Антефиксы

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

АНТИЧНОСТЬ







Серебряная амфора из Чертомлыкского кургана близ Никополя. IV в. до н. э.


Вазописец Андокид. Краснофигурная амфора. VI в. до н. э.



тись, их днище имело специальную широкую подставку. Разновидностью А. является гидрия — со-:уд для воды, по форме подобный А, но для удоб-тва имеющий три ручки.

В художественном отношении наиболее интересны древнегреческие А. периода архаики и классики, со-ланные мастерами Эксекием, Амасисом, Андокидом, Глурисом, Полигнотом I и др.

Наряду с овальными панафинейскими А. были: 'Пулярны тонкопрофильные ноланские, а также "лее высокие и грубые узкие А., использовав­шиеся как тара для перевозки продуктов. А. служи­ли также мерными сосудами. Объем А., применяв-лейся римлянами для измерения жидкостей, ставлял 26 литров.

Литература:

Б.шватский В. Д. История античной расписной керами-М., 1953.

АНДОКИД (АпскМйез), известный мастер кера-;:ки последней трети VI в. до н. э.; работая

качестве гончара, изготавливал сосуды, которые -списывал художник, названный позднее его

:с-нем. Некоторые исследователи приписывают ■- -вазописцу введение в обиход краснофигурной


росписи, которая выполнялась на черном фоне и составила в греческой вазописи направление, ха­рактерное для мастеров классической эпохи. На амфорах А. изображены не только мифологичес­кие, но нередко и чисто бытовые сцены доволь­но необычной тематики (например, изображение женской бани). А. иногда работал совместно с масте­ром Лисиппом, который выполнял на обратной стороне сосуда роспись черными фигурами на красном фоне.

Композиция и исполнение отдельных фигур ма­стером А. носят следы ионического влияния. Среди сохранившихся ваз — чернофигурные (амфора «Геракл и Цербер»), краснофигурные (амфора с кифаредом), а также исполненные в обеих тех­никах (амфора «Пирующий Геракл»).

АНТАБЛЕМЕНТ (франц. еп!аЫетеп1, от гаЫе — стол, доска), верхняя часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, — важная составляющая классического архитектурного ордера. В А. входят архитектурные элементы балочного перекрытия, т. е. та его часть, где стена или колоннада соединя­ется с крышей. А. делится на три основных элемен­та: архитрав, фриз и карниз. В дорийском ордере





(см. Ордера греческие) фриз, состоящий из метоп и триглифов, лежит на цельной горизонтальной бал­ке-архитраве (эпистиль). В аттико-ионическом ор­дере фриз лежит на архитраве, состоящем из трех частей; в малоазийско-ионическом на архитраве расположены зубчики (дентикулы); в ионико-атти-ческом — фриз и зубчики. Между элементами ионического А. в большинстве случаев размещены декоративные детали (ионический киматий и аст­рагалы). Верхним ярусом А. является горизонталь­ный карниз (гейсон).

В эллинистической и римской архитектуре для А. характерно дополнительное декоративное обо­гащение с присоединением и смешением множества новых элементов отделки (консольный карниз, со­фиты). В архитектуре античности встречается не­полный А., без фриза.

А. возник на основе художественного осмысления деревянного балочного перекрытия и в своих фор­мах и элементах отражает его структуру.

АНТЕФИКСЫ (лат. аШейхит — впереди при­крепленные), первоначально — плиты из обо­жженной глины, вертикально прикреплявшиеся

к спуску кровли для предохранения ее деревянных краев. Позднее — архитектурные украшения из мрамора или терракоты в виде пальметты или щита с рельефом по краям кровли, вдоль про­дольной стены античных храмов.

АПОЛЛОДОР, 1) А. из Афин, мастер греческой монументальной живописи второй половины V в. до н. а Первым из художников древности изучил эффект светотени и применил его в своем искус­стве. А. ввел в живопись также начала простран­ственной перспективы. Тем самым А. явился осново­положником собственно живописи (т. н. светотеневой


живописи), которая достигла расцвета в IV в. Рабо­ты А. до наших дней не сохранились. 2) См Аполло-дор из Дамаска.

АПОЛЛОДОР из Дамаска (Аро11ос1огоз), великий древнеримский архитектор и инженер первой по­ловины II в. н. э. Построил по единому плану гран­диозный ансамбль форума Траяна в Риме — наи­более целостный и развитый пример этого типа монументальных сооружений. Вход на форум был оформлен в виде триумфальной арки, за нею располагался обширный перистиль, который в глу­бине замыкался базиликой Ульпия. Далее следова­ла небольшая площадь округлой формы со здания­ми двух библиотек и знаменитой колонной Траяна между ними.

Позже, при императоре Адриане, в глубине пло­щади был построен храм в честь Траяна. К ансамблю форума примыкает полукруглое здание рынка (что было общепринятым в римском градостроитель­стве), т. н. рынок Траяна.

А. приписывается создание арок Траяна в Анконе (Италия, ок. 115 г. н. э.) и Беневенте (Италия). К числу утраченных творений А. относятся: мост через Дунай близ г. Дробета (Румыния), одеон, цирк и термы Траяна в Риме (см. илл. Город римс­кий). А. был официальным архитектором и инжене­ром императора Траяна.

Он был также автором двух трактатов о постро­енном им грандиозном деревянном мосте через Ду­най и об осадных машинах. Историк Дион Кассий сообщает, что, когда Адриан, сам образованный архитектор, послал план спроектированного им храма Венеры и Ромы А., тот ответил, что заду­манные венценосным зодчим статуи велики по от­ношению к нишам, в которых должны помещаться. За дерзкую критику А. был казнен.

Литература:

Всеобщая история архитектуры: В 5 т. М., 1948. Т. 2. Кн. 2.

АППИЕВА ДОРОГА (лат. У1а Арр1а), знамени­тый памятник древнеримской инженерно-архитек­турной мысли; первая римская мощеная дорога протяженностью ок. 350 км, действующая до сих пор. Была проложена со стратегической целью при цензоре Аппии Клавдии (312 г. до н. э.), что и обус­ловило ее название.

Соединяла Рим и Капую, позже (в 224 г. до н. э.) была доведена до Брундизия. А. д. была выложена из квадратных камней, по ней могли свободно, не сталкиваясь, проехать две повозки. Вдоль А. д. близ Рима сохранились памятники древнего некрополя языческого времени и раннехристианской эпохи.



Старая Аппиева дорога близ Рима. IV в. до н. э.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: