XIV век

В XIV веке в Риме происходили бурные события. Французский король Филипп Красивый насильственно перенёс папский престол в южно-французский город Авиньон, где престол оставался с 1305 по 1370 год. После правления честолюбивых и мятежных пап XIIIв. город Рим оказался униженным. Его раздирали распри между знатными фамилиями, потрясали народные волнения. Дважды в него входили избранные в Германии на трон императора Священной Римской Империи (понятие отвлечённое) короли Генрих VII и Людвиг Баварский. Они входили как примирители враждующих сторон; а уходили как чужаки, старавшиеся как можно больше забрать денег и ценностей Вечного города. Внутри Рима в 1347г. была сделана революционная попытка возродить древнеримскую республику. Во главе этой республики встал трибун Кола ди Риенцо, которого изгнали, а затем убили во время мятежа в 1354г. Помимо волнений, потрясавших город, на него обрушивались страшные эпидемии и стихийные бедствия. В 1348 и 1354г.г. его опустошила «Чёрная смерть» - чума, гулявшая по Европе. Затопили его несколько наводнений. Город опустел, ослабел, зачахли ремёсла, обслуживавшие папский двор, сократилось паломничество. Усилилась преступность, и усугубилось падение нравов. Еврейская община, как и раньше, в жизни города никакой роли не играла, она оставалась в стороне от общественных волнений, распрей, раздоров и потому в еврейском уголке (если не считать наводнений и чумы) было относительно спокойно. Экономическое положение евреев было удовлетворительным. Из этого однако не следует, что общая ситуация в Риме их не затрагивала. О них всегда вспоминали, когда нужно было получить большие денежные суммы. Когда в июне 1312г. избранного всегерманского короля Генриха VII венчал императорской короной в Латеранском соборе прибывший для этой церемонии папа Клемент V, среди толпы, пропускавшей новоиспечённого императора, были и еврейские представители. По принятому церемониалу они в знак глубокого почтения вручили ему свиток Торы от еврейской общины и попросили подтвердить старинные привилегии. Тору он принял, демонстрируя своё уважение к Ветхому Завету, и вероятно, привилегии подтвердил. Но сразу после того, как император покинул Рим, это подтверждение было оплачено звонкой монетой. Евреи – единственная группа населения, которая понесла расходы на венчание Генриха. Приблизительно то же самое произошло во время венчания Людвига Баварского в 1328г. После торжественной коронации Людвиг удалился из города и потребовал в дар 30000 флоринов. Треть дали городские власти, треть духовенство, треть еврейская община. Не задолго до этого сравнительно мирная жизнь римских евреев была нарушена. Римская община оказалась в центре вихря. В 1320г. папа Иоанн XXII, пребывавший в Авиньоне, приказал сжечь все экземпляры Талмуда, а затем наметил выселить всех евреев из Рима и всего папского государства. В ужасе еврейская делегация поспешила в Авиньон с огромным даром. Там в это время находился неаполитанский король Роберт Анжуйский с женой. Они помогли вести переговоры с папой. В результате папа отказался от своего намерения выселить евреев, и в 1322г., готовившийся указ был отменён. Но за два года, пока велись переговоры, много экземпляров Талмуда были сожжены, а на улицах Рима несколько евреев было убито. Огромный дар, который евреи вручили папе, показывает, насколько они были богаты. Такого рода контрибуции оказались отнюдь не спорадическими, они вошли в обиход деятелей Возрождения, в том числе политических авантюристов. Это была плата за еврейскую безопасность. Следует, однако, отметить, что светские городские власти и состоятельные граждане в XIV в., в общем, относились к евреям уважительно. В 1310 году они получили от римского сената статут, дававший им привилегии, а в 1402г., он был расширен: «Евреи, живущие в городе Риме, являются полноправными гражданами и пользуются теми же свободами, что и римляне», впрочем, дальше следует оговорка, которую определяла оставшаяся в силе булла Иннокентия III: «они должны носить красную накидку, кроме как в тех районах, где они проживают».

В целом, однако, статут был благоприятен для евреев. Судебным властям было запрещено проводить судебные процедуры в субботу и в еврейские праздники, если в эти процедуры были вовлечены евреи. Запрещалось требовать от евреев займы не по установленному порядку. Разрешено было евреям, живущим вне Рима, свободно входить в город и торговать первые 10 дней без опознавательного знака. Евреи могли жить в любом районе города. Но они сами предпочитали селиться всё там же между мостами Сант-Анджело и Адриано, в Трастевере. Жизнь они вели удобную. Зажиточные люди стали одеваться изысканнее, еда стала разнообразнее. Оживилась культурная жизнь: появились поэтические кружки. В конце века, когда папы вернулись в Рим, они начали приглашать к себе еврейских врачей, которые стали их придворными медиками. Но на фоне этого благополучия, «оговорки» вроде той, которую мы приводили, с одной стороны подтачивали национальное достоинство, а с другой – подрывали внутреннюю связь с местом, где евреи жили. И всё же можно повторить, что XIV век в Риме и в других итальянских государствах относительно был благополучным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: