ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
АНТИЧНОСТЬ
Серебряная амфора из Чертомлыкского кургана близ Никополя. IV в. до н. э.
Вазописец Андокид. Краснофигурная амфора. VI в. до н. э.
тись, их днище имело специальную широкую подставку. Разновидностью А. является гидрия — со-:уд для воды, по форме подобный А, но для удоб-тва имеющий три ручки.
В художественном отношении наиболее интересны древнегреческие А. периода архаики и классики, со-ланные мастерами Эксекием, Амасисом, Андокидом, Глурисом, Полигнотом I и др.
Наряду с овальными панафинейскими А. были: 'Пулярны тонкопрофильные ноланские, а также "лее высокие и грубые узкие А., использовавшиеся как тара для перевозки продуктов. А. служили также мерными сосудами. Объем А., применяв-лейся римлянами для измерения жидкостей, ставлял 26 литров.
Литература:
Б.шватский В. Д. История античной расписной керами-М., 1953.
АНДОКИД (АпскМйез), известный мастер кера-;:ки последней трети VI в. до н. э.; работая
качестве гончара, изготавливал сосуды, которые -списывал художник, названный позднее его
|
|
:с-нем. Некоторые исследователи приписывают ■- -вазописцу введение в обиход краснофигурной
росписи, которая выполнялась на черном фоне и составила в греческой вазописи направление, характерное для мастеров классической эпохи. На амфорах А. изображены не только мифологические, но нередко и чисто бытовые сцены довольно необычной тематики (например, изображение женской бани). А. иногда работал совместно с мастером Лисиппом, который выполнял на обратной стороне сосуда роспись черными фигурами на красном фоне.
Композиция и исполнение отдельных фигур мастером А. носят следы ионического влияния. Среди сохранившихся ваз — чернофигурные (амфора «Геракл и Цербер»), краснофигурные (амфора с кифаредом), а также исполненные в обеих техниках (амфора «Пирующий Геракл»).
АНТАБЛЕМЕНТ (франц. еп!аЫетеп1, от гаЫе — стол, доска), верхняя часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, — важная составляющая классического архитектурного ордера. В А. входят архитектурные элементы балочного перекрытия, т. е. та его часть, где стена или колоннада соединяется с крышей. А. делится на три основных элемента: архитрав, фриз и карниз. В дорийском ордере
(см. Ордера греческие) фриз, состоящий из метоп и триглифов, лежит на цельной горизонтальной балке-архитраве (эпистиль). В аттико-ионическом ордере фриз лежит на архитраве, состоящем из трех частей; в малоазийско-ионическом на архитраве расположены зубчики (дентикулы); в ионико-атти-ческом — фриз и зубчики. Между элементами ионического А. в большинстве случаев размещены декоративные детали (ионический киматий и астрагалы). Верхним ярусом А. является горизонтальный карниз (гейсон).
|
|
В эллинистической и римской архитектуре для А. характерно дополнительное декоративное обогащение с присоединением и смешением множества новых элементов отделки (консольный карниз, софиты). В архитектуре античности встречается неполный А., без фриза.
А. возник на основе художественного осмысления деревянного балочного перекрытия и в своих формах и элементах отражает его структуру.
АНТЕФИКСЫ (лат. аШейхит — впереди прикрепленные), первоначально — плиты из обожженной глины, вертикально прикреплявшиеся
к спуску кровли для предохранения ее деревянных краев. Позднее — архитектурные украшения из мрамора или терракоты в виде пальметты или щита с рельефом по краям кровли, вдоль продольной стены античных храмов.
АПОЛЛОДОР, 1) А. из Афин, мастер греческой монументальной живописи второй половины V в. до н. а Первым из художников древности изучил эффект светотени и применил его в своем искусстве. А. ввел в живопись также начала пространственной перспективы. Тем самым А. явился основоположником собственно живописи (т. н. светотеневой
живописи), которая достигла расцвета в IV в. Работы А. до наших дней не сохранились. 2) См Аполло-дор из Дамаска.
АПОЛЛОДОР из Дамаска (Аро11ос1огоз), великий древнеримский архитектор и инженер первой половины II в. н. э. Построил по единому плану грандиозный ансамбль форума Траяна в Риме — наиболее целостный и развитый пример этого типа монументальных сооружений. Вход на форум был оформлен в виде триумфальной арки, за нею располагался обширный перистиль, который в глубине замыкался базиликой Ульпия. Далее следовала небольшая площадь округлой формы со зданиями двух библиотек и знаменитой колонной Траяна между ними.
Позже, при императоре Адриане, в глубине площади был построен храм в честь Траяна. К ансамблю форума примыкает полукруглое здание рынка (что было общепринятым в римском градостроительстве), т. н. рынок Траяна.
А. приписывается создание арок Траяна в Анконе (Италия, ок. 115 г. н. э.) и Беневенте (Италия). К числу утраченных творений А. относятся: мост через Дунай близ г. Дробета (Румыния), одеон, цирк и термы Траяна в Риме (см. илл. Город римский). А. был официальным архитектором и инженером императора Траяна.
Он был также автором двух трактатов о построенном им грандиозном деревянном мосте через Дунай и об осадных машинах. Историк Дион Кассий сообщает, что, когда Адриан, сам образованный архитектор, послал план спроектированного им храма Венеры и Ромы А., тот ответил, что задуманные венценосным зодчим статуи велики по отношению к нишам, в которых должны помещаться. За дерзкую критику А. был казнен.
Литература:
Всеобщая история архитектуры: В 5 т. М., 1948. Т. 2. Кн. 2.
АППИЕВА ДОРОГА (лат. У1а Арр1а), знаменитый памятник древнеримской инженерно-архитектурной мысли; первая римская мощеная дорога протяженностью ок. 350 км, действующая до сих пор. Была проложена со стратегической целью при цензоре Аппии Клавдии (312 г. до н. э.), что и обусловило ее название.
Соединяла Рим и Капую, позже (в 224 г. до н. э.) была доведена до Брундизия. А. д. была выложена из квадратных камней, по ней могли свободно, не сталкиваясь, проехать две повозки. Вдоль А. д. близ Рима сохранились памятники древнего некрополя языческого времени и раннехристианской эпохи.
Старая Аппиева дорога близ Рима. IV в. до н. э.