Буржуазные политико-правовые учения

Господствующим направлением буржуазной юриспруденции оставался юридический позитивизм, получивший наиболее широкое обоснование в книге немецкого юриста Карла Бергбома «Юриспруденция и философия права» (1892 г.)

«Приверженец естественного права должен отказаться от права позитивного; кто не хочет отказаться от позитивного права, должен отбросить естественное. Любое дуалистическое учение о праве является с точки зрения практической юридической жизни невозможным». Сущность любого права состоит в том, что оно действует.

Вся теория юридического позитивизма базировалась на предположении, что государство является правовым, однако это предположение неоднократно опровергалось практикой. Сколь ни велика заслуга юридического позитивизма в обосновании законности и правопорядка, проблема прав человека была им отвергнута вместе с теорией естественного права, а сам человек в праве признавался лишь «физическим лицом», наделённым «субъективными правами», выводимыми из текстов законов, а не из природы самого человека.

Ещё раз подчеркнём, что, опираясь на философский позитивизм Огюста Конта, Карл Бергбом выступает напротив «метаюридических» принципов и идей, учением о «народном духе» исторической школы права, всеми теми доктринами, которые пытаются исследовать не реальное (действующее), а предполагаемое или желательное право. Впрочем, на началах юридического позитивизма строились также концепции рада либеральных государствоведов, анализирующих и комментирующих институты публичного права на основе формально - догматической методологии.

Известным представителем этого направления был французский государствовед Адемар Эсмен (1848 - 1913). Итак, Эсмен - представитель юридической школы государствоведения, отождествляющий государство с правопорядком, с системой государственно-правовых норм; разграничивающий государствоведение и социологию.

То, что конституционное право и социология имеют реальные области знания, - Эсмен утверждает в книге «Общие основания конституционного права» (1895 г.). Он дает абстрактное определение государства: «Государство есть юридическое олицетворение нации: оно является субъектом и воплощением общественной власти». По Эсмену современное представительное государство служит всему обществу: Национальный суверенитет - это в правовом смысле, отрицание всякой классовой системы». Наряду с этим Эсмен приветствовал партийную деятельность и «образование двух больших партий - одной консервативной, другой прогрессивной, предназначенных поочерёдно сменять одна другую во власти». Эсмен придавал очень большое значение индивидуальным правам, считал, что они ограничивают права государства, но не требуют от него никаких положительных услуг (жертв в пользу граждан). Поэтому Эсмен был против провозглашения права материальное обеспечение, права на образование, труд и т.д.

«Депутат, раз избранный, должен для выполнения своей миссии находиться вне влияния своих избирателей». Своеобразно он понимал и всеобщее избирательное право (без женщин, за высокий имущественный ценз, ценз оседлости...)

Таким образом, юридический позитивизм соответствовал повседневным правовым интересам развивающегося гражданского общества, но не отвечая на рад острых социальных проблем. Попытку применить некоторые идеи социологии к учению о праве и государстве предпринял известный немецкий юрист Рудольф Иеринг (1818- 1892). Считая недостаточными «юриспруденцию понятий», формально-догматический подход к праву, Иеринг в своей книге «Цель в праве» (т 1, 1872г.) стремился дать современным ему праву и государству социологическое обоснование. Центральным понятием его теории является понятие интереса выраженного в праве.

«Право есть система социальных целей, гарантируемых принуждением»; «право есть совокупность жизненных условий общества в обширном смысле, обеспечиваемых внешним принуждением, т.е. государственной властью». Иеринг считал, что частная собственность вытекает из природы человека. Он отмечая: «Деньги - истинный апостол равенства, - там, где рёчь идет деньгах, смолкают все социальные, политические, религиозные и национальные предрассудки и различия».

Социалистические построения Иеринга сводились к рассуждению, что все члены современного ему общества солидарны в своих интересах и преследуют общие цели; соответственно и право он определял как выражение «всеобщих интересов», «осуществленное партнёрство индивида с обществом».

В работе «Борьба за право»(1872) Иеринг утверждал, что право не всегда выражало интересы общества. Он критиковал мнение исторической школы права (Савиньи, Пухта), что право развивается мирно и безболезненно. По Иерингу путь права - кровавый. Но это в прошлом. Современную ему борьбу за право Иеринг толковал как защиту существующего права от нарушений.

«Право в объективном смысле - есть совокупность применяемых государством правовых принципов, законный распорядок жизни; право в субъективном смысле - конкретное воплощение абстрактного правила в конкретном правомочии личности».

«Борьба за право есть поэзия характера». «С того момента, когда право отказывается от своей готовности к борьбе, оно отказывается от самого себя».

«Государство есть общество, которое принуждает»... «Наклонность государств к расширению, завоевания - суть протест общества против его географического ограничения».

«Лишь там, где государственная власть сама подчиняется предписанному ею порядку, приобретает последний окончательную правовую прочность»...

Многие юристы обращают внимание на уязвимые места в учении Иеринга. Например, если субъективное право тождественно охраняемому интересу, то, сохраняется ли оно при утрате интереса? Недостаточно убедительным представлялось также обоснование связанности государства правом ссылками на «разумность политики» носителей верховной власти.

Наряду с «юриспруденцией интересов» разрабатывались и другие концепции буржуазного правоведения. Своеобразную попытку соединить формально - догматическое понимание государства и права с социологией предпринял немецкий государствовед Георг Елинек (1851 - 1911). По его концепции право является компромиссом между различными противоречащими друг другу интересами. Также власть и право в их социальном аспекте должны истолковываться психологически, поскольку все явления общественной жизни имеют массово-психологический характер. Общество, по Еллинеку, «означает совокупность проявляющихся во внешнем мире психологических связей между людьми». «Государственная власть должна - не считая переходных эпох - опираться на убежденность народа в ее правомерности, что применимо ко всякой форме государства, не исключая и неограниченной монархии».

«Вся наша современная культура основана на убеждении, что власть государства имеет свои границы, что мы — не подчиненные безгранично всемогущей власти государственные рабы».

(Подробнее см.: уч. Лейста с. 494-497).

Большое внимание проблемам политико-правовой теории уделялось в социологических концепциях философских позитивистов. Наиболее видный из них - Герберт Спенсер (1830 - 1903) - был очень популярен в Англии, США и др. Основная его работа - «Система синтетической философии» (1862 - 1896). Спенсер рассматривая общество как своеобразный организм, сложный агрегат, развивающийся по общему закону эволюции. «Эволюция есть переход от определенной, связной разнородности, сопровождающий рассеяние движения и интеграцию материи».. Общество взаимодействует с окружающей средой (с природой и другими обществами), испытывает на себе влияние этой среды, в результате складывается государство. На основе защиты от различных врагов, по теории Спенсера, сложился воинственный тип социальной организации. Этот военный тип обществ постепенно сменяется промышленным, основанным на взаимодействии общества с природой (индустриальная деятельность). «Промышленный тип» основан на равенстве, свободных договорах, частной инициативе, на «естественном распределении» благ по справедливости. «Промышленный тип еще не достиг полного развития»; более того, по «закону ритма» в ряде стран «начался обратный процесс: процесс усиления господства общества (над индивидом)».

В нашумевшей статье «Человек против государства» (1884г. в русском переводе - «Грядущее рабство», «личность и государство») Спенсер осуждал нараставшую тенденцию государственного вмешательства в общественные отношения под предлогом улучшения условий жизни каких - либо социальных слоев.

Причину несостоятельности государственного социализма и коммунизма Спенсер видел в таких недостатках человеческой природы, как любовь к власти, честолюбие, несправедливость, нечестность. «Такой политической алхимии, с помощью которой можно было бы превращать олово инстинктов в золото поступков, не существует». Все попытки ускорить прогресс человечества с помощью административных мер ведут лишь к возрождению учреждений, свойственных низшему (т.е. военному) типу общества; «пятятся назад, желая идти вперёд».

«Никакой прогресс не может осуществляться без усовершенствований в характере, происходящих от мирного труда». Спенсер надеялся, что в будущем сложится более высокий тип общества, при котором продукты индустрии будут использоваться не для военных целей или увеличения материального благосостояния, а для выполнения высших деятельностей. Тогда же сложится «Союз всех высших представителей цивилизации» и завершит развитие природа человека, личные желания которого будут совпадать с интересами всего общества». Спенсер обосновал и программу пацифизма, подчеркнув, что «постоянный мир неизбежно поведет к социальным улучшениям всякого рода».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: