Помпейский стиль
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

которые четкими силуэтами выступают на алом фоне стены. Особенно выразительна сцена с крылатой богиней, взмахнувшей хлыстом над склонившейся девушкой. В той же группе выделяется фигура танцующей молодой вакханки в развевающемся золотистом покрывале.
В колорите фрески проявился тонкий вкус декоратора: желтые и зеленые тона органично сочетаются с пурпурными, сиреневыми и черно-лиловыми. Композиция фрески построена не столько на соотношении объемов в пространстве, сколько на взаимодействии выразительных силуэтов на плоскости. Подобный подход к живописи, когда пространственные элементы оказываются в зависимости от плоскости стены, — примечательная веха в развитии античных росписей. Такой же тип живописного решения применен в «Альдобрандинской свадьбе» — фреске в доме Ливии на Палатине в Риме; в росписях виллы Боскореале и многих помпейских домов.
Отличительной чертой второго стиля являются изображения садовых и городских ландшафтов, сочетающихся с несколько гротескно написанными фигурами, выполненными в свободной, эскизной манере. В большинстве случаев в такой пейзаж входят и изображения архитектурных построек. Продуманной красотой композиции отличается натюрморт, написанный на стене дома в Геркулануме. Искусно изображенные блики на вазе передают тонкость и прозрачность стекла. Фреска написана свободными, широкими мазками и отличается светлым и гармоничным колоритом. Росписи второго стиля — свидетельство блестящего расцвета декоративного искусства Рима.
Третий П. с. полностью соответствует официозно-парадному и несколько холодному искусству периода правления Августа. Росписи подчеркивают плоскость стены, украшенной лишь тончайшими, изящными орнаментальными мотивами. Среди них преобладают очень тонкие и нарядные колонны, напоминающие металлические канделябры, почему третий стиль называют иногда не только орнаментальным, но также и канделябрным. Иногда в обрамлении этой изысканной архитектурной декорации в центре стены размещались небольшие композиции мифологического содержания. Лучшие образцы росписей третьего стиля сохранились в Доме столетней годовщины (Доме юбилея) и в Доме Лукреция Фронтина. К этому времени в состав Римской империи был включен Египет, и интерес к его искусству нашел отражение в том, что орнаменты третьего П. с. нередко содержат египетские орнаментальные мотивы. Помимо мифологических картин, в композицию орнаментов также вводились натюрморты, пейзажные или бытовые сцены. Для этого стиля характерны написанные на светлом фоне гирлянды из цветов и листьев. Третий стиль помпейской росписи, давший блестящие решения декорации стен, был предметом подражания в европейском искусстве XVIII и начала XIX в. (в частности, в орнаментах стиля ампир наполеоновской эпохи).
Росписи четвертого стиля, относящиеся ко второй половине I в., свидетельствуют об очередных изменениях в эстетике римских росписей. Орнаментальная часть фресок приобретает характер фантастических архитектурных композиций. Сюжетные картины, расположенные на центральных частях стен, имеют ярко динамический характер и написаны с учетом пространственной перспективы. Темами росписей по-прежнему остаются мифологические эпизоды. Множество неравномерно освещенных фигур изображены в стремительном движении, парении, танце, что усиливает впечатление пространственности. Особенно высоким мастерством
АНТИЧНОСТЬ



отличаются росписи Дома Веттиев в Помпеях, в частности фризы с изображением амуров, написанных на сочно-красном фоне. По времени и характеру исполнения близки росписям четвертого П. с. живописные панели Зала морских чудовищ и некоторые другие фрески из Стабий..
Развитие и смена стилей помпейской росписи свидетельствуют о быстром овладении римскими живописцами законами и приемами передачи пространственной и световой перспективы, естественной быстроты движения. В истории помпейских стилей заметно последовательное чередование то чистой орнаментальности, то фигурных композиций. Вместе с тем исключительное богатство фантазии помпейских мастеров, строгое соотнесение росписей с архитектурой интерьера и изысканная игра плоскостной и рельефной манер изображения объединяют четыре П. с. подчинением общему — декоративному — принципу.
Литература:
Чубова А. П., Иванова А. П. Античная живопись. М., 1966.
ПОРТИК (греч. 8Т.оа — галерея с колоннами), выступающая вперед часть здания, открытая с одной или трех сторон и образуемая колоннами, столба-

ми или арками, несущими перекрытие. Чаще всего П. оформляет главный вход и завершается фронтоном или аттиком. П., игравшие важную роль в греческой, а особенно в римской архитектуре, были известны с периода греческой архаики. Нередко сооружались отдельно стоящие П. Распространенной разновидностью П. является стоя (стоа), имевшая вид длинной галереи с одним или двумя рядами колонн и со стеной по одной из длинных сторон. Стоя нередко украшалась живописью и скульптурой.
Благодаря полуоткрытому пространственному комплексу П. защищал от солнца и одновременно освещался проникающими в него солнечными лучами. Он мог иметь продольную форму (Эвменова галерея в Афинах, гимнасий в Пергаме), быть полукруглым (верхнее обрамление последних рядов в греческих театрах), состоять из двух частей (П. форумов Августа и Траяна в Риме) или из трех (Пер-гамский алтарь, булевтерий в Милете). Встречался П. из четырех частей, завершавший композицию внутреннего двора (перистиль, окруженный колоннадой, в домах, на виллах, во дворцах). Начиная с эпохи Ренессанса до XIX в. использовался во внутреннем и внешнем решении построек.
|
| Пракситель. Голова Афродиты. Античная реплика Афродиты Книдской. Середина IV в. до н э |
ПРАКСИТЕЛЬ (Ргах11;е1ез), сын и ученик ваятеля Кефисодота Старшего, выдающийся древнегреческий скульптор. П. — представитель поздней классики, завершающего этапа полисной культуры Греции. Работал преимущественно в Афинах. Произведения П., выполненные главным образом






