Архаики искусство

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

Архаики искусство


АНТИЧНОСТЬ



АРХАИКИ ИСКУССТВО, ранний этап в разви­тии древнегреческой художественной культуры VII-VI вв. до н. э. Получил свое название от гречес­кого слова «архайос», что значит «древний». Важ­нейшие исторические вехи в жизни Греции данно­го периода — глубокая перестройка социальной структуры (противостояние демоса и аристокра­тии, завоевание новых колоний, расцвет морской

Лев. Скульптура т. н. Львиной террасы на острове Делос. Ок. 620 г. до н. э.

Деталь восточного фронтона первого Гекатомпедона на афинском Акрополе. Ок. 570 г. до н. э.


торговли, необычайно интенсивный контакт с куль­турами других народов). В конце VI в. до н. э. сис­тема единоличного правления в отдельных горо­дах-государствах уступила место своеобразной рабовладельческой демократии и уникальному по­лисному строю, который обеспечивал права всем свободным гражданам города-государства. Особен­ного подъема достигает в эту эпоху духовная куль­тура, в особенности естественные и гуманитарные науки (математика, медицина, астрономия, история, география), философия (мыслители и писатели Ми­летской школы), искусство.

Рост и процветание полисов предопределили разви­тие монументального зодчества. Эпоха архаического искусства — время становления основных монумен­тальных архитектурных и изобразительных форм, выработки принципов дорического и ионического архитектурных ордеров. Основным полем примене­ния новых методов и знаний становится храмовое строительство. Первые греческие храмы появи­лись уже в гомеровский период, однако от пост­роек этого времени, возведенных из дерева и сырцового кирпича, почти ничего не сохранилось. С VII в. до н. а для постройки храмов стали исполь­зовать камень. Здание храма, в котором находилась статуя бога, покровителя полиса, было одновре­менно административным и культурным центром. Здесь хранилась городская казна; рядом на площади проходили народные собрания и религиозные цере­монии. При выборе места для постройки греческие зодчие учитывали особенности окружающего ланд­шафта. Храм стал основным типом общественного здания в А. и. Именно в процессе выработки его концепции сложилась цельная и художественно осмысленная система соотношений между пропор­циями архитектурных элементов постройки и его декоративным решением. Храмы строили из теса­ных плит известняка или мрамора без связующего раствора. Из отдельных круглых блоков возводи­лись колонны; блоки скреплялись бронзовыми или деревянными стержнями. После этого колонну по­лировали и наносили каннелюры. Декоративное бо­гатство и нарядный вид храмов усиливались тем, что каменные конструкции раскрашивались: триг­лифы (прямоугольные рельефы на фризе верхней части здания) обычно были окрашены синим, мето­пы (квадратные плиты на том же фризе) — крас­ным. Синий фон наносился на фронтоны здания; как правило, цветную тонировку имели и детали скульптур, украшавших храм. Образцом храмовой постройки в А. и. является храм Аполлона в Коринфе (вторая половина VI в. до н. а). По архи­тектурному типу он представляет собой дорический периптер с шестью колоннами на фасаде и пятнад­цатью — на продольных сторонах. В древности его






 
 

Мосхофор. Ок. 570 г. до н. э.

Храм Аполлона в Коринфе. Ок. 540 г. до н. э.

колонны и антаблемент были раскрашены. Колонны, сильно суженные в верхней части, далеко высту­пающие капители, которые словно подчеркивают тяжесть лежащего на них каменного архитрава, — все производит впечатление суровой мощи.

Эпоха архаики — время, когда формируются и основные типы монументальной скульптуры. Счи­тается, что их предшественники — т. н. ксоаны, массивные и высокие деревянные изображения богов гомеровского времени. Однако они не дошли до наших дней, и древнейшие скульптурные па­мятники А. и. относятся к первой трети VII в. до н. э. Античное предание именует греческих ваятелей


этой эпохи «дедалидами», указывая на то, что все они — ученики легендарного ученого, зодчего и ваятеля Дедала, жившего на Крите и в Афинах. В самом деле, влияние искусства критян в гречес­кой архаике налицо. Немногочисленные памятники их носят культовый характер и сохраняют услов­ный дух искусства геометрического типа. Это ли­шенное динамики, подчеркнуто фронтальное пони­мание фигуры свойственно и греческой скульптуре эпохи А. и. Некоторые исследователи связывают геометризованный, статичный стиль архаической скульптуры с воздействием геометрии Евклида. Знаменитыми в своей загадочности образцами А. и. стали статуи обнаженного юноши-атлета (курос) и фигуры девушки в ниспадающих одеждах (кора). Образ куроса привлекал мастеров Пелопоннеса и Киклад; изображения коры чаще встречались у скульпторов Аттики и малоазийских городов Ионии. Оба типа статуи сохраняют величественную неподвижность; оба имеют культовый смысл, по­скольку курос представлял собой божественное воплощение физического совершенства эллина, кора же являлась изображением жрицы Афины.

Монументальная пластика развивается в А. и. чрезвычайно широко. Многочисленные статуи бо­гов и героев воздвигали не только в храмах и свя­тилищах, но и на городских площадях. Скульптуры становились памятниками побед в спортивных со­стязаниях, а также мемориальными произведения­ми в греческих некрополях. Повсеместно практико­валось посвятительное изготовление статуй. Основными материалами служили камень (чаще всего известняк), терракота, обожженная глина, дерево. Большинство скульптур из этих материа­лов ярко раскрашивались. Во второй половине VI в. до н. э. в городах Эллады появляются первые ли­тые фигуры из бронзы. В первой половине VI в. до н. э. все чаще создаются статуи из мрамора.

Искусство архаического периода тесно связано в своем становлении с жизнью исторических облас­тей и отдельных полисов. Особенно выделяются в VI в. до н. э. творения аттических мастеров. В это время Афины вступили в пору своего расцвета, чему немало способствовало активное строитель­ство и украшение города по указу тирана Писист-рата (время правления 590-560 гг. до н. э.). Став центром греческой культуры, Афины привлекали выдающихся художников, поэтов, философов и зодчих со всей Греции. Культурная жизнь города подчинялась неизменному ритму последовательно сменяющих друг друга празднеств и обрядовых ак­ций, в их числе Большие и Малые дионисии, в ходе которых выкристаллизовывались принципы греческого театра; Панафинейские игры, состяза­ния поэтов. На вершине Афинского холма был воз-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: