double arrow

По отношению к религии, церкви и верующим

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ

Глава XXVIII

АТЕИЗМ И РЕЛИГИЯ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Раздел шестой

Научные основы политики КПСС в области религиозных отношений. Вся политика КПСС в религиозном вопросе основана на марксистско-ленинском материалистическом понимании сущности религии, ее социальной роли, исторических, социальных и гносеологических корней, обусловливающих ее существование, путей ее постепенного исчезновения в процессе общественного развития. Основные принципы, определяющие эту политику, были выдвинуты К. Марксом и Ф. Энгельсом в ходе создания ими теории научного коммунизма. В. И. Ленин защитил и развил эти принципы в ходе подготовки и осуществления Великой Октябрьской социалистической революции и в первые годы строительства социализма в нашей стране. В ленинском атеистическом наследии, прежде всего в работах, специально посвященных проблемам теории научного атеизма и практической деятельности партии в религиозном вопросе («Социализм и религия» — 1905 г., «Об отношении рабочей партии к религии» — 1909 г., «Классы и партии в их отношении к религии и церкви» — 1909 г., «Духовенство и политика» — 1912 г., «Предложения к проекту постановления Пленума ЦК РКП(б) о пункте 13 программы партии» — 1921 г., «О значении воинствующего материализма» — 1922 г.), а также в других трудах по философским, экономическим и политическим проблемам содержится целостное учение об отношении коммунистической партии к религиозной идеологии и практике, к религиозным организациям и их руководящим центрам, к широким массам верующих. Изучение этих работ позволяет выделить четыре важней-

ших принципа политики партии в области религиозных отношений. Это — непримиримость марксизма и религии, единство атеистов и верующих в борьбе за социальный прогресс, подчинение атеистической пропаганды задачам борьбы за коммунизм, свобода совести.

Непримиримость марксизма и религии. Марксистское научно-материалистическое мировоззрение является прямой противоположностью религиозному идеалистическому миропониманию, которое, будучи искаженным отражением действительности, мешает верующим трудящимся видеть свои действительные классовые интересы и пути преобразования мира в соответствии с этими интересами.

В. И. Ленин так определил причины негативного отношения марксистов к религиозной идеологии: «...и в силу нашего научного, материалистического мировоззрения, чуждого всяких предрассудков, и в силу наших общих задач борьбы за свободу и счастье всех трудящихся мы, социал-демократы, относимся отрицательно к христианскому учению»]. Эти ленинские слова характеризуют отношение марксистов ко всякой религии.

Будучи фантастически искаженным отражением окружающей действительности, религия препятствует распространению научных знаний о законах развития и путях преобразования мира. И, борясь за распространение марксистских идей, стремясь вовлечь широкие массы в борьбу за новое общество, коммунисты, естественно, заинтересованы в освобождении масс от религиозных предрассудков. «Наша программа вся построена на научном и, притом, именно материалистическом мировоззрении. Разъяснение нашей программы необходимо включает поэтому и разъяснение истинных исторических и экономических корней религиозного тумана. Наша пропаганда необходимо включает и пропаганду атеизма...»2 — писал В. И. Ленин.

Научная программа преобразования общества может быть построена только на базе диалектико-материалистического мировоззрения. Поэтому примирение марксизма и религии означало бы сведение марксистской программы построения общества, свободного от классового угнетения, до уровня неосуществимых социальных утопий, которых история знает множество. Именно научный

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 15. С. 157.

2 Там же. Т. 12. С. 145.

характер марксистской программы служит гарантией ее реального осуществления.

Когда после поражения революции 1905—1907 гг. русские оппортунисты вслед за оппортунистами II Интернационала объявили ненужной борьбу с религией, а отношение к религии — частным делом каждого члена социал-демократической рабочей партии, для партии безразличным, В. И. Ленин в статье «Об отношении рабочей партии к религии» детально разъяснил и обосновал марксистское понимание указанного лозунга 3.

В этот же период В. И. Ленин подверг резкой критике богостроительство — проповедь соединения социализма и религии, с которой выступили некоторые партийные интеллигенты, отошедшие от марксизма в годы реакции, последовавшие за поражением революции. Богостроители рассматривали религию как систему нравственных идеалов, без которой не может существовать человеческое общество. Они пытались создать новую религию, «социалистическую религию без бога», которая могла бы быть соединена с марксизмом и стала бы организующей силой строительства социализма. Эта проповедь на деле означает отказ от научного, диалектико-материалистического мировоззрения и была поэтому решительно осуждена летом 1909 г. Совещанием расширенной редакции большевистской газеты «Пролетарий» как «течение, порывающее с основами марксизма, приносящее по самому существу своей проповеди, а отнюдь не одной терминологии, вред революционной социал-демократической работе по просвещению рабочих масс...»4. Реакционная сущность богостроительства убедительно показана В. И. Лениным в книге «Материализм и эмпириокритицизм», в ряде статей и в письмах А. М. Горькому в 1908 и 1913 гг.

Ленинская критика попыток примирения марксизма с религией полностью сохраняет свое значение и сегодня. В ходе исторического развития общества происходят определенные изменения как в содержании религиозной идеологии, так и в религиозном сознании рядовых верующих. С одной стороны, церковь приспосабливается к новым условиям и перестраивает свою пропаганду применительно к настроениям масс верующих. С другой стороны, верующие трудящиеся принимают все более активное участие в прогрессивных движениях современности. При этом они стараются согласовать свое поведение с религиозными представлениями о мире. Спекулируя на этих фактах, современные ревизионисты типа Р. Гароди пытаются пересмотреть оценку социальной роли религии, данную К. Марксом в работе «К критике гегелевской философии права. Введение».

Неправильные представления о социальной роли религии распространены и среди части неверующих в на-

3 См. там же. Т. 17. С. 423.

4 КПСС в резолюциях и решениях... Т. 1. М., 1970. С. 276-277.

шей стране, что приводит их к примиренческому отношению к религии, а иногда и к участию в религиозных обрядах.

Этот факт имеет определенные объективные предпосылки. За годы Советской власти неузнаваемо изменились экономика, социальные отношения, культура, весь образ жизни народа. Улучшение условий жизни населения. рост образования и духовной культуры, распространение естественнонаучных и общественно-политических знаний позволили большинству советских людей полностью освободиться от религиозных предрассудков, владевших сознанием масс в дореволюционное время и на первом этапе строительства социализма. Изменилась политическая ориентация религиозных организаций, модернизируется социальное учение церквей, религиозные проповедники выступают за примирение религии с наукой.

Отвечающая настроениям верующих трудящихся политическая ориентация религиозных организаций в условиях социалистического общества, стремление религиозных проповедников приблизить толкование религиозных заповедей к требованиям коммунистической морали, изменение облика современного верующего создают у людей, не обладающих серьезными знаниями в области научного атеизма, представление, что религия утрачивает свое негативное воздействие на жизнь верующих, а значит, и всего общества. Следствием этого является распространение среди неверующей части населения, в том числе среди молодежи и даже некоторой части комсомольцев, настроений индифферентизма — безразличия к борьбе с религиозными пережитками.

В социалистическом обществе религия уже не может быть орудием классового угнетения, ибо здесь нет антагонистических классов. Поэтому ее социальный вред не так очевиден, как в условиях эксплуататорского общества. В силу этого вопрос о вреде религиозных пережитков требует сегодня глубокой научной разработки. Пропагандист научного атеизма должен уметь убедительно показать, почему и в социалистическом обществе классическая Марксова характеристика религии как опиума народа «является краеугольным камнем всего мировоззрения марксизма в вопросе о религии». Здесь нельзя ограничиваться общими рассуждениями, а нужно показывать, что дает человеку научно-материалистическое мировоззрение. Нужно раскрывать связь ценностей ком-

мунистичеекой нравственности с верной мировоззренческой ориентацией, на конкретных фактах иллюстрировать разное влияние религии и атеистических убеждений на поведение человека. Заслуживают особого внимания сведения о людях, порвавших с религией. Например, проведенное В. С. Соловьевым обследование большой группы бывших верующих показало, что после отхода от религии их участие в социалистическом соревновании возросло почти в 4 раза5. По данным многих других исследований, среди верующих гораздо меньше людей, работающих творчески, социально активных, чем среди атеистов б. Подобно наркотику, религия затуманивает сознание верующих, мешает им ясно видеть интересы свои и общества, в полной мере развернуть свои творческие способности.

Именно на это и делает ставку зарубежная буржуазно-клерикальная пропаганда. Используя религиозные убеждения верующих, она стремится манипулировать их сознанием, ослабить идейно-политическое единство советского общества. Поэтому атеистическая пропаганда остается важной составной частью работы партии по коммунистическому воспитанию советских людей.

Победа Октября создала условия для осуществления систематической работы по атеистическому воспитанию населения нашей страны. И Коммунистическая партия широко использует новые возможности для борьбы против религиозного дурмана. В принятой VIII съездом РКП(б) в марте 1919 г. новой Программе партии говорилось (п. 13), что «партия стремится к полному разрушению связи между эксплуататорскими классами и организацией религиозной пропаганды, содействуя фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков и организуя самую широкую научно-просветительную и антирелигиозную пропаганду» 7.

Для успешного решения этой задачи необходимо было повысить активность членов партии в борьбе с религиозными пережитками, что, естественно, требовало укрепления их собственных атеистических убеждений. И ЦК РКП(б) в специальном постановлении «По вопросу о нарушениях пункта 13 Программы и о постановке антирелигиозной пропаганды» (1921 г.) потребовал, чтобы все члены партии порвали связь с церковью. К образованным членам партии предъявлялось требование активного участия в культурно-просветительной деятельности, направленной против религии, а с членами партии, доказавши-

5 См.: Соловьев В. С. Атеизм и формирование нового человека. Йошкар-Ола, 1979. С. 133.

6 См.: Королев В. В. Роль социальной активности в формировании атеистического мировоззрения // Вопросы научного атеизма. Вып. 13. М., 1972. С. 133.

7 КПСС в резолюциях и решениях... Т. 2. М., 1971. С. 49.

ми своей революционной борьбой преданность коммунизму, но сохранившими религиозную веру в силу недостаточного уровня образования, вести особую работу по формированию научного мировоззрения. Постановление ориентировало партийные организации на ведение серьезной научно-просветительной работы, задача которой «должна заключаться в том, чтобы на место религиозного миропонимания поставить стройную коммунистическую научную систему, обнимающую и объясняющую вопросы, ответы на которые до сих пор крестьянская рабочая масса искала в религии»8.

Важнейшей вехой в развитии атеистической работы явилась статья В. И. Ленина «О значении воинствующего материализма», в которой содержалась целостная программа дальнейшей борьбы с идеалистической идеологией, в какой бы форме — утонченно-философской или грубо религиозной — она ни проявлялась. В. И. Ленин призывал широко развернуть пропаганду научно-атеистических знаний, вести ее живо, конкретно, убедительно, чтобы заинтересовать массы «сознательным отношением к религиозным вопросам и сознательной критикой религии» 9.

Опираясь на ленинские указания, КПСС продолжала вести большую работу по атеистическому воспитанию населения. На улучшение этой работы был направлен целый ряд постановлений съездов партии и ее Центрального Комитета. Действенный импульс активизации борьбы с религиозными пережитками дало постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» (1954 г.). В постановлении осуждалось ошибочное мнение, что с ликвидацией классовой базы церкви отпала необходимость в активной атеистической пропаганде и религиозная идеология самотеком изживет себя. ЦК напомнил указание В. И. Ленина, что пропаганда атеизма, издание соответствующей литературы должны составлять одну из отраслей партийной работы10.

Большую роль в деле совершенствования атеистической пропаганды сыграло постановление ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» (1979 г.), в котором были вскрыты основные недостатки в идеологической работе. Большое значение имело и принятое июньским (1983 г.) Пленумом ЦК КПСС постановление «Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии», где отмечалось: «Необходимо активнее вести пропаганду научно-материалистических взглядов среди населения, уделять больше внимания атеистическому воспитанию. Шире вовлекать верующих в общественную жизнь, настойчивее внедрять советскую обрядность»11.

Необходимость совершенствования работы по атеи-

8 Там же. С. 279.

9 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 45. С. 27.

10 См.: КПСС в резолюциях и решениях... Т. 6. М., 1971. С. 502-507.

11 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14—15 нюня 1983 года. М., 1983. С. 72-73.

стическому воспитанию населения подчеркивается в документах XXVII съезда КПСС. Выступая с Политическим докладом ЦК, Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев решительно осудил «попытки представить в идиллических тонах реакционно-националистические и религиозные пережитки, противоречащие нашей идеологии, социалистическому образу жизни, научному мировоззрению»12. В новой редакции Программы партии атеистическому воспитанию отведено важное место в системе идейно-воспитательной работы. «Партия использует средства идейного воздействия для широкого распространения научно-материалистического миропонимания, для преодоления религиозных предрассудков, не допуская оскорбления чувств верующих»13. Соответственно этому в утвержденном съездом Уставе КПСС к членам партии предъявляется требование «вести решительную борьбу с любыми проявлениями буржуазной идеологии, частнособственнической психологии, религиозными предрассудками и другими чуждыми социалистическому образу жизни взглядами и нравами» (§ 2, п. «г»).

Едииство трудящихсяатеистов и верующихв борьбе за коммунизм. Основоположники марксизма, дав материалистическое объяснение истории общества, показали, что ее творцами являются народные массы. И чем глубже происходящие в обществе перемены, тем более широкие слои населения принимают участие в их осуществлении. «Вместе с основательностью исторического действия,—писал К. Маркс, — будет, следовательно, расти и объем массы, делом которой оно является»14. Развивая это «одно из самых глубоких и самых важных» положений историко-философской теории марксизма, В. И. Ленин научно обосновал возможность и необходимость участия в борьбе за свержение капитализма и в строительстве коммунистического общества трудящихся, еще находящихся под влиянием религии.

Социалистическая революция может быть осуществлена только путем массовой борьбы угнетенных, а в условиях капитализма большая часть трудящихся, угне-

12 Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. С. 54.

13 Программа Коммунистической партии Советского Союза: Новая редакция. С. 54.

14 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 2. С. 90.

таемых не только экономически, но и духовно, не в состоянии освободиться от религиозных предрассудков. Однако они видят, что Коммунистическая партия выражает интересы всех трудящихся, и участвуют в революционной борьбе, а затем и в строительстве нового общества. В канун революции, в 1916 г., В. И. Ленин писал: «Социалистическая революция в Европе не может быть ничем иным, как взрывом массовой борьбы всех и всяческих угнетенных и недовольных. Части мелкой буржуазии и отсталых рабочих неизбежно будут участвовать в ней — без такого участия не возможна массовая борьба, не возможна никакая революция...»15 И Коммунистическая партия строилась им как партия всего рабочего класса, призванная руководить на основе теории марксизма всем классом, а не только той частью, которая уже освоила научное, материалистическое мировоззрение.

Укрепление единства трудящихся независимо от их отношения к религии остается незыблемым принципом политики Коммунистической партии и после победы социалистической революции. Уже на пятом году существования Советской власти В. И. Ленин писал в статье «О значении воинствующего материализма», ставшей его философским завещанием: «...для успеха всякой серьезной революционной работы необходимо понять и претворить в жизнь, что революционеры способны сыграть роль лишь как авангард действительно жизнеспособного и передового класса. Авангард лишь тогда выполняет задачи авангарда, когда он умеет не отрываться от руководимой им массы, а действительно вести вперед всю массу. Без союза с некоммунистами в самых различных областях деятельности ни о каком успешном коммунистическом строительстве не может быть и речи» 16.

Противники коммунизма хотели бы видеть логическое противоречие между марксистской политикой сотрудничества с верующими и оценкой религии как консервативной идеологии, как опиума народа. Если религия является идеологией, воспитывающей у верующих пассивность, и к тому же служит орудием защиты интересов эксплуататоров, то как объяснить участие верующих в прогрессивных движениях, в особенности в коммунистическом?

15 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 30. С. 54.

16Там же. Т. 45. С. 23.

Никакого логического противоречия здесь нет. Религия действительно мешает росту социальной активности верующих, но она не является единственным фактором, определяющим их поведение. На формирование социальных убеждений верующих, на их поведение помимо религии оказывают влияние и другие факторы: политическая пропаганда разных классов, воспринятые ими нерелигиозные традиции, а главное — объективные условия их жизни, их классовые интересы. И процесс вовлечения верующих трудящихся в борьбу за социализм может предшествовать формированию у них научно-материалистического, атеистического мировоззрения. Часть трудящихся, прежде всего рабочих, порывает с религией и церковью до знакомства с марксизмом. Но многие, особенно из среды крестьян, воспринимают марксистскую политическую программу как отвечающую их интересам, оставаясь в общем мировосприятии религиозными. Они неизбежно пытаются дать религиозное толкование своим новым, прогрессивным политическим взглядам, и тот факт, что такое толкование научно несостоятельно, не является для марксистов основанием для отказа от сотрудничества с ними.

Что касается связи пропаганды религии с интересами эксплуататорских классов, то под влиянием марксистской пропаганды, под давлением политических настроений самих верующих трудящихся эта связь даже при капитализме может быть ослаблена, а в условиях социализма разорвана вовсе. Именно такая задача была поставлена в Программе партии, принятой ее VIII съездом.

Сегодня в нашей стране существует прочное идейно-политическое единство всего общества. Одним из проявлений этого единства является тот факт, что граждане, исповедующие те или иные религиозные верования, участвуют в общественной жизни, являются патриотами, своим трудом помогают строить коммунизм. И это участие само оказывает сильнейшее положительное воздействие на усвоение ими атеистического мировосприятия, а затем и научно-атеистических убеждений.

Подчинение борьбы с религией задачам борьбы за коммунизм. Уже из того факта, что миллионы верующих активно участвуют в борьбе за коммунизм, в других прогрессивных движениях современности, следует, что марксисты не могут считать самоцелью преодоление религиозных предрас-

судков. К. Маркс писал, что борьба против религии лишь косвенно является борьбой против тех общественных условий, которые порождают это иллюзорное отражение действительности 17.

Опираясь на марксистское понимание религии как искаженного отражения мира, В. И. Ленин подробно разработал вопрос о месте борьбы с религией в общей идейной борьбе пролетариата как в условиях капитализма, гак и после социалистической революции. Религия, конечно, мешает росту сознательности масс и вовлечению их в революционное движение, а в дальнейшем их активному участию в строительстве нового общества. Но, стремясь преодолеть это реакционное влияние, нельзя ставить на одну доску борьбу против угнетателей и борьбу против религиозных предрассудков, иначе борьба всех трудящихся против социального гнета, за построение свободного общества может быть подменена «политической войной против религии», в которой трудящиеся оказались бы по разные стороны баррикад, разделенные по признаку их отношения к религии. Поэтому, как писал В. И. Ленин в 1909 г., «атеистическая пропаганда социал-демократии должна быть подчинена ее основной задаче: развитию классовой борьбы эксплуатируемых масс против эксплуататоров»18.

В. И. Ленин учил решать все частные вопросы, касающиеся отношения партии к религии, с учетом практических целей, стоящих перед партией в политической и экономической области. В отредактированном В. И. Лениным постановлении Пленума ЦК РКП(б) (1921 г.), предъявившем к членам партии строгие требования в вопросе борьбы с религией, партийным организациям и органам печати предлагалось «не выпячивать этого вопроса на первое место, согласовать политику в данном вопросе со всей нашей экономической политикой...»19.

Примером такого подхода является решение нашей партией вопроса о приеме в ее ряды верующих.

Если ориентироваться только на задачу борьбы с религией, принимать верующих в коммунистическую партию никогда не следует, так как это затрудняет ведение атеистической работы. Ведь верующий в бога член партии не будет вести атеистическую пропаганду, да и сам

17См.: Маркс К., Энгаьс Ф. Соч. Т. 1. С. 414-415.

18 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 17. С. 419-420.

19 КПСС в резолюциях и решениях... Т. 2. С. 279.

факт наличия в партии верующих может быть использован как определенный довод за «полезность» или хотя бы безвредность религии. Однако в обстановке, когда участие в партии революционно настроенных и дисциплинированных, хотя и религиозных, людей было необходимо для усиления политических позиций партии, верующие могли быть приняты в коммунистическую партию, ибо это способствовало ускорению победы социалистической революции.

До революции страна была религиозной, грамотных рабочих было мало, и поэтому верующий член партии, подчинявшийся партийной дисциплине, достаточно активный, давал больший плюс для борьбы за социализм, чем тот минус для пропаганды атеизма, который приносило его принятие в партию. При этом независимо от того, есть ли в партии верующие, она продолжает вести работу по формированию научно-атеистических убеждений. И конечно, в первую очередь такая работа проводится внутри партии, с тем чтобы все ее члены повышали уровень своих знаний, в том числе и в области научного атеизма.

После революции трудящиеся стали хозяевами общества, получили доступ к образованию и начали массами отходить от религии. Поэтому уже в 1921 г. Пленум ЦК поставил вопрос о пребывании в партии тех, кто не порвал связи с церковью. В дальнейшем прием в партию лиц, отправляющих религиозные обряды, не разделяющих атеистических убеждений, был полностью прекращен. Как уже говорилось, действующий Устав партии требует от каждого ее члена участия в борьбе с религиозными пережитками.

Сегодня КПСС — передовой отряд всего нашего общества — насчитывает более 19 млн коммунистов. Имеется обширный контингент для пополнения партии среди людей, усвоивших не только социально-политическую программу, но и философское учение марксизма. Зачем же в передовой отряд теперь включать человека, который не порвал с религией? Отношение к религии для КПСС не есть частное дело, и она решает вопрос о пребывании в ее рядах верующих на основе своего Устава, исходя из стоящих перед ней экономических и политических задач.

Такой подход вытекает из марксистско-ленинского учения о сущности религиозного отражения мира, социальной роли религии и путях ее преодоления. Религия

есть фантастическое отражение действительности. Ее существование обусловлено наличием определенных социальных причин, без устранения которых преодоление религии невозможно. Поэтому и для успеха борьбы с религиозными предрассудками нужно сначала изменить порождающие их социальные условия. Уже в силу этого борьба против религии является задачей второго порядка по сравнению с задачами социально-экономическими и политическими. Поэтому размах и форма атеистической работы партии зависят от конкретных исторических условий. Партии чужд абстрактно-просветительский подход к пропаганде атеизма, когда борьба с религией ведется в отрыве от реальной общественно-политической обстановки, от социально-экономических условий.

* * *

Будучи тесно взаимосвязаны, дополняя друг друга, рассмотренные выше принципы образуют целостную систему. Поэтому, чтобы укреплять и расширять единство трудящихся в борьбе за коммунизм, чтобы успешно вести пропаганду научно-материалистического мировоззрения, ускоряя тем самым процесс отмирания религии, необходимо опираться на все ленинские принципы политики в религиозном вопросе в их единстве. Забвение любого из них неизбежно приведет к ошибкам и принесет вред делу коммунизма. В своем единстве они служат мощным орудием для коммунистических партий всех стран. Опираясь на них, коммунисты укрепляют единый фронт всех прогрессивных сил современности. Руководствуясь ленинскими указаниями, коммунисты противопоставляют всем попыткам наших противников посеять на религиозной почве рознь между трудящимися «спокойную, выдержанную и терпеливую, чуждую всякого разжигания второстепенных разногласий, проповедь пролетарской солидарности и научного миросозерцания»30.

30 Ленин В. И. Поли. собр соч. Т. 12. С. 147.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: