Лекция №1.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА
Учебно-методический комплекс модуля
Кафедра литературы
Высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Не предусмотрена.
Детально содержание дисциплины «История зарубежной литературы», модуль «История зарубежной литературы (новейшее время)» раскрывается в УМК (https://www.uni-altai.ru/list/list.php?iddis=1004), в котором представлены:
Аннотация
Рабочая учебная программа дисциплины
Тематика лекционных занятий
Планы практических занятий
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Контрольные вопросы и задания
Образец текущего тестового задания
Задания к контрольной работе
Вопросы к зачету / экзамену
Образец итогового теста
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050301.65 – Русский язык и литература.
|
|
Утверждена на заседании кафедры 18 сентября 2012 г., протокол № 1.
Программу составили:
Н.Ю. Абузова, кандидат филологических наук, доцент.
«Алтайская государственная педагогическая академия»
История зарубежной литературы (новейшая зарубежная литература)
Специальность
050301.65 Русский язык и литература
Ведущий лектор: Абузова Н.Ю., к.филол.н., доцент
Барнаул
Тема: Введение.
Особенности литературного процесса в зарубежных литературах середины ХХ века
Эстетика и менталитет XX века. Человек как объект философского анализа (позитивистские, психоаналитические, теологические концепции).
Тема: Постмодернизм как художественный метод и литературное направление
Постмодернизм как культурологическая категория и тип творческого видения. Характерные черты современного литературного процесса. Неомифологизм; возродившийся на новом этапе развития литературы интерес к мифу и использование мифологических образов и сюжетов. Создание новых синкретических жанров: романа-мифа, драмы-мифа, поэмы-мифа. Мифологические аллюзии и реминисценции. Уподобление текста произведения мифу. Литературная игра на стыке между иллюзией и реальностью. Ее функция – вывести читателя «за пределы обычной жизненной колеи», освободить от законов и правил жизни, создать «улегченную условность» (М. Бахтин). Миф как один из аспектов в создании жанра интеллектуального романа. Принцип «текст в тексте». Приоритет стиля над содержанием. Разрушение и уничтожение фабулы. Фрагментарность сюжета. Форма записок. Нарушение принципа связности текста. Обновление языка за счет изменения синтаксиса. Проблема автора и наблюдателя (рассказчика). Проблема героя, утратившего цельность. Расщепление героя (термин Д. Затонского). Характер: герой-интроверт, аутист, живущий по своим нравственным Постмодернизм – особая мировоззренческая концепция и → форма художественного видения мира.
|
|
ПМ возникает как альтернативное массовой литературе нереалистическое литературное направление (основание).
На современном этапе развития литературной науки принято выделять (условно!) 3 этапа развития ПМ: 60-е гг.; 70 -е гг. 80 -е гг (краткая характеристика каждого этапа).
ПМ как определённая историческая фаза в развитии культуры, а иногда и доминанта культуры, осмысливается видными культурологами ХХ века: Р. Бартом, Ж. Дерридой, М. Фуко, Ж.- Ф. Лиотаром, Л. Фидлером и другими учёными. В отечественном литературоведении наиболее полное представление о специфике ПМ, его основанных понятиях и категориях даёт энциклопедический справочник «Современное зарубежное литературоведение» (1996), а также книги И. Ильина «Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм» (1996) и «Постмодернизм. От истоков до наших дней» (1998). ПМ вызвал в отечественной критике неоднозначные и противоречивые оценки. Полемика на страницах литературно-критических и литературно-художественных журналов – «Вопросы литературы» и «Иностранная литература».
Интернациональноый характер постмодернизма. Мировоззренческий аспект ПМ. Реальность культуры (текст культуры) и «мир как текст» (примеры).
Формальный уровень постмодернизма (приёмы)(многоуровневая организация текста, дискретность, приём игры, мистификации, др.)
Особая структура образа автора («авторской маски»), проблема точек зрения и субъектно-объектных отношений в тексте. Различные способы интертекстуальности. Формы литературной интертекстуальность могут быть различными (переработка тем и сюжетов, использование аллюзий, реминисценций, явная и скрытая цитация, парафраза, пародия, стилизация, др.). Интертекстуальность, паратекстуальность,гипертекстуальность, метатекстуальность, архитекстуальность.
2. Эссе как жанр-лидер ПМ