Лекция № 3 Роман «Воздушные змеи» (1979)

Тема: Литература Франции второй половины XX века.

Общая характеристика литературы второй половины ХХ века. 70 – 90-е гг как «эра пустоты», потребительства. Творчество Ж. Перека («Вещи»). Однако новый этап в жизни общества породил проблему соотношения потребительского общ-ва и подлинной человечности, несовместимости меркантильных устремлений с духовными ценностями. В литературной жизни выделились авторы, которые привлекали читательскую элиту: Анри Труайя («Семья Эглетьер», 1965 – 1967), Морис Дрюон (автор цикла исторических романов «Проклятые короли», 1955 – 1960), Франсуаза Саган (автор романов и пьес о любви, например, «Немного солнца в холодной воде», «Здравствуй, грусть», «Сиреневое платье Валентины», «Любите ли вы Брамса?»), Ромен Гари. В этом широком контексте возникают пр-я, которые фиксируют не только «вечное» в человеке, но и характерные особенности мировосприятия и поведения человека «потребительской» цивилизации. Таков роман Жоржа Перека (1936 – 1982) «Вещи» (1965). Это пр-е называют характерным документом эпохи и определяют как эмблему потребительства и утраты духовных идеалов. «Вещи» - это роман воспитания, только воспитание здесь выливается в постепенную нивелировку человеческой личности, подведение её под всеобщий стандарт. Это воспитание «наоборот», оно не подразумевает развития личности. Герои романа – молодые супруги Жером и Сильвия. Кредо героев - отстать, оно достигается через приобретение вещей. Вещи, выставленные в витринах магазинов, стали властителями дум героев, так как именно они определяют статус кво человека.

Творчество Робера Мёрля (1908). Сосуществование во французской литературе реалистического направления и нереалистических течений. Динамика жанра романа в творчестве Р. Мерля. Реалистический роман «Смерть – мое ремесло». Роман-хроника «За стеклом» (1970). Роман-аллегория «Мальвиль» (1977), «Мадрапур» (1979). Истинность и ложность цивилизации в романе «Мальвиль». Неоруссоизм и идея «патриархальной демократии». Две формы социальной организации Мальвиль и Ла Рок. Роман «Мадрапур» - использование фантастики, сатирической инверсии в романе. Приемы детективного жанра. Метафорический смысл романа. Категория времени и ее восприятие человеком. Экстремальность ситуации как способ самораскрытия персонажей. Система символов в романе. Центральный символ – круг. Философско-этические темы в произведении. Авторская позиция и способы ее выражения. Трансформация реалистического метода повествования.

В 60-е годы наблюдается кризис тех теорий, в центре которых стоит человек. На смену экзистенциализму приходит структурализм. Он возникает в лингвистике, но распространяется на все гуманитарные области и воспринимается ими не только как метод, но и как мировоззрение – универсальное объяснение всех явлений природы и общества. Приёмы структурализма находят своё воплощение в модификации «нового романа» - «новейшем романе» конца 60- начала 70-х гг. на таком литературном и общественном фоне развивается творчество Робера Мёрля (1908) (до 1969 г. РМ – профессор филолог. ф-в в Алжире, Тулузе, Руане, Нантре). Он начинает своё тв-во в 1952 г. романом «Смерть – моё ремесло», в 1970-м г. появляется роман-отклик на студенческие волнения во Фр «За стеклом». Начиная с 1970-го года из-под пера РМ каждые два года выходит новая книга. Тематический круг писателя широк: тема войны, обесчеловечивания человека, молодёжная тема, тема современности, тема истории. РМ ориентируется на достижения литературы классического реализма, поэтому в его творчестве закономерны новые формы воплощения принципов этого метода.

В 1979 г. выходит роман РМ «Мадрапур». Философско-этические проблемы в романе и приёмы детективного жанра. Символический смысл реалистической ситуации.

Метафора круга. Мистификация.

Психологические романы Ромена Гари (Эмиль Ажар) (1914-1980). История литературного имени. РГ – современник экзистенциалистов, «новых» романистов, «школы письма». Однако он занял в современном ему литературном процессе независимую позицию. «Жизнь впереди» (1975), «Воздушные змеи» (1980), «тотальный роман» «Обещание на рассвете» (1960), «Жизнь и смерть Эмиля Ажара» (1981). Сюжет и жанр произведения. Жанр и сюжет, особенности героя Р. Гари и способы его воплощения. Ромен Гари как теоретик литературы: его концепция «тотального романа. Константные черты мировосприятия РГ. Основные тенденции его произведений. Условное деление романов РГ на 2-е группы: 1) «пикарескный» роман (плутовской) (пример: «Пляска Чингис-Кона», «Леди Л.», «Европа»); 2) «лирический» роман («Европейское воспитание», «Большая раздевалка»). РГ предложил по отношению к собственным романам оригинальную концепцию «тотального романа (пояснение). Главный творческий принцип РГ.

Роман «Обещание на рассвете» (опубл. в 1960г). как ключевой текст РГ. В литературной науке он чаще всего определяется как автобиографический роман. Традиционные признаки жанра автобиографии.

В центре романа два главных героя – двойник писателя Роман Касев, от чьего имени ведётся повествование, и мать Романа - Нина Борисовская.

Основные темы романа (тема расставания, тема творчества, тема памяти). Два обещания героя.

Роман «Воздушные змеи» (1979). Роман имеет посвящение: «Во славу памяти». Категория памяти в романе. 2-а аспекта памяти. Память – это св-во не только ума, но и души. Между двумя видами памяти происходит постоянное взаимодействие: историческая память переходит в личную и наоборот. Связь мотив памяти с образами двух героев: Амбруаза Флери и Людовика.

Метафора воздушных змеев.

Роман РГ – роман-мечта, роман-сказка. Прочность хрупкого (мечты, любви, красоты, надежды) стремится продемонстрировать автор.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: