Отечественные политико-правовые учения в период укрепления абсолютизма

Одним из первых теоретиков абсолютизма в России был священнослужитель Феофан Прокопович (1681 - 1736). Он призывал сочетать «два земные пособия - природу и науку; и два свыше даруемые: катехизисное знание веры христианской и серьезное убеждение в божественности Священного писания». Он резко критиковал католическую церковь за преследование научных открытий; осуждал саму мысль о превосходстве духовной власти над светской; обосновывал неограниченную монархию; утверждал, что республики могут существовать лишь на небольшой территории. Главное политико-философское произведение Прокоповича «Правда воли монаршей во определении наследника державы своей...» написано в обоснование принятого Петром I указа (1722 г.), определявшего право императора назначать наследника престола. Этот выбор Прокопович обосновывал доводами из Священного писания (право родителей называть детей, «отметающих наставления»), ссылками на Гроция, на Устав Юстиниана (применение к публичному праву институтов частного права, регулирующих семейные отношения наследования).

Василий Никитич Татищев (1686 - 1750) был государственным, деятелем, организатором горного дела на Урале, географом, историком, ученым, внесшим вклад в развитие сфер науки. Татищев - сторонник теории естественного права; осуждал папскую власть за преследование ученых. Договор вообще рассматривался Татищевым, как основа всякого государства, в т.ч. монархического. Но формы правления зависят от объективных условий: местоположения, территории, населения. Демократия осуществима только в маленькой области; представленная система - признак аристократии, применима в, защищенных (островных) от врагов странах с просвещенным народом: Венеция а также Швеция и Англия (смесь монархии, демократии и аристократии). Татищев мечтал о внедрении в систему органов власти в России неких представительных дворянских учреждений, чтобы наладить должное законодательство. Различает он естественные и гражданские (положительные) законы.

Для Татищева сословное деление обусловлено исторически сложившимся разделением труда, предопределившим правовое положение каждого из сословий. Оправдание привилегий дворянства - в государственной службе. В то же время он считал введение крепостного права ошибкой Бориса Годунова, однако выступил против его отмены, чтобы «большего вреда не принести».

Практическое отношение Татищева как идеолога дворянства к крепостничеству выражено в его «Кратких экономических до деревни следующих записях» (1742 г.)

Татищев неоднократно выступил за обновление законодательства и тщательную подготовку знаков.

Одним из первых идеологов промышленников и купцов был Иван Тихонович Посошков (≈ 1652(55) - 1726). Он написал несколько произведений, в т. ч. «Книгу о скудности и богатстве» (1724), в которой излагается программа действия абсолютизма, какой ее хотело видеть купечество. Все надежды возлагаются на царя: «Мы же монарха своего почитаем яко Бога». Посошков — сторонник тотальной государственной регламентации многих сторон производства и быта. Не выражал сомнений в необходимости привилегий дворянства, но делал упор более на его обязанности. Выступал за сохранение крепостного права, но предлагал меры для защиты крестьян от разорения помещиками. «Царство воинством расширяется, а купечеством украшается».

19.3. Политико-правовые учения второй половины XVIII в.

Говоря об идеологии просвещенного абсолютизма, следует особо отметить первые годы правления Екатерины II, использовавшей для укрепления государственного строя ряд идей Просвещения. Для Уложенной комиссии (1767) был подготовлен «Наказ», в котором прослеживается влияние философов Просвещения, особенно Монтескье и Беккариа. В «Наказе» содержались ряд декларативных положений, неосуществимых в крепостнической стране: равенство граждан, общие законы, уверенность граждан в безопасности... Тем не менее Екатерина II подчеркивала: «Пространное государство предполагает самодержавную власть в той особе, которая оным правит... Всякое другое правление не только было бы России вредно, но в конце разорительно». Беглое замечание Монтескье о беспорядках, связанных с освобождением сразу большого количества рабов в Др. Риме, в «Наказе» превращено в рассуждение о невозможности законодательной отмены крепостного права: «Не должно вдруг и через узаконение общее делать великого числа освобождение».

(Исторический материал: деятельность Уложенной комиссии и Вольного экономического общества).

... Особенностью феодально-аристократической идеологии были, попытки использовать идеологию Просвещения для критики абсолютизма с реакционных позиций. Видным представителем последних был князь Михаил Михайлович Щербатов (1733 - 1790). Он доказывал «химеричность равенства состояний»; прославлял наследственность дворянства; оспаривал возможность предоставления крепостным прав на имущество; отрицательно относился к просвещению народа; одновременно критиковал хаотическое состояние российского законодательства, неустроенность правосудия. В произведении «Путешествие в землю Офирскую господина С. шведского дворянина Щербатов изложил свой идеал - кастовое рабовладельческое общество и тоталитарное олигархическое государство.

Проявлением политико-правовых идей просветительства и либерализма можно считать издание с конца 60-х г. XVIII в. различных журналов. Девизом журнала «Всякая всячина» (1769 -1770) (негласно руководила императрица) было намерение, вселить человеколюбие в сердца и души помещиков и смягчить страдания крепостных». Особое место среди издателей того времени «занимал Н.Н. Новиков (1744 - 1818)— издатель журналов «Трутень», «Живопись» и др. Его сатира была весьма острой, а за связь с масонами он был заключен в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет, но через 4 года был освобожден Павлом I.

В 1768 г. отставной военный, секретарь одного из департаментов Сената Яков Павлович Козельский (1728 - после 1793) опубликовал свои «Философские предложения» - подобие хрестоматии с «полезными для человеческого рода истинами». Он воспроизвел идеи о договорном создании государства; признал наилучшим то общество, где «одни люди не могли призирать и утеснять других».

Многие крупные землевладельцы отличали невыгодность крепостничества. Один из первых дворянских либералов князь Д.А. Голицын (1734 - 1803) писал: «Пока существует крепостное право. Российская империя и наше дворянство, предназначенные тому, чтобы быть богатейшими в Европе, останутся бедными». Он предлагал освободить крестьян за выкуп и без земли. Враждебно отнесся к французской революции.

В числе первых представителей либерализма буржуазного типа в России был профессор Московского университета Семен Ефримович Десницкий (~ 1740 - 1789). Он связывал развитие общества, государства и права с хозяйственным бытом народов. Историю человечества делил на 4 этапа: охотничий, пастушеский, земледельческий, коммерческое состояние.

Десницкий написал «Представление о учреждении законодательной, судебной и наказательной власти в Российской империи» (30 февр. 1768 г.). Особенность изложений идей в том, что предлагается не «разделение властей», а реформа подчиненных неограниченному монарху учреждений, осуществляющих, законодательную, судебную и исполнительную функции. Поскольку развитие коммерции требует все большего количества законов для их подготовки при монархе безотлучно должно состоять специальное учреждение — Сенат. Учреждение «судебной власти» мыслилось как упорядочение- системных профессиональных судей и организация суда присяжных. «Наказательная власть» должна осуществляться воеводами, ведающими местами заключения, исполнением приговоров, сбором подушных и пошлин. Законодательная власть принадлежит монарху.

«Многие народы опытом дознали, что лучше не иметь иных знаков, нежели имея, не использовать».

«Нет возможности без нарушения спокойствия государства дать оным земледельцам права и преимущества».

В плане изложения темы возможно упомянуть о политико-правовой идеологии крестьянских движений. Проявлением царистских иллюзий стало появление десятков самозванцев. Пугачев также выступал от имени Петра Ш, в манифестах провозглашал освобождение от крепостного гнета и жаловали «землями, возами, лесами, рыбными ловлями, покосами, хлебом, верою и законом вашим...»

В 1790 г. управляющий Петербургской таможней Александр Николаевич Радищев (1749 — 1802) отпечатал в собственной типографии и выпустил в свет книгу «Путешествие из Петербурга в Москву; за что Палатой уголовного суда был приговорен к смертельной казни, замененной ссылкой в Илимский острог на 10 лет. Теоретической основой политико-правовых взглядов Радищева были идеи естественного права и общественного права и общественного договора, наиболее радикальные концепции Просвещения. Большая часть книги - картина беспросветного произвола и беззакония, издевательств помещиков и чиновников над крестьянами. Радищев доказывал несостоятельность крепостничества с позиций теории естественного права; резко выступал против самодержавия; мечтал о республиканском строе в России. (Анализ глав книги). В 1801 г. Радищеву было разрешено вернуться в Петербург, где он был привлечен к работе в законодательной комиссии, созданной Александром I. Под угрозой новых преследований Радищев покончил с собой.

Таким образом, в рассматриваемый период твердо определилась характерная и для последующею времени программная проблематика политико-правовых учений. Центральными стали проблемы крепостничества и самодержавия. На основе разного отношения к этим проблемам идеологов различных сословий сложилось несколько течений политико-правовой идеологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: