употребление полихромную, разнообразную по форме. Узоры на посуде носят орнаментальный характер. Введение цвета — основное достижение мастеров X. к., которые применяют разнообразные желтые и коричнево-красные тона мягких оттенков в качестве фона, располагая на нем черные, красные и коричневые узоры. Краски обычно наносились на шероховатую поверхность, а затем в ходе обжига изделие приобретало блестящий, глянцевитый вид. Фигуры людей и животных выполнялись в условной манере и чаще всего образовывали орнаментальный фриз.
Среди памятников X. к. встречаются также фигурки животных, сосуды в форме животных и культовые статуэтки, посвященные материнству. Также распространены были печати в форме пуговицы (т. н. пуговичные печати), которые оттискивались на глине и служили знаками собственности и одновременно украшениями. Их оттиски подвешивались к корзинам или помещались на запечатанных сосудах. Сами печати выполнялись из мягких пород камня; узор, вырезавшийся на них, носил обычно геометрический характер или являлся условным изображением животного. Среди культур Древнего Двуречья и соседних территорий наиболее близкой к X. к. является ранняя культура Элама.
Литература:
Массой В. М. Средняя Азия и Древний Восток. М.-Л., 1964.
|
|
ХАММУРАПИ, царь Вавилонии в 1792-1750 гг. до н. э., с именем которого связано ее возвышение. Искусный политик и полководец, X. подчинил Вавилону территории Ассирии и части Месопотамии. В истории культуры также прославился тем, что, объединив предшествующие законы всех областей Древнего Двуречья, создал первый полный их свод, приказав начертать его на каменной стеле. Оригинальный текст, выполненный клинописью на пли-