Поликлет

Пинакс

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




раивался бассейн или водоем, как и в греческом атриуме. П. как составная часть древнегреческих об­щественных и жилых зданий известен с IV в. до н. э. Широкое распространение П. получили в эпоху эллинизма (некоторые постройки, особенно значи­тельные по размерам, имели по два П.), повсеме­стно использовались также в зодчестве Древнего Рима и в римских провинциях.

ПИНАКС (греч. ртах — доска, тарелка, карти­на), расписанная табличка большого или относи­тельно малого размера из дерева, обожженной глины или другого материала. Наиболее ценны в историческом и художественном отношении гли­няные и деревянные П. Расписанные монументаль­ные П. использовались также на сцене или про­сцениуме как кулисы.

ПИФЕЙ, греческий архитектор IV в. до н. а, из­вестный строительством мавзолея в Галикарнасе и храма Афины в Приене. Некоторые исследователи считают, что разработанное в его постройках чле­нение, а также и сами пропорции сооружений оп­ределили все эллинистическое искусство храмового зодчества. Теоретические сочинения П. использовал Витрувий.

ПОЛИКЛЕТ (Ро1ук1е1гоз) из Аргоса, великий древ­негреческий скульптор и теоретик искусства вто­рой половины V в. до н. а Родился ок. 480 г. до н. а, умер в конце V в. до н. а Расцвет его творчества относится к 460-410 гг. до н. э. Наряду с Фидием принадлежал к наиболее крупным мастерам пери­ода высокой классики.


П. был родом из северо-восточной части Пело­поннеса; работал в Аргосе, Афинах, Эфесе, Олим­пии. По свидетельствам древних писателей, П. был учеником скульптора Агелада. Статуи П., испол­ненные им преимущественно в бронзе, утрачены и известны по мраморным римским копиям, а также по трудам античных авторов. От сочинения П. «Ка­нон» сохранилось всего два фрагмента, но значение их для понимания эстетических принципов высокой классики трудно переоценить. Под влиянием уче­ния философа Анаксагора о могуществе разума (по другой версии — исходя из теории пифагорей­цев) П. стремился обосновать и практически вопло­тить универсальный закон идеальных пропорций. Этот закон должен был найти свое выражение в ясной соразмерности частей гармонически сло­женного, прекрасного человеческого тела. П. стро­ил свой канон исходя из конкретно-чувственных представлений. По словам некоторых современни­ков, масштабной единицей для него служила фа­ланга большого пальца, удвоенная длина которого составляла длину большого пальца руки. Она. в свою очередь, дважды укладывалась в длину ки­сти руки и т. д. Но П. никогда не относился к разра­ботанным правилам как к догме и трактовал свой канон скорее как общий принцип расшифровки структуры человеческого тела, нежели как жест­кое правило.

Творчество П. представляет одно из двух веду­щих направлений в искусстве высокой классики. Создание образа совершенного человека в одном случае решалось путем выявления действия, дви­жения и динамики (творчество Мирона); в другом случае возникал образ, находящийся в покое, но полный скрытой внутренней энергии. Проблема со­здания совершенного образа по принципам второ­го направления — т. е. монументального и величе­ственно-спокойного — решалась преимущественно мастерами школы Пелопоннеса, к которой принад­лежал и П. Его творчество нередко рассматривает­ся как своеобразная антитеза искусству Мирона. Со­временники ценили его искусство не менее высоко, чем работы Фидия, в творчестве которого обе тен­денции нашли синтезированное воплощение.

Особая известность среди произведений П. при­надлежит статуе «Дорифор» («Копьеносец»), луч­шие копии которой хранятся в Неаполе и Берлине. Следует учитывать, что римский копиист, выпол­нивший реплику в мраморе, из-за хрупкости ма­териала укрепил статую, приставив к правой ноге копьеносца мраморное изображение пня (чего на­верняка не было в оригинале). Наряду с этой весьма популярной копией существует несколько поздней­ших, включая созданные относительно недавно. В этом произведении наиболее ярко проявились




АНТИЧНОСТЬ





\


Поликлет. Дорифор. Современная копия


Поликлет. Дорифор. Мраморная римская

копия с бронзового оригинала.

Ок. 440 г. до н. э.


Поликлет. Раненая амазонка.

Мраморная римская копия с бронзового

оригинала. Ок. 440-430 г. до н. э.



художественные воззрения П. Пластически проти­воположные состояния покоя и скрытого движения находятся в «Дорифоре» в подчеркнутом равнове­сии, что в каноническом описании воплощается в правиле хиазма. Фигура изображена в мощном, сдержанном повороте; она строго уравновешена. Тяжесть тела перенесена на одну ногу, вследствие чего одно бедро оказывается выше другого, тогда как плечевой пояс решен с противоположным на­клоном. В итоге опущенному бедру соответствует поднятое плечо, и наоборот. Такая система постро­ения (хиазм) снимает ощущение неподвижности. Она получила широкое распространение в искус­стве ранней классики, наиболее же идеальным ее отражением является «Дорифор». Считается, что это статуя Ахиллеса; к ней относятся, очевидно, рассуждения П. по теории искусства, изложенные в отрывках из «Канона».

Творчество П. при строгом следовании мастера своей системе изображения все же позволяет про­следить определенную эволюцию в ее применении. П. принадлежит также «Диадумен», статуя юно-


ши, обвязывающего голову повязкой победителя. В данном произведении, отмеченном большой лег­костью и изяществом, ощущается влияние искус­ства Фидия. Некоторые авторы считают, что это изображение Аполлона или Париса. Возможная ис­торическая достоверность и мифологическая идеа­лизация сочетаются в работах П. настолько орга­нично, что подлинные темы их до конца остаются неясными. К эфесской «Раненой амазонке» (ок. 440-430 г. до н. э.) восходит статуя в Капитолии (Рим). «Амазонка» работы П. заняла первое место на кон­курсе, на котором выступали также Фидий, Кре-силай и Фрадмон. Согласно легенде, сами скульп­торы признали лучшей статую П.

П. создавал также колоссальные хрисоэлефан-тинные статуи. Так, для герайона (храм Геры) в Аргосе П. создал культовое изображение богини Геры из золота и слоновой кости (после 423 г. до н. а). Свойственная творениям П. идеальная пропорцио­нальность 'бралась позднее в качестве непререкае­мого образца. Однако со временем художественная манера мастеров круга П. изменилась в сторону




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: