Хурритов искусство

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




следами древнейшего культа стоящего отдельно камня-монолита. Влияние египетского и шумеро-вавилонского искусства ощущается в памятниках X. и. меньше, чем в хурритских и финикийских, что нередко делает их более свободными от стро­гой каноничности. В IX—VI вв. до н. э. позднехеттс-кое искусство постепенно теряет своеобразие, ус­тупая ассирийской и арамейской традициям.

Литература:

Замаровский В. Тайны хеттов: Пер. со словацк. М., 1968.

ХУРРИТОВ ИСКУССТВО, памятники художе­ственной культуры хурритов — народности кавказ­ского происхождения, жившей в Сирии и Месопота­мии. Хурритское государство Миттани (Маитанне, или по-аккадски Ханигальбат) возникло в XVI в. до н. а, и его влияние распространилось в Малой Азии очень широко. Миттани было не столько еди­ным царством, сколько объединением самостоятель­ных городов-государств под владычеством хурритс­ких царей. X. и. оказало значительное влияние на культуру хеттов, сирийцев и народов- Двуречья. В XIV в. до н. э. Миттанийское царство было завое­вано хеттами, а позднее — Ассирией.


Статуя царя Идри-Ми из Алалаха. Ок. 1500 г. до н. э.

Архитектурные памятники X. и. изучены относи­тельно мало, в большинстве своем по изображе­ниям и глиняным моделям-курильницам, воспроиз-


водящим архитектурные формы. Хурритский тип постройки — т. н. димту — многоярусная башня, где жила семейная община, а в нижних ярусах на­ходились хозяйственные помещения. Дворцовый комплекс был раскопан в сирийском городе Алала-хе (Тель-Атчана) и представлял собой двухэтаж­ное здание из кирпича и дерева, возведенное на базальтовом фундаменте. Стены зала на втором этаже были покрыты росписью. Эта постройка, как и большинство хеттских, принадлежит к типу бит-хилани. Главной отличительной особенностью дан­ного типа является портик с каменными колоннами и башнями, к которым ведет лестница. Опоры пор­тика могли представлять собою высеченные из кам­ня фигуры людей или животных. О популярности этого типа здания говорит и то, что более поздний знаменитый Критский дворец близок постройкам бит-хилани.

Другой тип дворца, напоминающий вавилонские постройки, представляет собой крепость, парадные помещения которой украшались фризами с роспися­ми, изображавшими хурритских богов.

Примеров хурритской скульптуры немного. Од­ним из них является статуя Идри-Ми, правителя Алалаха, изображенного сидящим на троне (ок. 1500 г. до н. э.). Детали фигуры проработаны мало; глаза и брови инкрустированы цветными камнями; в целом стиль обнаруживает смешение хеттской и шумеро-вавилонской традиций. Более многочис­ленны и своеобразны памятники хурритской глип­тики, в которой преобладают изображения фантас­тических существ: крылатых сфинксов, грифонов, людей с головами скорпионов и орлов. Повествова-тельность, в отличие от вавилоно-ассирийского искусства, в X. и. выражена слабо. Композиция, как правило, обрамлена волнистыми линиями, соеди­ненными в косу. Искусство глиптики достигает в хурритской культуре своей вершины в т. н. сиро-миттанийском изысканном стиле. В этом стиле вы­полнялись небольшие печати из гематита, изобра­жение на которых состояло из множества мелких фигурок в свободном и прихотливом, чисто деко­ративном соединении с волнистыми узорами (конец XV-XIV в. до н. а).

ШУМЕРСКАЯ КУЛЬТУРА (шумерийская),

культура исторической области в Южном Двуре­чье (южная часть совр. Ирака), созданная шумера­ми (шумерийцами), древнейшим народом Южного Двуречья, уже в V тыс. до н. а К середине III тыс. до н. э. началось смешение шумеров с семитами-ак­кадцами, с которыми к первой половине II тыс. до н. э. они слились в один аккадский народ. Ш. к.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: