XVIII век

XVII век.

В XVII веке римская община постоянно испытывала тяжёлый кризис, на неё давила Апостольская камера - особое фискальное учреждение, которая её грабила, и инквизиция, которая угнетала её юридически и духовно. Поборы были непомерные, большинство профессий находились под запретом, банки были закрыты. В гетто царило общее разорение, должники преследовались кредиторами христианами и попадали в тюрьму (ситуация обратная привычному стереотипу). Кончилось это положение крахом. Папа Иннокентий XII (1691 – 1700г.г.) выпустил эдикт, где объявил о крахе общины, запретил иметь с ней деловые отношения и заключил, что она не имеет права сама распоряжаться своим имуществом. Община оказалось зажатой в тиски, утратила всякую связь с внешним миром. Её жители существовали починкой тряпья и перепродажей старья. В гетто стоял мрак, застой, вонь. Люди вели почти растительный образ жизни. Картина тяжелейшая. А за стенами гетто в папском Риме шло строительство дворцов и церквей. Народ тоже был нищим, но, по крайней мере, он был относительно свободным, участвовал в празднествах, увлечённо глядел на пышные зрелища, испытывал эстетическое наслаждение. Выскальзывая из ворот гетто, жители его видели эту близкую и далёкую жизнь. Контраст получался разительный. И всё же в подавляющем большинстве своём они соблазну не поддавались.

Эдикт Иннокентия XII имел два последствия: 1) усиленное вмешательство Апостольской камеры в дела общины, 2) прекращение поборов – стало ясно, что больше денег из общины выжать нельзя. Гетто осталось на том же уровне.

В XVIII веке папы, как и в предыдущие века, менялись, придерживались более жёсткой или менее жёсткой линии, но в первую половину века по настоящему поднять уровень жизни в гетто они не были в состоянии. Первые четверо пап, правивших до 1740г. сразу же объявили, что будут следовать букве трёх пресловутыхбулл. На деле они были вынуждены пойти на некоторые смягчения. Так было разрешено открыть лавки вне гетто. Но эта мера мало помогла. Большинство обитателей гетто влачило жалкое существование. Всё городское тряпьё и старый хлам свозили в гетто. Сломанную мебель, инструменты, черепки глиняной посуды, поношенное бельё, рваную одежду – всё это чинили и продавали таким же беднякам. Выгодней считалась починка солдатской формы и постелей. Торговля шла иногда в лавчонках, зачастую «товары» везли в тележках, несли в коробках на спине и продавали тут же на улицах, на лотках. Более доходными занятиями были ткачество (изготовление изысканных тканей), пошивка готовой одежды, и бельё из новой материи, а также сапожное ремесло, если обувь шили из новой кожи, и особенно столярное мастерство и ювелирное искусство. Среди женщин были искусные вышивальщицы и штопальщицы. В общем же преобладала мелкая торговля, которая обеспечивала, в лучшем случае, жизнь чуть выше нищенского уровня. Лишь очень немногим счастливцам удавалось заняться оптовой торговлей съестными продуктами и поставлять войсковым начальникам готовую, форменную одежду для солдат, открыть лавку в центре города или, совсем редко, завязать торговый обмен с другими государствами. Основная клиентура еврейских торговцев и ремесленников была беднота, лишь иногда в гетто заходили и более высокие клиенты – дворяне и духовные лица.

Некоторым облегчением в атмосфере повеяло в середине XVIII века. При Бенедикте XIV (1740 –1758г.г.) обстановка стала несколько спокойнее. Долг общины папской казне ещё был велик, но всё же уменьшился с 280тыс. до 175тыс. В 1753г. были вновь вывезены на подводах священные книги, что, конечно, вызвало волнения в гетто. Книги были проверенны, «очищены», т.е. изъяты те места, которые казались оскорбительными для христианской религии, но большая часть была возвращена владельцам. Некоторый порядок папское правительство пыталось внести в крещение евреев: был установлен возраст, будущего неофита, когда, как считалось, он обладает достаточным разумением, чтобы сознательно и без разрешения родителей принять христианство. Все эти послабления были ничтожными, но людям, страдавшим от произвола, и это позволяло перевести дух.

Клемент XIV (1769 – 1774) оказался в ряду либеральных пап. Ещё в сане кардинала Ганганелли он представил доклад против ритуального навета и спас от казни группу польских евреев. Став папой, он ограничил деятельность иезуитов, и освободил еврейскую общину от юрисдикции инквизиции. Попытался он облегчить и экономическое положение евреев, был составлен план экономических и финансовых реформ, расширен список дозволенных профессий и ремёсел. В Риме довольно свободно начали практиковать врачи и фармацевты. У евреев появилась надежда на экономическое и социальное возрождение. Но надежда оказалась напрасной: на смену либеральному Клементу пришёл ретроградный Пий VI (1775 –1799г.г.). В Европе, особенно в соседней Франции старый феодальный порядок начал колебаться. Духовный владыка и его приближённые испугались и решили зажать дух вольности. Прежде всего, это сказалось на положении евреев. Вступив на престол, Пий сразу же выпустил антиеврейский эдикт, насчитывавший 44 пункта. Среди них были запреты идеологические, направленные против иудейской религии и социально-экономические. Было запрещено читать, толковать и иметь дома Талмуд и другие «антихристианские сочинения», чтобы приобрести какую-нибудь новую книгу требовалось разрешение от церковных властей (можно себе представить, как такое запрещение ударило по людям, для которых Книга была единственной опорой). Эдикт требовал сократить похоронные обряды: читать молитвы разрешено было только в синагоге и на кладбище, никому не позволено было следовать за дрогами. Чтобы стереть память о покойниках запрещено было класть могильные камни и ставить надгробия. Наступлению на изучение иудаизма сопутствовало унижение раввинов: им было приказано носить гражданскую одежду, они должны были отвечать за присутствие членов общины на христианских проповедях. Все евреи должны были носить жёлтый знак, даже внутри гетто. Все магазины вне гетто были закрыты, торговать разрешалось лишь старьём. Исключена была всякая совместная коммерция с христианами. Запрещено было пользоваться услугами христианских акушерок и нянь, иметь домашнюю прислугу. Более того, запрещено было разговаривать с христианами на улице, есть в одном помещении с ними, приглашать христиан в синагогу и не впускать их, если они будут пытаться туда войти. Строго запрещалось евреям ночевать вне гетто, выезжать в другой город можно было только с разрешения властей. При этом пользоваться каретой было нельзя, а подводой только в случае поездки на ярмарку.

Эдикт Пия завершает кульминацию антиеврейской политики римских пап, хотя Рим оставался под властью Ватикана ещё до 1870г. с перерывами на периоды наполеоновского правления и революции 1848-1849г.г.

Если рассматривать политику Ватикана в целом на протяжении веков, то явственно обнаружатся две линии. С одной стороны, тяжёлое идеологическое давление в форме постоянного осуждения и принижения религиозной практики евреев и социально – экономическое - в форме их гражданского бесправия и многочисленных запретов на профессии и экономическую деятельность. Эта идеологическая устремлённость создавала группу отверженных людей, которые хотя не подлежали физическому уничтожению, были осуждены на бессрочное каторжное существование, как нераскаянные преступники. Культивировалось презрение, смешанное с некоторым снисхождением, а иногда и ненависть. С другой стороны, католическая церковь упорно стремилась этих презренных потомков богоубийц обратить в христианство и таким образом приобщить к последователям истинной религии, уничтожить духовно и, хотя и неосознанно, - этнически. Христианская церковь активно обращала в свою веру язычников и пыталась обратить мусульман. Язычники в подавляющем большинстве открыто не сопротивлялись и христианство приняли, а мусульмане за свою религию воевали, и насильно подвергнуть их крещению оказалось невозможно. Их было много, и они в массе жили на других землях, а не были вкраплены в чужие страны как евреи. Хотя евреи не занимались прозелитизмом, католическое духовенство всё-таки опасалось, что их вера может привлечь недостаточно стойких христиан. Страх в сочетании с враждой, восходящей к евангельской истории, привёл к прочной юдофобии, которая разными способами должна была избавить мир от чуждого племени, стойко сопротивлявшегося преследованиям и соблазнам.

Крещение евреев в западноевропейских странах происходило по-разному. В Италии относительно более мирным путём, чем в других странах. Только на Юге под испано-французским влиянием оно было кровавым. В государствах Средней и Северной Италии, в том числе в Риме, церковь соблазняла, обманывала, иногда прибегала к насилию, но бескровному. Воздействовала она и на отдельных людей и на общину в целом.

Настоящее наступление на евреев с целью заставить их отречься от иудаизма началось в 40г.г. XVI в., когда был утверждён Орден иезуитов. Иезуиты стали действовать очень активно, именно они добились согласия папы открыть в разных городах Дома для новообращённых. Особенно впечатляющим было большое здание в Риме, построенное в 1635г. возле церкви Мадонна деи Монти. Дома содержалось за счёт общины, но евреям был запрещён любой контакт с будущими неофитами внутри гетто или на улицах города ни по торговым, ни по семейным делам, нельзя было подходить к их Домам ближе установленного расстояния. Перед крещением будущие неофиты были заключены в эти Дома, там с ними всё время занимались священники, готовившие их к торжественному обряду. Крещение обставлялось очень пышно, в одном из больших соборов, часто в присутствии папы.

Кто и каким образом попадал в эти дома? Добровольно туда приходило очень немного евреев. Искренно обратившихся к христианству, главным образом из-за его эстетической привлекательности – совсем мало. Остальные либо из-за выгоды, которую сулила церковь, либо осуждённые общиной за какие-нибудь серьёзные проступки. Чтобы увеличить число неофитов, духовные лица пускались на хитрость. По заявлению двух христиан, что некий иудей, им знакомый, желает на самом деле обратиться в христианство, но не решается, папская полиция хватала его и отвозила в Дом будущих неофитов, а оттуда его уже не выпускали. Особая опасность подстерегала детей.

Достаточно было разрешения отца, без согласия матери, чтобы ребёнка крестили; если же отца не было в живых, - то деда или бабки по отцовской линии, чтобы ребёнок отобрали у матери и совершили обряд крещения. Более того, христианская няня могла тайно крестить ребёнка, потом заявить об этом и крещение считалось узаконенным. Но тяжелее всего страдали жители гетто, когда полиция хватала всю семью, родителей вместе с детьми, иногда совсем маленькими и запирала в Доме для неофитов на 40 дней. Там детей содержали отдельно от родителей и старались воздействовать на тех и на других. Взрослых убеждали, а детям давали сласти и игрушки, ласково с ними обращались и обещали счастливую жизнь. Если через сорок дней родители отказывались принять христианство, их отпускали, но детей им не возвращали, утверждая, что те готовы принять святое крещение. Больше родителей к детям не допускали. Так в 1604г. схватили римского раввина Иошуа Аскарелли с женой и детьми в возрасте от 4 до 12 лет. Через сорок дней его и жену отпустили, а детей сумели соблазнить привлекательными вещами и лакомствами и удержали в Доме. Иногда родители не могли вытерпеть разлуки и принимали крещение. Ужас царил в гетто, люди замирали в страхе, не зная, на чью семью обрушится несчастье. За новообращёнными строго следила инквизиция и если обнаруживала, что они тайно придерживаются иудейства, то предавала суду, и их приговаривали к костру.

Так католическое духовенство воздействовало на отдельных людей, одновременно оно старалось влиять на всю общину. Для этой цели членов общины принуждали слушать еженедельные проповеди.

Насильственное слушание проповедей заменило такие же насильственные публичные диспуты между раввинами и католическими духовными лицами, не оправдавшие себя. Впервые решил это ввести в обиход в 1278г. папа Николай III и поручил эту обязанность доминиканцам. Но по настоящему Ватикан прибёг к этой мере воздействия во второй половине XVI в. Как мы указывали, упорядочил эти слушания в двух буллах в 1577 и 1584г.г. папа Григорий XIII. Было установлено, что проповеди должны читаться в церкви, находящейся поблизости от синагоги каждую субботу после полудня, и обязана присутствовать по очереди треть членов общины старше 12 лет. Проповедь читалась на тему главы из Торы, излагавшейся в соседней синагоге, но, разумеется, интерпретация её была совершенно другой. В Риме эти проповеди читались без перерыва два с половиной века. В часовне Санта Тринита де’ Пелегрини с 1592г. собиралось одновременно триста человек мужчин и сто женщин. На их вынужденное шествие приходили поглядеть христиане, смеялись, отпускали оскорбительные грубые шутки. Благодаря этому, девушек впоследствии освободили от хождения в церковь, освободили и подростков до 18 лет. Кто были проповедники? Французский философ Мишель Монтень был в 1580г. в Риме присутствовал на проповеди в упомянутой часовне и сделал заметки в своём дневнике. Из них мы узнаём, что проповедником был бывший раввин из Феца Иосеф Царфати, который после крещения принял имя Андреа дель Монте по фамилии своего крёстного отца папы Юлия III. Проповедник хорошо знал Танах и другие книги и держал против своих собратьев остроумную и очень резкую речь, смешивая итальянский и еврейский языки.

Так же вели себя и другие проповедники, большая часть которых тоже были крестившиеся евреи, они оскорбляли своих соплеменников, а те презирали их, тем более что должны были оплачивать их проповеди. Вообще аудитория старалась не слушать проповедь, люди громко разговаривали, шумели, При входе у подневольных слушателей проверяли уши, не заложена ли в них вата. Наиболее ловкие старались ускользнуть из часовни (об этом тоже упоминает Монтень). Такой метод убеждения – проповедь пополам с бранью не был эффективным. Он не вызывал ни страха, ни интереса. Гораздо сильнее действовали антиеврейские проповеди на христиан.

Особенно проявляли рвение, разжигая юдофобию, минориты, речь о которых уже шла. Нападая на ростовщичество евреев, они одновременно прибегали к ложным наветам, издевались над синагогой, обрядами и, в конечном счете, над иудейской религией. В отдельных случаях, их проповеди приводили к тяжёлым последствиям. Как упоминалось к кровавому навету в 1475г. в Тироле, в городе Тренто. Францисканский монах Бернардино да Фельтре предсказал ужасное злодеяние евреев перед Песахом. Действительно в это время было найдено тело двухлетнего младенца Симоне Унфердорбен и местных евреев обвинили в ритуальном убийстве. Схватили группу евреев, и один человек 80-летний старик под пыткой признался в содеянном. Папа Сикст IV, (о нём в этой связи говорилось) направил в Тренто послание в защиту евреев, но было поздно: 13 человек уже были казнены. Больше ритуальных процессов не зафиксировано, но слухи в разные города ползли, и отдельные жертвы, в частности в городе Риме, оказались. И это несмотря на защиту разных пап, начиная с Иннокентия III. Других проявлений массовой кровавой юдофобии в Италии не наблюдалось, отдельные случаи убийства евреев в погромы не перерастали. Но юдофобия проявлялась в разных городах другими способами.

Горожане выражали своё отношение к евреям, разрешая себе глумиться над ними. Более всего это было распространено в Риме, где жители ещё со времён Римской Империи были особенно привержены к далеко не гуманным зрелищам. Известно, например, что в XIII веке римляне развлекались тем, что сажали старого еврея в пустую бочку, и сталкивали с горы. Внизу, когда бочку открывали, внутри почти всегда находили бездыханного человека. Чтобы избавить своих стариков от этой кровавой потехи евреи с 1312г. стали платить дань. Самое подходящее время для развлечений был карнавал. На площади Навоны, одной из красивейших площадей Рима, устраивалась так называемая сарацинская игра: сражались врукопашную борцы, сидя на спинах у евреев, как на ослах. С середины XV века на карнавалах стали устраивать упоминавшиеся уже «шутейные бега». В течение восьми дней должны были поочерёдно состязаться в беге ослы, буйволы, старики, дети, юноши, евреи и какой-нибудь простой люд, - по выбору. Они бежали определённое расстояние от Кампо деи Фиори до Кастель Сант’ Анджело. Вначале для евреев ничего особо оскорбительного не было, просто они, как и все бегуны, угождали пошлому вкусу толпы, но со временем это зрелище превратилось в глумление над ними: распорядители выбирали среди евреев толстых стариков, насильно их кормили и заставляли бежать почти нагишом. Только в середине XVII века эти издевательские бега отменили, но общине пришлось платить «выкуп». В первый день карнавала раввин и должностные лица общины обязаны были приходить к Капитолию и там воздавать честь и вручать некую сумму денег сановникам. Главный из них Сенатор подтверждал покровительство общине, ставил ногу на шею раввину и давал ему лёгкий толчок. Только в середине XIX века эту традиционную церемонию отменили. На карнавале римлян развлекало ещё одно представление. По городу разъезжали большие повозки, называемые «Джудиата». В них ехали карикатурные еврейские маски, распевавшие скабрезные песенки и разыгрывавшие непристойные мимические сценки.

В XVII-XVIII в.в. община обращалась к инквизиционному трибуналу с просьбой запретить это оскорбительное для евреев шутовство. Но высокое учреждение хотело хоть чем-то угодить простому люду и решительных мер не принимало. В 1709г. в Риме проездом оказался польский князь Александр Собесский и попросил папу Клемента XI специально для него устроить представление на повозке «Похороны еврея», которое очень смешило римских простолюдинов. Клемент согласился, правда, при условии, что представление будет происходить в частном саду, возле Тринита деи Монти. Но ворота оставили открытыми, и в сад хлынул огромный приток зрителей. В дальнейшем, хотя папская полиция и ограничивала эти представления, их всё же разыгрывали.

Оскорбительными для евреев были не только представления, происходившие во время карнавала.

После венчания нового папы процессия с его каретой и сопровождавшей свитой двигалась по городу от собора св. Петра к Латеранскому собору св. Иоанна. Население приветствовало его по пути следования, но при этом каждая корпорация, каждое религиозное братство, городской район, иностранные гости высокого ранга, евреи должны были стоять на определённом месте. Евреям было отведено место между Колизеем и Титовой аркой нарочно, чтобы напоминать им об их поражении и гибели Сиона. Раввин – так ему было приказано - подходил к карете, протягивал папе свиток Торы, а тот произносил слова благословения Ветхому Завету и слова поношения современным евреям.

Во время папской аудиенции представителю еврейской общины полагалось целовать папе ногу, а, начиная с папы Урбана VIII – место, где стояла папская нога.

Все эти оскорбительные действия, унижающие евреев в стране, где им жилось относительно терпимо, раскрывают глубинную трагичность их положения: христиане стремились их уничтожить не только физически, но и духовно, лишить права называться людьми. Но этого достичь никому не удалось, евреи погибали, мучились и продолжали жить своей жизнью. Унижения они выдерживали, потому что внутренне были уверены, что их религия, их законы, их образ жизни выше, чем у окружающей «гойской» чужой «варварской» среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: