ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
ДРЕВНИЙ восток
Шумерская культура
(точнее — шумеро-аккадская) входит как составная часть в обширный и многосоставный конгломерат вавилоно-ассирийской культуры, определяемой во временных границах IV—I тыс. до н. э. Своеобразие Ш. к. непосредственно связано с функциями шумерского языка, который оставался в Двуречье языком науки и религии вплоть до П—I вв. до н. э. Именно в нем сложилась система древнейшей письменности Двуречья — клинопись, повлиявшая и на изобразительные принципы пластических искусств. Шумеры преобладали в населении Двуречья в период археологических культур Убайд, Урук и Джемдет-Наср. Время возвышения Шумера как государства совпадает с т. н. раннединастичес-ким периодом его истории, в который на территории Шумера и в непосредственном соседстве с ним находилось множество соперничающих городов-государств (Ур, Лагаш, Умма и др.). Царю г. Аккада
Саргону Древнему (Шаррукену) удалось подчинить большинство этих городов, создав в Двуречье державу, называвшуюся «Царство четырех стран света». После гибели государства Аккада и нескольких смен династий в конце XXII в. до н. э. было образовано царство Шумера и Аккада (III династия Ура). В эту эпоху был унифицирован мифологический пантеон; принята традиция прижизненного обожествления царя. Дальнейшая судьба Шумера как исторической области связана с его вхождением в состав Вавилонии (начало II тыс. до н. э.).
Ш. к. отличается достаточно высоким уровнем развития науки, литературы и искусства. Достаточно обширны были и достижения материальной культуры, хотя каменные орудия вышли из употребления лишь в начале III тыс. до н. э. Были известны литье, ковка, чеканка; изготовление золотой и серебряной проволоки, филиграни; сложные спла-
Голова богини (Инанны?) из Урука. Начало III тыс. до н. э.
Львиноголовый орел Имдугуд, когтящий оленей. Рельеф храма в Убайде. Середина III тыс. до н. э.
Статуя шумерского бога Аб-У. Середина III тыс. до н. э.
вы золота и серебра. В архитектуре применялся главным образом сырцовый, реже обожженный кирпич. Ш. к. уже был известен каменный свод, применявшийся, однако, крайне редко.
В период возвышения Шумера как территории самостоятельных царств в пластических искусствах культивируются традиционные черты, формируется устойчивая система выразительных приемов, хотя в лучших памятниках они трактуются более свободно.
Усиление царской власти определяет ведущую роль храмовой архитектуры. Прямоугольные храмы из сырца сооружались на насыпных платформах, предохранявших здание от влаги. Стены делились прямоугольными выступами и нишами. Уже в III тыс. до н. э. в шумерских центрах Уре, Уруке, Лагаше, Адабе, Умме, Эреду, Эшнуне и Кише стали возникать более разнообразные и развитые типы зодчества. Их отличие — повышенное внимание к безопасности сооружения и его оборонным возможностям (башни, укрепленные ворота). Вместе с тем складывается самобытный художественный облик шумерских построек. В декоре дворцов и храмов важную роль стала играть мозаика, а также инкрустация из полудрагоцен-
ных камней, перламутра, раковины. Геометрические орнаментальные узоры покрывали стены, колонны и нередко статуи храмов и дворцов. Колонны отделывались листовой медью.
Особенно существенным для истории пластического искусства Шумера стало появление рельефных композиций. Таково убранство храма богини лесистых гор Нинхурсаг, воздвигнутого в Убайде в середине III тыс. до н. э. Стены его, кроме вертикальных ниш, были расчленены и по горизонтали мозаичными фризами.
Сюжеты их — земледельческие и охотничьи сцены. Фигурки фриза вырезались из известняка и вдавливались в черную обмазку плоскостей. Над входом была помещена медная пластина с рельефными фигурами орла Имдугуда и оленей. К ранне-династическому периоду храмового зодчества в Ш. к восходит тип многоступенчатой башни-зиккурата со святилищем наверху.
Мелкая пластика в эпоху Ш. к. в целом отличается схематизмом и относительной расплывчатостью форм. На застывших лицах с резко выступающими носами выделяются огромные глаза, инкрустированные цветными камнями. Монументальной скульптуры Ш к. еще не знает, но среди скульптурных
Статуя Курлиля, начальника житниц Урука. Вторая четверть III тыс. до н. э.
Статуя сановника Эбих-иля. Фрагмент. Середина III тыс. до н. э.