ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Архаики искусство
АНТИЧНОСТЬ
АРХАИКИ ИСКУССТВО, ранний этап в развитии древнегреческой художественной культуры VII-VI вв. до н. э. Получил свое название от греческого слова «архайос», что значит «древний». Важнейшие исторические вехи в жизни Греции данного периода — глубокая перестройка социальной структуры (противостояние демоса и аристократии, завоевание новых колоний, расцвет морской
Лев. Скульптура т. н. Львиной террасы на острове Делос. Ок. 620 г. до н. э.
Деталь восточного фронтона первого Гекатомпедона на афинском Акрополе. Ок. 570 г. до н. э.
торговли, необычайно интенсивный контакт с культурами других народов). В конце VI в. до н. э. система единоличного правления в отдельных городах-государствах уступила место своеобразной рабовладельческой демократии и уникальному полисному строю, который обеспечивал права всем свободным гражданам города-государства. Особенного подъема достигает в эту эпоху духовная культура, в особенности естественные и гуманитарные науки (математика, медицина, астрономия, история, география), философия (мыслители и писатели Милетской школы), искусство.
|
|
Рост и процветание полисов предопределили развитие монументального зодчества. Эпоха архаического искусства — время становления основных монументальных архитектурных и изобразительных форм, выработки принципов дорического и ионического архитектурных ордеров. Основным полем применения новых методов и знаний становится храмовое строительство. Первые греческие храмы появились уже в гомеровский период, однако от построек этого времени, возведенных из дерева и сырцового кирпича, почти ничего не сохранилось. С VII в. до н. а для постройки храмов стали использовать камень. Здание храма, в котором находилась статуя бога, покровителя полиса, было одновременно административным и культурным центром. Здесь хранилась городская казна; рядом на площади проходили народные собрания и религиозные церемонии. При выборе места для постройки греческие зодчие учитывали особенности окружающего ландшафта. Храм стал основным типом общественного здания в А. и. Именно в процессе выработки его концепции сложилась цельная и художественно осмысленная система соотношений между пропорциями архитектурных элементов постройки и его декоративным решением. Храмы строили из тесаных плит известняка или мрамора без связующего раствора. Из отдельных круглых блоков возводились колонны; блоки скреплялись бронзовыми или деревянными стержнями. После этого колонну полировали и наносили каннелюры. Декоративное богатство и нарядный вид храмов усиливались тем, что каменные конструкции раскрашивались: триглифы (прямоугольные рельефы на фризе верхней части здания) обычно были окрашены синим, метопы (квадратные плиты на том же фризе) — красным. Синий фон наносился на фронтоны здания; как правило, цветную тонировку имели и детали скульптур, украшавших храм. Образцом храмовой постройки в А. и. является храм Аполлона в Коринфе (вторая половина VI в. до н. а). По архитектурному типу он представляет собой дорический периптер с шестью колоннами на фасаде и пятнадцатью — на продольных сторонах. В древности его
|
|
Мосхофор. Ок. 570 г. до н. э. |
Храм Аполлона в Коринфе. Ок. 540 г. до н. э.
колонны и антаблемент были раскрашены. Колонны, сильно суженные в верхней части, далеко выступающие капители, которые словно подчеркивают тяжесть лежащего на них каменного архитрава, — все производит впечатление суровой мощи.
Эпоха архаики — время, когда формируются и основные типы монументальной скульптуры. Считается, что их предшественники — т. н. ксоаны, массивные и высокие деревянные изображения богов гомеровского времени. Однако они не дошли до наших дней, и древнейшие скульптурные памятники А. и. относятся к первой трети VII в. до н. э. Античное предание именует греческих ваятелей
этой эпохи «дедалидами», указывая на то, что все они — ученики легендарного ученого, зодчего и ваятеля Дедала, жившего на Крите и в Афинах. В самом деле, влияние искусства критян в греческой архаике налицо. Немногочисленные памятники их носят культовый характер и сохраняют условный дух искусства геометрического типа. Это лишенное динамики, подчеркнуто фронтальное понимание фигуры свойственно и греческой скульптуре эпохи А. и. Некоторые исследователи связывают геометризованный, статичный стиль архаической скульптуры с воздействием геометрии Евклида. Знаменитыми в своей загадочности образцами А. и. стали статуи обнаженного юноши-атлета (курос) и фигуры девушки в ниспадающих одеждах (кора). Образ куроса привлекал мастеров Пелопоннеса и Киклад; изображения коры чаще встречались у скульпторов Аттики и малоазийских городов Ионии. Оба типа статуи сохраняют величественную неподвижность; оба имеют культовый смысл, поскольку курос представлял собой божественное воплощение физического совершенства эллина, кора же являлась изображением жрицы Афины.
Монументальная пластика развивается в А. и. чрезвычайно широко. Многочисленные статуи богов и героев воздвигали не только в храмах и святилищах, но и на городских площадях. Скульптуры становились памятниками побед в спортивных состязаниях, а также мемориальными произведениями в греческих некрополях. Повсеместно практиковалось посвятительное изготовление статуй. Основными материалами служили камень (чаще всего известняк), терракота, обожженная глина, дерево. Большинство скульптур из этих материалов ярко раскрашивались. Во второй половине VI в. до н. э. в городах Эллады появляются первые литые фигуры из бронзы. В первой половине VI в. до н. э. все чаще создаются статуи из мрамора.
Искусство архаического периода тесно связано в своем становлении с жизнью исторических областей и отдельных полисов. Особенно выделяются в VI в. до н. э. творения аттических мастеров. В это время Афины вступили в пору своего расцвета, чему немало способствовало активное строительство и украшение города по указу тирана Писист-рата (время правления 590-560 гг. до н. э.). Став центром греческой культуры, Афины привлекали выдающихся художников, поэтов, философов и зодчих со всей Греции. Культурная жизнь города подчинялась неизменному ритму последовательно сменяющих друг друга празднеств и обрядовых акций, в их числе Большие и Малые дионисии, в ходе которых выкристаллизовывались принципы греческого театра; Панафинейские игры, состязания поэтов. На вершине Афинского холма был воз-
|
|