Пракситель

Помпейский стиль

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




которые четкими силуэтами выступают на алом фоне стены. Особенно выразительна сцена с кры­латой богиней, взмахнувшей хлыстом над склонив­шейся девушкой. В той же группе выделяется фигу­ра танцующей молодой вакханки в развевающемся золотистом покрывале.

В колорите фрески проявился тонкий вкус деко­ратора: желтые и зеленые тона органично сочета­ются с пурпурными, сиреневыми и черно-лиловы­ми. Композиция фрески построена не столько на соотношении объемов в пространстве, сколько на взаимодействии выразительных силуэтов на плос­кости. Подобный подход к живописи, когда про­странственные элементы оказываются в зависимо­сти от плоскости стены, — примечательная веха в развитии античных росписей. Такой же тип жи­вописного решения применен в «Альдобрандинской свадьбе» — фреске в доме Ливии на Палатине в Риме; в росписях виллы Боскореале и многих помпейских домов.


Отличительной чертой второго стиля являются изображения садовых и городских ландшафтов, со­четающихся с несколько гротескно написанными фигурами, выполненными в свободной, эскизной манере. В большинстве случаев в такой пейзаж вхо­дят и изображения архитектурных построек. Про­думанной красотой композиции отличается натюр­морт, написанный на стене дома в Геркулануме. Искусно изображенные блики на вазе передают тонкость и прозрачность стекла. Фреска написана свободными, широкими мазками и отличается светлым и гармоничным колоритом. Росписи второ­го стиля — свидетельство блестящего расцвета декоративного искусства Рима.

Третий П. с. полностью соответствует официозно-парадному и несколько холодному искусству пери­ода правления Августа. Росписи подчеркивают плоскость стены, украшенной лишь тончайшими, изящными орнаментальными мотивами. Среди них преобладают очень тонкие и нарядные колонны, напоминающие металлические канделябры, поче­му третий стиль называют иногда не только орна­ментальным, но также и канделябрным. Иногда в обрамлении этой изысканной архитектурной де­корации в центре стены размещались небольшие композиции мифологического содержания. Лучшие образцы росписей третьего стиля сохранились в Доме столетней годовщины (Доме юбилея) и в Доме Лукреция Фронтина. К этому времени в со­став Римской империи был включен Египет, и ин­терес к его искусству нашел отражение в том, что орнаменты третьего П. с. нередко содержат египет­ские орнаментальные мотивы. Помимо мифологи­ческих картин, в композицию орнаментов также вводились натюрморты, пейзажные или бытовые сцены. Для этого стиля характерны написанные на светлом фоне гирлянды из цветов и листьев. Тре­тий стиль помпейской росписи, давший блестящие решения декорации стен, был предметом подража­ния в европейском искусстве XVIII и начала XIX в. (в частности, в орнаментах стиля ампир наполео­новской эпохи).

Росписи четвертого стиля, относящиеся ко вто­рой половине I в., свидетельствуют об очередных изменениях в эстетике римских росписей. Орна­ментальная часть фресок приобретает характер фантастических архитектурных композиций. Сю­жетные картины, расположенные на центральных частях стен, имеют ярко динамический характер и написаны с учетом пространственной перспективы. Темами росписей по-прежнему остаются мифологи­ческие эпизоды. Множество неравномерно освещен­ных фигур изображены в стремительном движе­нии, парении, танце, что усиливает впечатление пространственности. Особенно высоким мастерством




АНТИЧНОСТЬ



отличаются росписи Дома Веттиев в Помпеях, в частности фризы с изображением амуров, напи­санных на сочно-красном фоне. По времени и ха­рактеру исполнения близки росписям четвертого П. с. живописные панели Зала морских чудовищ и некоторые другие фрески из Стабий..

Развитие и смена стилей помпейской росписи свидетельствуют о быстром овладении римскими живописцами законами и приемами передачи про­странственной и световой перспективы, естествен­ной быстроты движения. В истории помпейских стилей заметно последовательное чередование то чистой орнаментальности, то фигурных компози­ций. Вместе с тем исключительное богатство фан­тазии помпейских мастеров, строгое соотнесение росписей с архитектурой интерьера и изысканная игра плоскостной и рельефной манер изображения объединяют четыре П. с. подчинением общему — декоративному — принципу.

Литература:

Чубова А. П., Иванова А. П. Античная живопись. М., 1966.

ПОРТИК (греч. 8Т.оа — галерея с колоннами), вы­ступающая вперед часть здания, открытая с одной или трех сторон и образуемая колоннами, столба-


ми или арками, несущими перекрытие. Чаще все­го П. оформляет главный вход и завершается фрон­тоном или аттиком. П., игравшие важную роль в греческой, а особенно в римской архитектуре, были известны с периода греческой архаики. Не­редко сооружались отдельно стоящие П. Распрос­траненной разновидностью П. является стоя (стоа), имевшая вид длинной галереи с одним или двумя рядами колонн и со стеной по одной из длинных сторон. Стоя нередко украшалась живописью и скульптурой.

Благодаря полуоткрытому пространственному комплексу П. защищал от солнца и одновременно освещался проникающими в него солнечными лу­чами. Он мог иметь продольную форму (Эвменова галерея в Афинах, гимнасий в Пергаме), быть по­лукруглым (верхнее обрамление последних рядов в греческих театрах), состоять из двух частей (П. фо­румов Августа и Траяна в Риме) или из трех (Пер-гамский алтарь, булевтерий в Милете). Встречался П. из четырех частей, завершавший композицию внутреннего двора (перистиль, окруженный ко­лоннадой, в домах, на виллах, во дворцах). Начи­ная с эпохи Ренессанса до XIX в. использовался во внутреннем и внешнем решении построек.


Пракситель. Голова Афродиты. Античная реплика Афродиты Книдской. Середина IV в. до н э

ПРАКСИТЕЛЬ (Ргах11;е1ез), сын и ученик ваяте­ля Кефисодота Старшего, выдающийся древнегре­ческий скульптор. П. — представитель поздней классики, завершающего этапа полисной культу­ры Греции. Работал преимущественно в Афинах. Произведения П., выполненные главным образом






double arrow
Сейчас читают про: