Хеттов искусство
Хассунская культура
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
те диорита, был найден на месте столицы Древнего Элама — г. Сузы. Существует множество фрагментов более поздних копий этого кодекса.
Помимо чисто исторического значения этого памятника древневосточного права, он интересен и для теории культуры, поскольку отражает и некоторые черты мифологизма, свойственные многим текстам о мире «совершенной справедливости», тем более что по своему «жанру» близок к речи царя перед богами. Стела X. содержит изображение царя, беседующего с божеством солнца и правого суда Шамашем и получающего от него символы власти. Художественное решение стелы свидетельствует о сильном влиянии традиций культуры периода Аккада.
ХАССУНСКАЯ КУЛЬТУРА, археологическая культура эпохи неолита и энеолита (VII-VI тыс до н. а), сложившаяся в Северной Месопотамии. X к возникла как одно из следствий расселения племен из Ирана
в долины притоков р. Тигр и по р. Евфрат в Верхней Месопотамии. Выявление этой древнейшей культуры стало возможным благодаря раскопкам арабских археологов на поселениях Хассун и Телль-ас-Савван около Багдада и работе русских ученых на Ярым-тепе около Мосула (Ирак). Здесь было вскрыто последовательно пять слоев построек, имевших регулярный план, а также святилище, заметно превосходящее по размерам жилые дома. В погребениях, найденных на городище, обнаружен домашний инвентарь, в том числе сосуды, выточенные из желтоватого алебастра, и женские алебастровые статуэтки с глазами, инкрустированными битумом и белой раковиной. В некоторых погребениях обнаружили амулеты-печатки, возможно, игравшие роль оберегов.
|
|
Керамика X. к. по форме достаточно однообразна; большей частью она носит следы несовершенного обжига, в результате чего все изделия имеют бледно-розовую окраску. Многие сосуды украшены примитивным узором — насечкой. В конце периода X к появляются лощеные сосуды с простыми прямолинейными узорами, нанесенными черной краской.
Вершиной развития искусства этого времени принято считать керамику, обнаруженную в некрополе поселения Самарра. Некоторые исследователи рассматривают эти памятники как самостоятельную ступень развития X. к. и даже как самостоятельную локальную культуру. Керамика периода Самарры вся глазурована, обожжена до бледно-розовой или зеленоватой окраски и украшена орнаментом типа плетенки, напоминающей корзинное плетение. Посуда разнообразна по форме, имеет сложный и изысканный узор (птицы, животные, человеческие фигуры). Изображения, как правило, даны в стремительном круговом движении, подчеркнутом узором в центре наподобие розетки, свастики или в виде квадрата. Все эти
|
|
изображения, без сомнения, имели магический смысл и были связаны с погребальными ритуалами.
ХЕМИУН (XXVII в. до н. э.), полулегендарный древнеегипетский зодчий, родственник фараона, создатель большой пирамиды Хуфу (Хеопса) в Гизе. К лучшим памятникам скульптуры Древнего царства относится портретная статуя X.
ХЕТТОВ ИСКУССТВО, памятники культуры народов Хеттского царства — одного из двух мощных государственных образований в Малой Азии — Хеттской и Хурритской держав, состоявших в союзе (XVIII — начало XII в. до н. э.). X. и. сложилось в рамках этой единой культуры, создаваемой тремя народами: хеттами, хатти и хурритами.
Мощь Хеттского царства достигла вершины в конце XVII в. до н. э.; позднее хеттскими царями становились хурриты. На формирование X и. оказало воздействие искусство могущественных соседей и соперников хеттов — египтян. В XIV — начале XII в. до н. а (т. н. период Нового царства) язык хеттов, как и шумерский в Месопотамии, оставался основным официальным и «ученым» наречием. Носители позднехеттской культуры в Малой Азии -и Северной Сирии, иногда также называемые хеттами, были представителями другого народа — лувийцев.
В истории X. и. выделяют древний, т. н. протохет-тский, период, к которому относятся металлические и золотые изделия (эмблемы-штандарты), статуэтки животных, украшенные гравированным геометрическим узором, и одноцветная керамика. В этот же период создается и многоцветная керамика с орнаментом в виде волнистых линий и изображениями животных, напоминающая изделия Кипра (т. н. каппадокийская керамика, конец III — начало II тыс. до н. э.). Становление собственно X. и. связано с сильным влиянием древнеегипетской и вавилоно-ассирийской культуры. В свою очередь X. и. оказывало воздействие на искусство Ассирийского царства и Сирии. Для хеттского зодчества характерно к началу II тыс. до н. э. создание крепостей-поселений, округлых в плане, со сложной системой укреплений из каменных монолитов. Камень используется в искусстве этой горной страны чрезвычайно широко и многообразно, в частности, для построек всегда возводятся каменные фундаменты и цоколи. Для монументальных построек симметрия не была характерна; пристройки окружали концентрическими рядами главное здание; повсеместно применялись туннели, перекрытые каменными сводами.
Особенностью хеттской архитектуры является своеобразный тип здания (как дома, так и храма или дворца) — бит-хилани. Оно имеет прямоуголь-
Львиные ворота городской стены Хаттусаса. ХУ-ХИ вв. до н. э.
ный план и с продольной стороны вход, оформленный в виде портика на столбах, обрамленных прямоугольными башнями. Наружные стены таких зданий внизу облицовывались плитами с рельефными изображениями (т. н. ортостатами). Эти изображения выполнены в технике плоского рельефа обобщенными контурами, слабо расчленены и отмечены суровой мощью и статичностью. По стилю они несколько напоминают ассирийские рельефы, хотя для них характерна относительно большая свобода композиции. Более каноничный вид имеют хеттские наскальные рельефы (святилище Язы-лыкая близ г. Хаттусаса).
Массиву камня, как правило, подчинено в X. и. и художественное решение круглой скульптуры. Она представляет собой скорее элемент архитектурного замысла, нежели самостоятельное явление. Таковы полуфигуры львов и сфинксов, высеченные из каменных блоков и обрамляющие ворота внешних стен г. Хаттусаса; массивные статуи хеттских божеств. Видимо, эта особенность связана со