Пунического царства культура

Пракситель

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА









Пракситель. Афродита Книдская.

Мраморная римская копия.

Ок. 350 г. до н. э. Лувр


Пракситель. Отдыхающий сатир. Римская копия. Ок. 350 г. до н. э.


Пракситель. Гермес. 340 г. до н. э.



в мраморе, известны по античным копиям и описа­ниям древних авторов, которые упоминают около 40 его работ.

П. — современник великого мастера Скопаса, но при этом его творчество резко отличается по ха­рактеру и тематике от экспрессивных, полных драматизма творений Скопаса. П. воспевает радость бытия и чувственную красоту человеческого тела. Древние писатели и историки с восхищением от­зывались о произведениях П. Наибольшей извест­ностью пользовалась статуя Афродиты, которую мастер исполнил для храма на острове Книд. Эта статуя считается первым изображением обнажен­ной богини в греческом искусстве. Плиний утверж­дает, что П. одновременно изготовил и продал две статуи Афродиты, но одна из них была «покрыта одеждой», и ее, признав «серьезной и скромной», предпочли жители Коса, которым принадлежало право выбора. «Отвергнутую ими купили книдяне, и слава ее была неизмеримо выше».

По некоторым версиям, скульптору позировала его возлюбленная — красавица Фрина. С течением вре­мени скульптура Афродиты Книдской послужила


ооразцом для многих статуи и воспринималась как абсолютный идеал женской красоты.

В ранних работах («Сатир, наливающий вино», ок 375 г. до н. э.) П. в основном следует принципам Поликлета с его знаменитым каноном. В созданных П. образах богинь и богов преобладает созерца­тельное настроение и лирико-поэтическая трак­товка темы. Единственное произведение П., сохра­нившееся в оригинале, — статуя Гермеса, вестника богов Олимпа, найденная в XIX в. в Олимпии среди руин храма Геры. Она представляет собой одну из поздних работ скульптора и относится к 330 г. до к а Гермес изображен держащим на руках младенца Диониса, которого Зевс приказал передать на вос­питание нимфам. В образе прекрасного юноши со­вершенно отсутствует воинственная мужествен­ность и героическая энергия; напротив, это одно из редких в греческом искусстве мужских изображе­ний, исполненных мягкой созерцательности, изяще­ства и одухотворенности. Можно говорить о трактов­ке традиционного мифологического образа в духе определенной интимности и лиризма. П. был выдаю­щимся мастером светотени, позволяющей придать




АНТИЧНОСТЬ



Круг Праксителя. Статуя юноши, найденная в море близ Марафона. Ок. 330 г. до н. э.

произведению особую выразительность и живопис­ность. В древности скульптура была раскрашена: кудри Гермеса красно-коричневого цвета украша­ла серебряная повязка; глаза и губы были подкра­шены, а фигура натерта воском, смягчавшим блеск отполированного мрамора и придававшим ему теплый золотистый тон. По сведениям ряда писателей, для раскрашивания своих пластических работ скульптор приглашал художника Никия из Афин. Некоторыми учеными принадлежность ста­туи Гермеса П. еще некоторое время назад оспа­ривалась, она считалась первоклассной поздней копией с оригинала П.

К наиболее достоверным произведениям П. при­надлежит «Аполлон, убивающий ящерицу» («Аполлон Сауроктон»). С меньшей достоверностью ему приписываются такие произведения, как «Пья­ный сатир», «Артемида Габийская», «Афродита с зеркалом» (360-350 гг. до н. э.) и некоторые другие. Возможно, учеником или последователем П., во всяком случае, мастером, близким ему по художе­ственным воззрениям, создана знаменитая статуя Марафонского юноши, найденная в море и датиру-


емая приблизительно 330 г. до н. э. Творчеств-: П. есть свидетельство осознанного и решительное: обращения греческого искусства к теме внутрен­ней жизни человека, его эмоциональных состояний. Столь же важной была эта задача для другого ге­ния эпохи — Скопаса. Скопас и П. по-разному под­ходят к ее решению; при этом искусство оботгх скульпторов с разных сторон раскрывает противо­речивый и сложный дух времени.

Литература:

Белов Г. Д. Праксителъ. Л., 1973.

ПРОПИЛЕИ, парадный вход на афинский Акро­поль, выдающийся памятник античного зодчества классического периода. П. представляют собой два дорических портика, один из которых обращен в сторону города, другой — к вершине Акрополя. Эти портики были увенчаны скульптурными фрон­тонами. Потолки портиков украшали квадратные углубления — кессоны, в древности расписанные золотыми звездами по синему фону. В планировке П. архитектор Мнесикл умело использовал неров­ности естественного холма Акрополя. В том месте, где пологий склон резко повышался, он построил поперечную стену с пятью проходами. Централь­ный проход, предназначенный для торжественных процессий, в обычное время был закрыт бронзо­выми воротами. К боковым входам вели лестницы. Сквозь широкий проход между портиками шла вы­сеченная в скале дорога, которую обрамляли с дой стороны по три стройные ионические колонны. Смелое сочетание двух ордеров (дорического и ионического) в украшении П. придает им особую красоту. В северном крыле П. находилась пинако­тека — хранилище картин.

Литература:

Роговин Н. Е. Пропилеи Акрополя в Афинах. М., 1940.

ПРОСТИЛЬ (от греч. рго — впереди и зтЛоз — колонна), античный тип прямоугольного храма, перед фронтальной стороной которого находится ряд колонн. Когда этому ряду колонн соответствуют колонны по заднему фасаду храма, теория архи­тектуры определяет такой тип здания как амфи-простиль (т. е. двухсторонний П.).

ПУНИЧЕСКОГО ЦАРСТВА КУЛЬТУРА, худо­жественные памятники Древнего царства, осно­ванного в Северной Африке переселившимися туда финикийцами, которые основали ряд коло­ний. Историческая судьба центральных и западных районов Северной Африки значительно отлича­лась от культурной истории соседних территорий (Египетской Александрии, Киренаики), изначаль­но связанной с эллинизмом и восточными провин­циями Римской империи. Тунис, Алжир, Марокко




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: