Античность. Пелена с изображением усопшего, осириса и анубиса. Холст, клеевые краски. Середина II В. Н. Э

Римского Египта искусство




Пелена с изображением усопшего, Осириса и Анубиса. Холст, клеевые краски. Середина II в. н. э.

святилищ египетского и греко-римского пантеона; центром, объединявшим элементы разных куль­тур, также являлся гимнасий.

Храмы египетских богов, к культу которых рим­ляне относились весьма терпимо, возводились в античном стиле. Так, на острове Филэ, где, по преданию, родилась богиня Исида, соседствуют ги-постильный храм этой богини с ярко раскрашенны­ми колоннами и римская однопролетная арка; ко­лоннада с пальмовидными капителями, построенная при императорах Августе и Тиберии, и широко из­вестное сооружение, носящее название Киоска Траяна. Он представляет собой античный периптер с короткими колоннами, имевшими пальмовидные капители в египетском стиле (это сооружение служило, по-видимому, парадной пристанью). Тя­желовесный антаблемент Киоска увенчан карнизом египетского типа. Застроенный культовыми и ме­мориальными сооружениями остров со временем превратился в своеобразный акрополь и по компо­зиции близок типу римского Форума.


Примером римской крепости является фиванс-кая, построенная при Диоклетиане. Однако в ее ансамбль был включен огромный древний храм Амона в Луксоре, построенный в ХУ-ХШ вв. до я а Расположенный вдоль берега Нила храм римляне окружили крепостной стеной с башнями, так что его огромные пилоны стали служить главным вхо­дом в лагерь. При этом здание храма делило кре­пость на две части, где в каждой имелись точно спланированные прямоугольные кварталы с двумя главными улицами (кардо и декуманум). с колонна­ми и арками на перекрестках. Храм Амона, вопреки обыкновению, был превращен в святилище, посвя­щенное культу императора и римским легионам. Египетские рельефы на стенах были заменены росписью с изображениями легионеров и импера­тора Диоклетиана; в помещении перед изображе­нием императора были установлены четыре ко­лонны излюбленного римлянами коринфского ордера. Однако примеров столь варварского отно­шения к коренной культуре было немного; в данном же случае перестройка храма объясняется антирим­ским восстанием, которое произошло в Египте не­задолго до этого времени.

Как во времена Птолемеев, т. е. в эллинистичес­кий период, так и в эпоху римского владычества Р. Е. и. ярко проявляло себя в сфере скульптуры. Это портретные статуи и маски, рельефы и по­святительные изваяния в катакомбах; надгробные стелы, саркофаги и декоративные рельефы из коптских храмов. Техника скульптуры всегда со­храняла чрезвычайно высокий уровень. Памятники I—IV вв. подразделяются на несколько групп, три из которых можно считать основными: работы в эллинистическо-римском стиле; произведения египетских мастеров, продолжающие древнюю ка­ноническую традицию, и работы, совмещающие стилистику восточного и античного искусства. Осо­бенно многообразна пластика I и II вв. н. э., в кото­рой происходит первичное осмысление античных художественных принципов и создаются произве­дения, свидетельствующие о чисто античном по­нимании формы. Работы последующих двух столе­тий демонстрируют постепенный отход от приемов античности и нарастание роли условности, острого символизма, не менее выразительного, но далеко­го от эллинистической достоверности. Скульптура рим-ского Египта лучше всего представлена рабо­тами александрийских мастеров. Эта школа, одна из сильнейших в эллинистическом мире, оказала явное воздействие на искусство Древнего Рима. Так, стиль рельефов и орнаментального убранства знаменитого Алтаря Мира времен императора Ав­густа (13 г. до н. э.) восходит по стилю к александ­рийским образцам.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: