Тит. 70-е гг. н. э.
Римский скульптурный портрет
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
После разгрома Карфагена римлянами пунийс-кий стиль мемориальной архитектуры долгое время сохранялся в соседних областях, в частности у берберов. К данному типу принадлежит мавзолей близ селения Круб (II в. до н. э.) и знаменитая гробница христианки, построенная близ Цезареи. Последний памятник особенно органично воплощает в своей концепции черты эллинского зодчества.
Завоевав Карфаген и близлежащие территории, римляне образовали здесь несколько провинций, непосредственно связанных с Римом. На этой территории сложилось искусство, единое по своему стилю и полностью подчиненное художественным канонам античного Рима.
Литература:
Сидорова Н. А., Чубова А. П. Искусство Римской Африки. М., 1979.
РИМСКИЙ СКУЛЬПТУРНЫЙ ПОРТРЕТ, художественный жанр, в создании и развитии которого римское искусство добилось особенно выдающихся успехов. Портрет занимает ведущее положение в римской скульптуре. Как и у этрусков, возникновение его в римской культуре было связано с погребальными обрядами. Одним из толчков к созданию блистательного искусства Р. с. п. послужил обычай снимать с умершего восковую маску и хранить ее вместе с фигурками пенатов и ларов — домашних богов. На этой основе сложилась традиция точной до мельчайших деталей передачи индивидуального облика персонажа. Если у греческих
|
|
Нерон. 60-е гг. н. э. |
мастеров целью работы скульптора являлось создание обобщенного человеческого типа, то в римском искусстве на первый план выступает бесспорное портретное сходство. Однако в его создании
АНТИЧНОС-г
огромную роль сыграли знакомство римлян с художественными шедеврами Древней Греции, постоянное копирование греческих образцов, которое послужило не только практической школой, но и мощным творческим импульсом для скульпторов Республики и Империи.
Р. с. п. эпохи Республики отличает некоторая дробность пластического решения, отсутствие внутреннего единства в создаваемом портретном горазе. Это пока еще не раскрытие характера, скорее механическое копирование черт того или иного конкретного лица. Одним из наиболее известных памятников портретного искусства этрусско-римской традиции является бронзовый «Оратор», изображающий, возможно, Авла Метелла, представителя патрицианского Рима. Статуя выполнена по образцам эллинистических произведений, но пока в ней присутствует определенная доля условности. Однако уже в эпоху Республики в Р. с. п. появились истинные шедевры. К их числу принадлежит бронзовый бюст римлянина — т. н. Брут (вторая половина IV в. до н. э.). В этом произведении не только убедительно воплощен образ сурового римского гражданина, но и найдено новое, строгое и обобщенное пластическое решение.
|
|
К позднему периоду Римской республики относятся такие выдающиеся работы, как портреты Цицерона и Помпея Великого, с большой достоверностью передающие характер и личные качества этих исторических деятелей.
Эпоха ранней Империи свидетельствует о стремительном расцвете Р. с. п., однако доминирующее положение в искусстве занимает официальный портрет, примером которого является статуя императора Августа (I в. н. э.). Император изображен в виде полководца в латах и с жезлом в поднятой руке. При всех достоинствах этого произведения, в первую очередь точно схваченном сходстве и ярко выявленном характере модели, портрет все же отличается некоторой идеализированностью. Это диктует сам жанр парадного портрета, в котором образ правителя не мог не быть уподоблен изображению божества. Еще очевиднее это сближение официального портрета и культовой статуи в портрете сидящего Августа (в виде Юпитера). В парадном портрете, помимо точности передачи индивидуальных черт, складываются и другие важные качества Р. с. п.: величавое спокойствие, уравновешенность и свобода композиции, виртуозное мастерство пластической отделки. Живописнее и мягче по характеру портретные образы современников и приближенных Августа, Агриппы и Германика, в портретах которых с большой определенностью проявилось воздействие греческих скульптурных традиций. И все же в официальной
Веспасиан. 70-е гг. н. э.
Молодая римлянка из семьи Флавиев. 80-90-е гг. н. э