Пракситель
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Пракситель. Афродита Книдская.
Мраморная римская копия.
Ок. 350 г. до н. э. Лувр
Пракситель. Отдыхающий сатир. Римская копия. Ок. 350 г. до н. э.
Пракситель. Гермес. 340 г. до н. э.
в мраморе, известны по античным копиям и описаниям древних авторов, которые упоминают около 40 его работ.
П. — современник великого мастера Скопаса, но при этом его творчество резко отличается по характеру и тематике от экспрессивных, полных драматизма творений Скопаса. П. воспевает радость бытия и чувственную красоту человеческого тела. Древние писатели и историки с восхищением отзывались о произведениях П. Наибольшей известностью пользовалась статуя Афродиты, которую мастер исполнил для храма на острове Книд. Эта статуя считается первым изображением обнаженной богини в греческом искусстве. Плиний утверждает, что П. одновременно изготовил и продал две статуи Афродиты, но одна из них была «покрыта одеждой», и ее, признав «серьезной и скромной», предпочли жители Коса, которым принадлежало право выбора. «Отвергнутую ими купили книдяне, и слава ее была неизмеримо выше».
|
|
По некоторым версиям, скульптору позировала его возлюбленная — красавица Фрина. С течением времени скульптура Афродиты Книдской послужила
ооразцом для многих статуи и воспринималась как абсолютный идеал женской красоты.
В ранних работах («Сатир, наливающий вино», ок 375 г. до н. э.) П. в основном следует принципам Поликлета с его знаменитым каноном. В созданных П. образах богинь и богов преобладает созерцательное настроение и лирико-поэтическая трактовка темы. Единственное произведение П., сохранившееся в оригинале, — статуя Гермеса, вестника богов Олимпа, найденная в XIX в. в Олимпии среди руин храма Геры. Она представляет собой одну из поздних работ скульптора и относится к 330 г. до к а Гермес изображен держащим на руках младенца Диониса, которого Зевс приказал передать на воспитание нимфам. В образе прекрасного юноши совершенно отсутствует воинственная мужественность и героическая энергия; напротив, это одно из редких в греческом искусстве мужских изображений, исполненных мягкой созерцательности, изящества и одухотворенности. Можно говорить о трактовке традиционного мифологического образа в духе определенной интимности и лиризма. П. был выдающимся мастером светотени, позволяющей придать
АНТИЧНОСТЬ
Круг Праксителя. Статуя юноши, найденная в море близ Марафона. Ок. 330 г. до н. э.
произведению особую выразительность и живописность. В древности скульптура была раскрашена: кудри Гермеса красно-коричневого цвета украшала серебряная повязка; глаза и губы были подкрашены, а фигура натерта воском, смягчавшим блеск отполированного мрамора и придававшим ему теплый золотистый тон. По сведениям ряда писателей, для раскрашивания своих пластических работ скульптор приглашал художника Никия из Афин. Некоторыми учеными принадлежность статуи Гермеса П. еще некоторое время назад оспаривалась, она считалась первоклассной поздней копией с оригинала П.
|
|
К наиболее достоверным произведениям П. принадлежит «Аполлон, убивающий ящерицу» («Аполлон Сауроктон»). С меньшей достоверностью ему приписываются такие произведения, как «Пьяный сатир», «Артемида Габийская», «Афродита с зеркалом» (360-350 гг. до н. э.) и некоторые другие. Возможно, учеником или последователем П., во всяком случае, мастером, близким ему по художественным воззрениям, создана знаменитая статуя Марафонского юноши, найденная в море и датиру-
емая приблизительно 330 г. до н. э. Творчеств-: П. есть свидетельство осознанного и решительное: обращения греческого искусства к теме внутренней жизни человека, его эмоциональных состояний. Столь же важной была эта задача для другого гения эпохи — Скопаса. Скопас и П. по-разному подходят к ее решению; при этом искусство оботгх скульпторов с разных сторон раскрывает противоречивый и сложный дух времени.
Литература:
Белов Г. Д. Праксителъ. Л., 1973.
ПРОПИЛЕИ, парадный вход на афинский Акрополь, выдающийся памятник античного зодчества классического периода. П. представляют собой два дорических портика, один из которых обращен в сторону города, другой — к вершине Акрополя. Эти портики были увенчаны скульптурными фронтонами. Потолки портиков украшали квадратные углубления — кессоны, в древности расписанные золотыми звездами по синему фону. В планировке П. архитектор Мнесикл умело использовал неровности естественного холма Акрополя. В том месте, где пологий склон резко повышался, он построил поперечную стену с пятью проходами. Центральный проход, предназначенный для торжественных процессий, в обычное время был закрыт бронзовыми воротами. К боковым входам вели лестницы. Сквозь широкий проход между портиками шла высеченная в скале дорога, которую обрамляли с дой стороны по три стройные ионические колонны. Смелое сочетание двух ордеров (дорического и ионического) в украшении П. придает им особую красоту. В северном крыле П. находилась пинакотека — хранилище картин.
Литература:
Роговин Н. Е. Пропилеи Акрополя в Афинах. М., 1940.
ПРОСТИЛЬ (от греч. рго — впереди и зтЛоз — колонна), античный тип прямоугольного храма, перед фронтальной стороной которого находится ряд колонн. Когда этому ряду колонн соответствуют колонны по заднему фасаду храма, теория архитектуры определяет такой тип здания как амфи-простиль (т. е. двухсторонний П.).
ПУНИЧЕСКОГО ЦАРСТВА КУЛЬТУРА, художественные памятники Древнего царства, основанного в Северной Африке переселившимися туда финикийцами, которые основали ряд колоний. Историческая судьба центральных и западных районов Северной Африки значительно отличалась от культурной истории соседних территорий (Египетской Александрии, Киренаики), изначально связанной с эллинизмом и восточными провинциями Римской империи. Тунис, Алжир, Марокко