Шумерская культура

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

ДРЕВНИЙ восток

Шумерская культура




(точнее — шумеро-аккадская) входит как составная часть в обширный и многосоставный конгломерат вавилоно-ассирийской культуры, определяемой во временных границах IV—I тыс. до н. э. Своеобра­зие Ш. к. непосредственно связано с функциями шумерского языка, который оставался в Двуречье языком науки и религии вплоть до П—I вв. до н. э. Именно в нем сложилась система древнейшей письменности Двуречья — клинопись, повлиявшая и на изобразительные принципы пластических ис­кусств. Шумеры преобладали в населении Двуре­чья в период археологических культур Убайд, Урук и Джемдет-Наср. Время возвышения Шумера как государства совпадает с т. н. раннединастичес-ким периодом его истории, в который на террито­рии Шумера и в непосредственном соседстве с ним находилось множество соперничающих городов-го­сударств (Ур, Лагаш, Умма и др.). Царю г. Аккада


Саргону Древнему (Шаррукену) удалось подчинить большинство этих городов, создав в Двуречье дер­жаву, называвшуюся «Царство четырех стран све­та». После гибели государства Аккада и нескольких смен династий в конце XXII в. до н. э. было образо­вано царство Шумера и Аккада (III династия Ура). В эту эпоху был унифицирован мифологический пантеон; принята традиция прижизненного обоже­ствления царя. Дальнейшая судьба Шумера как ис­торической области связана с его вхождением в со­став Вавилонии (начало II тыс. до н. э.).

Ш. к. отличается достаточно высоким уровнем развития науки, литературы и искусства. Доста­точно обширны были и достижения материальной культуры, хотя каменные орудия вышли из упот­ребления лишь в начале III тыс. до н. э. Были изве­стны литье, ковка, чеканка; изготовление золотой и серебряной проволоки, филиграни; сложные спла-





Голова богини (Инанны?) из Урука. Начало III тыс. до н. э.




Львиноголовый орел Имдугуд, когтящий оленей. Рельеф храма в Убайде. Середина III тыс. до н. э.


Статуя шумерского бога Аб-У. Середина III тыс. до н. э.






вы золота и серебра. В архитектуре применялся главным образом сырцовый, реже обожженный кирпич. Ш. к. уже был известен каменный свод, применявшийся, однако, крайне редко.

В период возвышения Шумера как территории самостоятельных царств в пластических искусст­вах культивируются традиционные черты, форми­руется устойчивая система выразительных при­емов, хотя в лучших памятниках они трактуются более свободно.

Усиление царской власти определяет ведущую роль храмовой архитектуры. Прямоугольные хра­мы из сырца сооружались на насыпных платфор­мах, предохранявших здание от влаги. Стены де­лились прямоугольными выступами и нишами. Уже в III тыс. до н. э. в шумерских центрах Уре, Уруке, Лагаше, Адабе, Умме, Эреду, Эшнуне и Кише стали возникать более разнообразные и развитые типы зодчества. Их отличие — повышен­ное внимание к безопасности сооружения и его оборонным возможностям (башни, укрепленные ворота). Вместе с тем складывается самобытный художественный облик шумерских построек. В де­коре дворцов и храмов важную роль стала играть мозаика, а также инкрустация из полудрагоцен-


ных камней, перламутра, раковины. Геометричес­кие орнаментальные узоры покрывали стены, ко­лонны и нередко статуи храмов и дворцов. Колонны отделывались листовой медью.

Особенно существенным для истории пластичес­кого искусства Шумера стало появление рельеф­ных композиций. Таково убранство храма богини лесистых гор Нинхурсаг, воздвигнутого в Убайде в середине III тыс. до н. э. Стены его, кроме вер­тикальных ниш, были расчленены и по горизон­тали мозаичными фризами.

Сюжеты их — земледельческие и охотничьи сцены. Фигурки фриза вырезались из известняка и вдавливались в черную обмазку плоскостей. Над входом была помещена медная пластина с рельеф­ными фигурами орла Имдугуда и оленей. К ранне-династическому периоду храмового зодчества в Ш. к восходит тип многоступенчатой башни-зиккурата со святилищем наверху.

Мелкая пластика в эпоху Ш. к. в целом отлича­ется схематизмом и относительной расплывчатостью форм. На застывших лицах с резко выступающими носами выделяются огромные глаза, инкрустирован­ные цветными камнями. Монументальной скульпту­ры Ш к. еще не знает, но среди скульптурных







Статуя Курлиля, начальника житниц Урука. Вторая четверть III тыс. до н. э.


Статуя сановника Эбих-иля. Фрагмент. Середина III тыс. до н. э.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: