Римский скульптурный портрет

Тит. 70-е гг. н. э.

Римский скульптурный портрет

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




После разгрома Карфагена римлянами пунийс-кий стиль мемориальной архитектуры долгое вре­мя сохранялся в соседних областях, в частности у берберов. К данному типу принадлежит мавзолей близ селения Круб (II в. до н. э.) и знаменитая гроб­ница христианки, построенная близ Цезареи. Пос­ледний памятник особенно органично воплощает в своей концепции черты эллинского зодчества.

Завоевав Карфаген и близлежащие территории, римляне образовали здесь несколько провинций, непосредственно связанных с Римом. На этой тер­ритории сложилось искусство, единое по своему стилю и полностью подчиненное художественным канонам античного Рима.

Литература:

Сидорова Н. А., Чубова А. П. Искусство Римской Африки. М., 1979.

РИМСКИЙ СКУЛЬПТУРНЫЙ ПОРТРЕТ, худо­жественный жанр, в создании и развитии которого римское искусство добилось особенно выдающихся успехов. Портрет занимает ведущее положение в римской скульптуре. Как и у этрусков, возникно­вение его в римской культуре было связано с по­гребальными обрядами. Одним из толчков к созда­нию блистательного искусства Р. с. п. послужил обычай снимать с умершего восковую маску и хра­нить ее вместе с фигурками пенатов и ларов — домашних богов. На этой основе сложилась тради­ция точной до мельчайших деталей передачи ин­дивидуального облика персонажа. Если у греческих


Нерон. 60-е гг. н. э.

мастеров целью работы скульптора являлось со­здание обобщенного человеческого типа, то в рим­ском искусстве на первый план выступает бесспор­ное портретное сходство. Однако в его создании






АНТИЧНОС-г



огромную роль сыграли знакомство римлян с худо­жественными шедеврами Древней Греции, посто­янное копирование греческих образцов, которое послужило не только практической школой, но и мощным творческим импульсом для скульпторов Республики и Империи.

Р. с. п. эпохи Республики отличает некоторая дробность пластического решения, отсутствие внутреннего единства в создаваемом портретном горазе. Это пока еще не раскрытие характера, скорее механическое копирование черт того или иного конкретного лица. Одним из наиболее извест­ных памятников портретного искусства этрусско-римской традиции является бронзовый «Оратор», изображающий, возможно, Авла Метелла, пред­ставителя патрицианского Рима. Статуя выполнена по образцам эллинистических произведений, но пока в ней присутствует определенная доля услов­ности. Однако уже в эпоху Республики в Р. с. п. по­явились истинные шедевры. К их числу принадле­жит бронзовый бюст римлянина — т. н. Брут (вторая половина IV в. до н. э.). В этом произведении не только убедительно воплощен образ сурового римского гражданина, но и найдено новое, строгое и обобщенное пластическое решение.

К позднему периоду Римской республики относят­ся такие выдающиеся работы, как портреты Цице­рона и Помпея Великого, с большой достоверностью передающие характер и личные качества этих ис­торических деятелей.

Эпоха ранней Империи свидетельствует о стре­мительном расцвете Р. с. п., однако доминирующее положение в искусстве занимает официальный портрет, примером которого является статуя им­ператора Августа (I в. н. э.). Император изображен в виде полководца в латах и с жезлом в поднятой руке. При всех достоинствах этого произведения, в первую очередь точно схваченном сходстве и ярко выявленном характере модели, портрет все же отличается некоторой идеализированностью. Это диктует сам жанр парадного портрета, в ко­тором образ правителя не мог не быть уподоблен изображению божества. Еще очевиднее это сбли­жение официального портрета и культовой статуи в портрете сидящего Августа (в виде Юпитера). В парадном портрете, помимо точности передачи индивидуальных черт, складываются и другие важные качества Р. с. п.: величавое спокойствие, уравновешенность и свобода композиции, виртуоз­ное мастерство пластической отделки. Живописнее и мягче по характеру портретные образы совре­менников и приближенных Августа, Агриппы и Германика, в портретах которых с большой опреде­ленностью проявилось воздействие греческих скульптурных традиций. И все же в официальной


Веспасиан. 70-е гг. н. э.

Молодая римлянка из семьи Флавиев. 80-90-е гг. н. э




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: