Античность Римской Африки искусство

Римской Африки искусство

Римской Африки искусство

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА



Дом с мозаикой в Волюбилисе. III в, н. э.

в провинциях Африки — библиотека г. Тамугади, содержавшая свыше 20 тысяч книг-свитков. Это одно из трех несомненных зданий библиотек, со­хранившихся хотя бы отчасти (кроме Афинской и Эфесской). Итак, два аспекта римской провинци­альной политики — урбанизация и романизация —

 

проявились здесь со всей полнотой. Но можно го­ворить и о собственной североафриканской школе зодчества. Римляне отстраивали африканские го­рода начиная со времен Цезаря и Августа, при этом некоторые из них строились как военные крепости. В основе лежал план расположения римского военного лагеря с традиционной прямо­угольной планировкой (см. Город Римский), алта­рем и помещением военачальника в центре. Капи­толий был обязательной частью архитектурной плана всех римских городов Африки, но распола­гаться он мог и не в центре застройки. В г. Тамуга­ди, планировка которого соответствует типу воен­ного лагеря, Капитолий находился за западным;: стенами города.

В римских провинциях, кроме Капитолия, посвя­щенного трем основным римским богам (Юпитер} Юноне, Минерве — т. н. римской триаде), находи­лись храмы Гения города, а также храмы, посвя­щенные местным божествам. При этом во П-Ш вк н. з происходил органичный процесс их слияния с бога­ми Рима. Нередко с римскими и пуническими со­седствовали храмы малоазийских божеств — Ки-белы, Митры, Сабазия и др. Так, рядом с форумол: в г. Лептис Магна стоял небольшой храм Велико): Матери Кибелы. В г. Тугга, известном обилием хра­мов, находился большой храм Баала-Сатурна, по­строенный на месте древнего святилища Баала, а в некотором отдалении от города — храм Танит-Целестины, полукруглая планировка которого яв­ляется отзвуком древних нумидийских традиции Разумеется, в архитектуре подавляющего боль­шинства храмов господствовал античный канон, н изредка продолжали строиться и святилища пуни­ческого типа. В этом случае центром являлся от­крытый двор, с трех сторон окруженный колонна­дой, в глубине располагались три святилища с< статуями (так спланировано святилище Аполлона в Булла Региа).

Влияния местного искусства проявлялись не только в храмовом зодчестве. В г. Лептис Магна по образцу сирийских городов была сооружена широ­кая магистраль, ведущая к морю и обрамленная с каждой стороны рядом мраморных колонн. При­мечательно, что при повсеместном предпочтении, как и в Риме, коринфского ордера, сохранении классических пропорций само понимание архитек­турного материала нередко отличалось от римско­го. Для городов римской Африки характерно соче­тание в колоннах базилик плотного и тяжелого красного гранита с базами и капителями из белого мрамора, что является некоторым отступлением от изысканного и строгого классического канона. Необычны для классической римской культуры и некрополи африканских городов, где наряду с гроб-





 

ницами римского типа возводились надгробные мо­нументы в виде башни в два-три яруса, увенчан­ной высокой острой пирамидой. Такие гробницы. несмотря на античный характер декора, восходят к древним берберо-пуническим мавзолеям.

Города африканских провинций строились пре­имущественно из камня или кирпича-сырца. Но в убранстве богатых зданий широко использова­лись привозные материалы: египетский красный гранит, мрамор из Италии и с греческих островов. Грандиозное строительство I — начала III в. при­влекало в африканские города архитекторов, скульпторов, живописцев и мозаичистов из Ита­лии и восточных провинций. Характерная особен­ность домов в североафриканских провинциях — отсутствие замкнутых помещений. Все комнаты домов, выстроенных по греческому типу, откры­вались во внутренний двор, окруженный колонна­дой, или в небольшой сад с цветником. В перистиле обязательно строился фонтан или бассейн; дворик и дно бассейна украшались мозаикой.

Североафриканские мозаики тесно связаны с ма­гистральными традициями античного мозаичного искусства; их стиль и история находятся в его рус­ле. Однако и в этой области Р. А. и. также отмечено своеобразием. Два основных тематических источни­ка мозаик Северной Африки — эллинистический Восток (Антиохия, Александрия) и Рим. К числу местных мотивов относятся изображения африканс­ких животных. Североафриканские мастера созда­вали и композиции на египетские сюжеты. Значи­тельно шире, чем в Риме, распространены в Р. А и мозаичные комедийные сценки. Среди мозаик на местные темы выделяются и многочисленные изображения коней. В местных школах развитие сюжетной мозаики относится ко II—Ш вв. н. э., когда в искусстве античных мозаичистов широко рас­пространились композиции с жанровыми сюжета­ми. Специфическую особенность мозаичного Р. А. и. составляет обилие морских сюжетов и, соответ­ственно, образы Нептуна, Океана, Амфитриты, Венеры Морской и персонажей их свиты. Картины с такими сюжетами украшали термы и нередко жилые дома, причем мозаикой украшались и сте­ны, и даже потолки помещений.

Одна из характерных черт североафриканской мозаики — следование художественным образцам эллинизма с их повышенной стилизованностью, а также готовность сочетать в одной картине сти­листические черты различных школ и эпох. В част­ности, свидетельством влияния эллинистического искусства служит особенная популярность образа крошки-амура. Мозаичный декор часто объединял­ся главной темой, которая варьировалась в убран­стве различных комнат. Такими темами служили

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: