Заочное отделение
Заочная форма обучения
№ п/п | Тематический план | Лекции | Практические занятия | Лабораторные работы | Самостоят. работа |
1. | Литература ХХ века: постмодернизм. Западная литературно-критическая мысль ХХ века. Творчество крупнейших зарубежных писателей, анализ основных произведений. Проблемы поэтики зарубежной литературы. Русско-зарубежные литературные связи. Проза Латинской Америки. «Магический реализм» и особенности мифотворчества у разных писателей. Рассказы Х.Л. Борхеса: человек и философская модель вселенной. Х. Кортасар: борхесовский приём и новая содержательная доминанта в его рассказах. Роман «Игра в классики»: «человек играющий» между одиночеством и единением мира. Романы А. Карпентьера («Царство земное», «Век Просвещения»): «чудесная реальность» континента. Г.Г. Маркес: «Сто лет одиночества», художественное пространство Макондо. | ||||
2. | Японская литература в контексте литературного процесса ХХ века. Позиция писателя в японской литературе – авторская безучастность. Своеобразие художественного мышления и художественного языка японских писателей. Творчество Ясунари Кавабата. Связь поэтической прозы Кавабата с национальной традицией японской литературы. Философский характер рассказов. Воплощение эстетического идеала писателя в образах природы. Понятие «сатори». Творчество Юкио Мисимы. Эстетическая концепция писателя. Проблема главного героя. Элементы автобиографии в творчестве Мисимы. Роман «Золотой храм» как эстетический манифест писателя. Понятие Прекрасного (Красоты) в романе, его абсолютизация, анализ сущности Прекрасного. Образ Золотого Храма как символ и средоточия красоты и гармонии мироздания. Смерть и Красота. Творчество Кобо Абэ.Сочетание западного экзистенциализма и национальной философской традиции в романе «Женщина в песках». Метафизический и социальный смысл романа. Проблема выбора («бегство – проблема духа»). Человек и природа. | ||||
4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
1. Введение. Литература ХХ века: постмодернизм. Западная литературно-критическая мысль ХХ века. Творчество крупнейших зарубежных писателей, анализ основных произведений. Проблемы поэтики зарубежной литературы. Русско-зарубежные литературные связи. Эстетика и менталитет XX века. Человек как объект философского анализа (позитивистские, психоаналитические, теологические концепции).
2. Постмодернизм как культурологическая категория и тип творческого видения. Характерные черты современного литературного процесса. Неомифологизм; возродившийся на новом этапе развития литературы интерес к мифу и использование мифологических образов и сюжетов. Создание новых синкретических жанров: романа-мифа, драмы-мифа, поэмы-мифа. Мифологические аллюзии и реминисценции. Уподобление текста произведения мифу. Литературная игра на стыке между иллюзией и реальностью. Ее функция – вывести читателя «за пределы обычной жизненной колеи», освободить от законов и правил жизни, создать «улегченную условность» (М. Бахтин). Миф как один из аспектов в создании жанра интеллектуального романа. Принцип «текст в тексте». Приоритет стиля над содержанием. Разрушение и уничтожение фабулы. Фрагментарность сюжета. Форма записок. Нарушение принципа связности текста. Обновление языка за счет изменения синтаксиса. Проблема автора и наблюдателя (рассказчика). Проблема героя, утратившего цельность. Расщепление героя (термин Д. Затонского). Характер: герой-интроверт, аутист, живущий по своим нравственным законам и следующий своей логике жизни.
|
|
3. Литература Франции второй половины XX века.
Общая характеристика литературы второй половины ХХ века. 70 – 90-е гг как «эра пустоты», потребительства. Творчество Ж. Перека («Вещи»).
Мифотворчество Мишеля Турнье (1924) – одного из первых писателей постмодернизма. Обращение к «началам», к природному. Разрушение стереотипов сознания в романе «Пятница, или Лимб Тихого океана» (1967). Художественное исследование современного мира посредством неомифа. «Робинзон Крузо» Д. Дефо как претекст романа М. Турнье. Роман «Пятница …» - литературный миф о Робинзоне. Влияние Ж.-П. Сартра, Г. Башляра, К. Леви-Стросса на концепцию мира и человека в произведении М. Турнье. «Пятница …» как роман-концепция.
Творчество Робера Мёрля (1908). Сосуществование во французской литературе реалистического направления и нереалистических течений. Динамика жанра романа в творчестве Р. Мерля. Реалистический роман «Смерть – мое ремесло». Роман-хроника «За стеклом» (1970). Роман-аллегория «Мальвиль» (1977), «Мадрапур» (1979). Истинность и ложность цивилизации в романе «Мальвиль». Неоруссоизм и идея «патриархальной демократии». Две формы социальной организации Мальвиль и Ла Рок. Роман «Мадрапур» - использование фантастики, сатирической инверсии в романе. Приемы детективного жанра. Метафорический смысл романа. Категория времени и ее восприятие человеком. Экстремальность ситуации как способ самораскрытия персонажей. Система символов в романе. Центральный символ – круг. Философско-этические темы в произведении. Авторская позиция и способы ее выражения. Трансформация реалистического метода повествования.
Психологические романы Ромена Гари (Эмиль Ажар) (1914-1980). «Жизнь впереди» (1975), «Воздушные змеи» (1980), «тотальный роман» «Обещание на рассвете» (1960), «Жизнь и смерть Эмиля Ажара» (1981). Сюжет и жанр произведения. Жанр и сюжет, особенности героя Р. Гари и способы его воплощения. Ромен Гари как теоретик литературы: его концепция «тотального романа».
4. Литература Великобритании
Английский роман второй половины ХХ века: следование викторианской традиции; использование жанра детектива, невозможность открытого финала, вымышленные герои на историческом фоне.
Творчество Питера Акройда (1949). Традиционные сюжеты в постмодернистской интерпретации. Отражение разных типов современного сознания - технократического и гуманитарного. Стилизация и пародирование в творчестве. Особенности иронии. «Роман культуры» «Завещание Оскара Уайльда» (1983). Трактовка исторического образа Оскара Уайльда, сочетание факта и вымысла. Интертекстуальность прозы. Особенности сюжетно-композиционной организации в романах «Дом доктора Ди» и «Процесс Элизабет Кри» (1996). «Повесть о Платоне» (2000). Культурологическая усложненность прозы. Роль аллюзий, цитаций, исторических реминисценций. Особенности постмодернистской стилистики. Многослойность прозы. Сложная организация романного времени и пространства.
|
|
«Экспериментальный» роман Джулиана Барнса (1946) «История мира в 10 ½ главах» («расфокусированность» композиции, особенный взгляд на историю). Творчество Антонии Сьюзен Байет (1936). Жанровое разнообразие произведений. Художественные особенности (стилизация викторианского повествования, «документальность», «литературность», др.). Дилогия «Ангелы и насекомые» как метафора современной жизни. Диалогичность произведений в составе дилогии. Основная тема. Постструктуралистский роман Антонии Байетт «Джин в бутылке из стекла «соловьиный глаз» (1994). Особенности стиля произведений (орнаментальность), роль реминисценций. Проблема центрального героя, способы его характеристики. Тематика, проблематика. Дальнейшие тенденции английской литературы – оскудение тематики (80-е гг.), поток «массовой» литературы. Кадзуо Исигуро (1954) как один из ведущих английских писателей японского происхождения. Роман «Остаток дня» («На исходе дня») - самый «английский» роман конца ХХ века. Особенности менталитета и их воплощение в эстетике художественной формы.
5. Литература Германии
Характеристика постмодернистского романа в Германии. Миф и неомиф в германской литературе.
Криста Вольф (1929). Философские и нравственные проблемы истории в творчестве. Притчевость повествования. Роман «Кассандра». Социально-исторический контекст эпохи. Деконструкция и актуализация мифа. Путь духовного прозрения Кассандры. Особенности концепции в романе. Особенности мифологем (политические). Изображение механизма тоталитарного общества через миф. Трансформация античного мифа и особенности его интерпретации в романе «Медея». Аллегоризм и символизм повествовательной манеры.
Стефан Гейм (1913). Пародирование библейского мифа и социалистических идеологем в романе «Агасфер». Образ Вечного Жида. «Агасферовский» сюжет в контексте фаустовской проблематики. Неканоническая история Христа. Трехслойная композиция романа: библейские времена, период Реформации, XX век. Мотивация бунта Люцифера. Две концепции человека. Переосмысление и пародирование. Гете. Оппозиция «Паулус фон Эйцен – Фауст». Изображение 2-х систем (капиталистической и социалистической), 2-х философий (материалистической и идеалистической), 2-х мироощущений (атеистического и религиозного). Зигфрид Байфус – пародийная модификация социалистического Фауста XX века. Особенности поэтики.
|
|
Патрик Зюскинд (1949). Пьеса «Контрабас» (1984). Особенности повествовательной манеры (юмор, внимание к языку, стилю, монологичность повествования). Автобиографическая «Повесть о господине Зоммере» (1991). Особенности героев произведений Зюскинда («маленькие люди» - аутисты). Обращение к историческому материалу как средству осознания проблем современности в романе «Парфюмер. История одного убийцы» («Аромат»). Изображение Франции XVII века как царства Разума. Пансион мадам Гайар – воплощение абсолютной рассудительности, правильности. Способы воздействия и манипулирования сознанием. Образ Жана Батиста Гренуя. Синтетичность образа. Формирование героя в духе жажды власти, желание стать великим. Проблема безумно-разумного. Формула тоталитаризма. Причины формирования монстра. Метафора запаха. Рассказ «Голубка». Интертекстуальность прозы П. Зюскинда.
6. Литература Италии
Итало Кальвино (1923-1985). Деконструктивизм в литературе. Проблема интерпретации текста: к вопросу об «истинном» смысле художественного произведения. Отражение сознания интеллекта в современном мире. Проблема морального раздвоения человека. Нравственно-этическая проблематика романов. Философское осмысление исторического развития, социального прогресса. Использование парадоксально-фантастических ситуаций и условно-исторического материала. Отражение процесса творчества в романе «Если однажды зимней ночью путник» (1979). Проблемы текста, его восприятия, интерпретации и их решение в деконструктивистском романе-«ловушке» (определение Кальвино). Автор как комментатор и действующее лицо. Диалектика отношений между Писателем и Читателем. Многослойность повествования. Интеллектуализм прозы. Особенности поэтики.
7.Литература США
Произведения современных американских писателей в «литературном» ряду американской литературы: традиции и новаторство.
Тим О'Брайен (1946). Обращение к реалиям современной жизни, к теме войны в романе «На Лесном Озере» (1994). Роман-палимпсест Т. Корагессана Бойла «Восток есть Восток» (1990). Особенности поэтики романа. Эми Тан. Роман «Клуб радости и удачи»: особенности жанровой формы, способ выражения авторского «я».
8. Славянские литературы
Милан Кундера (1929) (Чехия). Постмодернистский деконструктивистский роман «Бессмертие» (1992 – пер. на русс. яз.) как «роман, рождённый из жеста», «роман возможностей». Основные темы романа: тема бессмертия, тема Истории, тема Гёте. «Литературность» произведения. Милорад Павич (Сербия), роман «Хазарский словарь» как роман-энциклопедия, словарь, кроссворд. Мифологическая модель мира в постмодернистском произведении М. Павича. Версификация как основа построения текста произведения. Интенциональность и интертекстуальность постмодернистских произведений.
9.Литература Испании
Артуро Перес-Реверте (1951). Игра как способ бытования в постмодернистском тексте: роман «Клуб Дюма, или Тень Ришелье» (1993). Авторские маски в романе. Аллюзивность и цитатность текста (Дюма, Конан Дойл, Кристи, др.). Литературность ситуаций в романе. Тема состязания в романе кино и литературы. Роль иллюстраций в произведении.
ЛИТЕРАТУРА ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
Литература ХХ века: постмодернизм. Западная литературно-критическая мысль ХХ века. Творчество крупнейших зарубежных писателей, анализ основных произведений. Проблемы поэтики зарубежной литературы. Русско-зарубежные литературные связи. Латиноамериканская литература открытие ХХ века. Отражение жизни континента в творчестве А. Карпентьера, М.А. Астуриаса, Х. Кортасара. Хорхе Луис Борхес (1899 – 1986). Аргентина. Духовные, эстетические, философские взгляды писателя. Интеллектуальное влияние западноевропейской культуры. Философские рассказы Борхеса «Вавилонская библиотека», «Сад расходящихся тропок», др.: поиски метафор реальности, образ парадоксального мира, культурологические парадоксы, интеллектуальная метафоричность. Роль аннотаций, справок, цитат, фрагментов. Повторяемость мифологем, сюжетных ходов, вариативность метафор, парабол, ассоциаций. Мотив лабиринта, зеркала. Тема книги и творческого труда.
Габриэль Гарсиа Маркес (1928). Колумбия. Художественные поиски Маркеса. Тема судьбы латиноамериканского континента в романе «Сто лет одиночества». Тема одиночества и мифологема одиночества. Проблема национального самосознания. Макондо – земля обетованная. Время историческое и время мифологическое. Тема смены поколений и цивилизаций. Родовые и общечеловеческие закономерности в хронике жизни семейства Буэндиа. Особенности поэтики романа: соединение возвышенного и низменного, комического и трагического, «карнавализация».
ЛИТЕРАТУРА ЯПОНИИ
Японская литература в контексте литературного процесса ХХ века. Два типа литературы: «инь» и «янь». Традиционные жанры японской литературы (моногатари, никки, дзуйхицу, хокку, танка). Позиция писателя в японской литературе – авторская безучастность. Своеобразие художественного мышления и художественного языка японских писателей.
Ясунари Кавабата (1899 – 1972) «как выразитель сути японского мышления». Связь поэтической прозы Кавабата с национальной традицией японской литературы. Философский характер рассказов. Воплощение эстетического идеала писателя в образах природы. Поэтизация природы как совершенной красоты и органического единства мира. Понятие «сатори». Роль недоговоренности, намеков у Кавабата.
Юкио Мисима (1925 – 1970). Эстетическая концепция писателя. Проблема главного героя. Элементы автобиографии в творчестве Мисимы. Роман «Золотой храм» как эстетический манифест писателя. Понятие Прекрасного (Красоты) в романе, его абсолютизация, анализ сущности Прекрасного, его влияния на личность, разрушение Прекрасного. Образ Мидзогути. Процесс «таяния», «сокращения» героя. Образ Золотого Храма как символ и средоточия красоты и гармонии мироздания. Смерть и Красота.
Кобо Абэ (1924 – 1993). Обостренный интерес писателя к психологии героев. Сочетание западного экзистенциализма и национальной философской традиции в романе «Женщина в песках». Метафизический и социальный смысл романа. Основные символы (вода, песок, мужчина, женщина). Взаимоотношения человека и социума. Ники Дзюмпэй – «человек-песчинка». Проблема выбора («бегство – проблема духа»). Человек и природа. Варианты интерпретации названия романа.
4.3. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ – не предусмотрен
5.1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Название | Автор | Вид издания (учебник, учебное пособие) | Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц | Кол-во экз. | Место хранения | |
основная | ||||||
1.История зарубежной литературы ХХ века | Абузова Н. Ю. | учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] | Барнаул, 2009 | Неограниченный доступ | Локальная сеть вуза https://esb.general.uni-altai.ru/EBooks/83/abuzova/index.htm>. | |
2.История зарубежной литературы второй половины XX века | Яценко В. М. | учебник | М.: Флинта: Наука, 2012. - 309 с. | Б-ка АлтГПА | ||
3. Зарубежная литература XX века | под ред. И. В. Кабанова | практические занятия Рекомендовано УМО | М.: Флинта, 2009. - 472 с. | ЭБС https://www.biblioclub.ru/94680_Zarubezhnaya_literatura_XX_veka_Prakticheskie_zanyatiya.html | ||
дополнительная | ||||||
1.Западноевропейская литература XX века | Шервашидзе В. В. | учебное пособие | М.: Флинта: Наука, 2010. - 267 с. | Б-ка АлтГПА | ||
2. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. | Луков В. А. | учебное пособие Рек. УМО | М.: Академия, 2006. – 511 с. | Б-ка АлтГПА | ||
3.Зарубежная литература, XX век | под общ. ред. Н. П. Михальской | практикум | М.: Дрофа, 2007. - 271 с. | Б-ка АлтГПА | ||
4.Зарубежная литература ХХ века | под ред. И. В. Кабановой | практические занятия: учебное пособие для студентов вузов Рек. УМО | М.: Флинта: Наука, 2007. - 471 с. | Б-ка АлтГПА | ||
5. Зарубежная литература ХХ века | под ред. В. М. Толмачёва | учебное пособие | М.: Академия, 2003. - 632 с. | Б-ка АлтГПА | ||
6.Зарубежная литература ХХ века (1917-1945) | под ред. В. Н. Богословского, З. Т. Гражданской | учебник | М.: Просвещение, 1979. - 431 с. | Б-ка АлтГПА | ||
7. Зарубежная литература ХХ века: (1917-1945) | сост.: Н. П. Михальская, Г. Н. Храповицкая, В. А. Луков | хрестоматия: учебное пособие | М.: Просвещение, 1986. - 400 с. | Б-ка АлтГПА | ||
8. Зарубежная литература ХХ века: (1945-1980) | [сост.: Н. П. Михальская и др.] | хрестоматия: учебное пособие | М.: Просвещение, 1986. - 368 с. | Б-ка АлтГПА | ||
9.История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. | Луков В. А. | учебное пособие Рек. УМО | М.: Академия, 2008. – 511 с. | Б-ка АлтГПА | ||
10.Зарубежная литература конца ХIХ-начала ХХ века: в 2 т. Т. 1 | [В. М. Толмачев, А. Ю. Зиновьева, Г. К. Косиков] | учебное пособие | М.: Академия, 2007.- 304 с. | Б-ка АлтГПА | ||
11.Зарубежная литература конца ХIХ-начала ХХ века: в 2 т. Т. 2 | [В. М. Толмачев и др.] | учебное пособие | М.: Академия, 2007.- 393 с. | Б-ка АлтГПА | ||
12. Постмодернизм | Усовская Э. А. | учебное пособие | Минск: ТетраСистемс, 2006. — 252 с. | Б-ка АлтГПА | ||
13. Зарубежная литература XX века. 1940-1990 годы | Лошакова Т. В., Лошаков А. Г. | практикум: учебное пособие | М.: Флинта: Наука, 2010. — 325 с. | Б-ка АлтГПА | ||
14.Западноевропейская литература ХХ века | Шервашидзе В. В. | учебном пособии | М.: Флинта, 2010. - 135 с. | ЭБС https://www.biblioclub.ru/57631_Zapadnoevropeiskaya_literatura_KhKh_veka.html | ||
15. Зарубежная литература ХХ века (1940-1990 гг.) | Лошакова Т. В., Лошаков А. Г. | практикум, учебное пособие | М.: Флинта, 2010. - 326 с. | ЭБС https://www.biblioclub.ru/57992_Zarubezhnaya_literatura_KhKh_veka_1940_1990_gg_praktikum_uchebnoe_posobie.html | ||
5.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Изучение дисциплины обеспечивается:
· программой в электронном варианте;
· тестами в электронном варианте;
ЭК НПБ АлтГПА https://library.uni-altai.ru/;
· Электронная библиотека диссертаций РГБ https://diss.rsl.ru/ (доступ в НПБ АлтГПА);
· ЭБС «Университетская библиотека онлайн» https://www.biblioclub.ru/ (доступ свободный при регистрации в НПБ АлтГПА);
· Программное обеспечение: Microsoft Word, браузер Internet Explorer;
· Справочно-поисковые системы: Yandex, Google, Rambler.