Римского Египта искусство. Луксор. Роспись храма культа императора (ранее — храм

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

Римского Египта искусство


АНТИЧНОСТЬ



Луксор. Роспись храма культа императора (ранее — храм Амона). III в. Акварельная копия XIX в.

Портрет Аммониуса. Холст, энкаустика. III в. н. э.

густ основал район Никополис, где стояло римс­кое войско. Там были возведены амфитеатр, цирк, стадион и воинский некрополь. Близ Александрии, на оконечности острова Фарос, в начале III в. до н. а архитектор Сострат из Книда построил знамени­тый в древности морской маяк, считавшийся одним


из семи чудес света, — характерный памятке; эл­линистического зодчества. Трехъярусный маяк вы­сотой около 120 м был облицован белым мрамором и гранитом и украшен монументальными статуями Маяк был увенчан семиметровой бронзовой стату­ей Исиды-Фарии, покровительницы мореплавате­лей (по другим источникам — статуей бога Посей­дона). Другим замечательным памятником римской Александрии считалось святилище Сераписа, чей культ был введен Птолемеями с целью религиоз­ного объединения греков и египтян. Имя этого бо­жества представляет собой своеобразное объеди­нение имен бога Осириса и священного быка Аписа. Культ Сераписа продолжал распространяться в Египте и при римлянах: ко II в. н. э. в стране на­считывалось более сорока его храмов.

Священный участок Серапиума представлял со­бой окруженный стеной двор-перистиль с четырь­мястами колоннами. К нему вела огромная широкая лестница. Главный храм Сераписа, построенный архитектором Пармениском, ориентирован не на восток, а на юг, в отличие от большинства храмов классики и эллинизма. В храме, по свидетельствам древних авторов, находилась прославленная совре­менниками статуя божества, созданная, вероятно, греческим скульптором IV в. до н. э. Бриаксисом. Оригинал статуи утрачен, но сохранились ее мно­гочисленные копии. Серапис был изображен в виде бородатого могучего мужа с помещенным на голо­ве модием (символом плодородия в виде культово­го сосуда для плодов). В левой руке он держал ски­петр, правая была опущена на голову Кербера, стража Аида. В композиции статуи угадываются некоторые черты монументальных культовых из­ваяний греческой классики, в том числе Афины из Парфенона. К главному храму примыкали святили­ща египетско-эллинистических богов, Исиды и Хорпократа. Считалось, что своими масштабами и красотой колоннад этот храм уступал только римс­кому Капитолию. Серапиум был перестроен в римс­кое время; в эпоху раннего Средневековья его ста­туи погибли, а часть помещений была превращена в церковь и монастырские кельи.

К числу важнейших памятников эллинистическо­го и римского периодов относится и т. н. колонна Помпея из красного асуанского гранита, некогда украшенная статуей императора Диоклетиана. За­мечательной отделкой славился сравнительно не­большой римский театр, руины которого были от­крыты в XX в. Его театрон был выполнен из красного гранита и цветного мрамора и отличался большой декоративностью и изяществом. Рядом с театром находились монументальные термы П в. н. а Но, возможно, наиболее самобытным сооружени-






       
   
 


Статуэтка Исиды. Мрамор. II в. н. э.

Киоск Траяна на острове Филэ. II в. н. э.

ем данного периода являлись катакомбы Ком-эш-Шукафа — погребальный комплекс, вырубленный в скале и строившийся в течение нескольких деся­тилетий, начиная со второй половины II в. Главное помещение этой усыпальницы по своей архитек-


турной планировке и декору представляет собой оригинальный синтез древнеегипетской и римской архитектуры и пластики. Катакомбы построены с учетом традиции египетских скальных гробниц. Подземные камеры расположены на разных уров­нях; их соединяют переходы с нишами типа апсид. Центральное помещение представляет собой ти­пичный римский круглый зал — ротонду со сфе­рическим сводом, который поддерживают восемь колонн. Некоторые черты решения архитектурного пространства имеют отдаленное сходство с про­славленным римским Пантеоном. Зал соединен с помещением для поминальной трапезы, имевшим вид и планировку типичного римского триклиния (пиршественной залы с ложами для участников трапезы).

Главное погребальное помещение находилось на один ярус ниже и открывалось характерным для египетских гробниц вестибюлем с колоннами, ук­рашенными лотосообразными капителями. В нишах боковых стен стояли погребальные статуи, выпол­ненные не без влияния древней канонической ма­неры египетских мастеров. Проходы этого яруса были украшены рельефами, на которых изображе­ны египетские и греческие божества. По тому же принципу сочетаются египетские и греческие мо­тивы в самой погребальной камере: на них изобра­жены египетское погребение и античные декора­тивные мотивы с дионисийскими персонажами. В этом ярусе были расположены и другие гробни­цы, а также святилище богини Немесиды. Катаком­бы, вероятно, служили своему прямому назначению до эпохи правления императора Каракаллы.

Замысел второго крупнейшего центра римско-эл-линистичеекой культуры Египта — Антинополя — свидетельствует об огромной роли греческих об­разцов для римского искусства. Император Адри­ан, почитатель греков, задумал создать в центре Египта истинно греческий город. Антинополь был заложен в 130 г. Он имел прямоугольную планиров­ку и был окружен высокой кирпичной стеной. Глав­ные улицы обрамлялись, как это повелось на рим­ском востоке, колоннами дорического ордера, а на их пересечении, как и в Александрии, находилась арка-тетрапилон. Несмотря на замысел создате­лей, город все же имеет чисто римские стилевые черты: в нем имелись термы, планировка была выдержана в римском духе. По мысли Адриана, своеобразным греческим центром городского ансам­бля должен был стать гимнасий. Но Антинополь — пример города с преобладанием романских эле­ментов. В Оксиринхе, напротив, они соединены с египетскими. Это проявилось в обилии возведен­ных в непосредственной близости друг от друга




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: