Античность. Голова коры. Деталь статуи с афинского Акрополя. VI В. До Н. Э

Архаики искусство




Голова коры. Деталь статуи с афинского Акрополя. VI в. до н. э.

зеден Акрополь. Среди его первых сооружений — древнейший храм Афины (Гекатомпедон), от кото-рого сохранились цветные скульптуры фронтонов:: остатки фундамента. Рядом с храмами на Акропо­ле находились различные посвятительные мону­менты, к числу которых принадлежит и мраморная татуя человека, несущего теленка («Мосхофор»), — широко известный и очень характерный образец ранней аттической скульптуры. Она изображает да­рителя с жертвенным животным на плечах. Живое щущение пластики тела и одежды соединяется десь с архаической условностью; волосы и борода выполнены, как и у куросов, в виде орнаменталь­ного узора. Частично сохранились следы раскраски: еленок был синим, глаза Мосхофора — красными,

борода — зеленой. Спустя долгие века образ Мос­хофора был осмыслен раннехристианскими худож­никами как добрый пастырь — одно из символичес-:их воплощений Христа. Скульптура периода рхаики, сохраняя черты условности, намечает:уть к изображению гармонически совершенного человека классического искусства.

О не сохранившемся до наших дней искусстве:онументальной росписи можно судить по рисун-:-:ам на вазах. Воспринимая достижения многих -:ультур, эллинские художники творчески переос­мысливали их. Это касается на редкость многооб-азной тематики росписей — от традиционных ми-оологических сюжетов и эпизодов гомеровского ■лоса до бытовых сцен или стилизованных подра-


жании декоративным мотивам египетского и ази­атского искусства. Так, в орнаменте широко ис­пользовались изображения пальмовых листьев, цветов и бутонов лотоса, что было обычным для искусства Египта. По сравнению с геометрической керамикой VIII в. до н. э. в росписях архаической эпохи орнаменту уделяется меньшее место. Роспи­си на вазах VII в. до н. э. исполнены темно-коричне­вым лаком по светлой глине, с тонким контурным рисунком и деталями, написанными белой краской или процарапанными.

Один из наиболее декоративно богатых стилей вазописи А. и. носит название «ковровый», или «ориентализирующий», т. е. подражающий искус­ству Востока. В изделиях этого типа фризы с изоб­ражением зверей располагались горизонтально по округлой поверхности сосуда, а свободное простран­ство между фигурами заполнялось орнаментальны­ми мотивами.

В развитии коврового стиля значительную роль сыграли острова Родос, Самос, Хиос, малоазийс-кие города Милет и Коринф, один из крупнейших центров Северного Пелопоннеса. В конце VII в. до н. э. сначала в Коринфе, а затем и в других гречес­ких городах ковровый стиль уступил лидерство чернофигурному, достигшему расцвета в середине и третьей четверти VI в. до н. а (см. Вазопись). Крупнейшим мастером этого стиля был Эксекий, чье творчество относится к третьей четверти VI в. до н. э. С творчеством Эксекия в греческое искусст­во вошла традиция изображения на чернофигурных вазах битв и быта гомеровских героев. Чернофигур-ная техника отличалась утонченной декоративнос­тью, однако плоскостный характер рисунка ограни­чивал возможности передачи движений. Ок. 530 г. до н. э. афинские вазописцы создают краснофигур-ную роспись, в которой фигуры сохраняли светлый цвет керамики, а свободные участки покрывались черным лаком. Детали фигур прорабатывались тон­кой кистью, затем сосуд подвергался обжигу.

На краснофигурных вазах мифологические обра­зы в значительной мере уступают место жанро­вым и бытовым сценкам. Прославленными мастера­ми краснофигурной техники были Евфимид и Евфроний, работавшие ок. 520-500 г. до н. э. К числу известных художников относятся также мастер Брига (см. Бриг), мастер Панайтия, т. н. Берлинс­кий художник и др.

Сравнивая росписи ваз разных стилей А. и. с со­временной им скульптурой, можно сделать вывод, что достижения живописцев были более много­гранными и перспективными, нежели у современ­ных им ваятелей. Тем не менее искусство архаики сохраняет целостность, присущую древним куль-






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: