РАЗВИТИЕ МАССОВОЙ НЕРЕЛИГИОЗНОСТИ И АТЕИЗМА
Глава XXX
Социалистические преобразования -предпосылка и условие развития массовой нерелигиозности и атеизма. В докоммунистических формациях развитие атеизма выступало в форме отдельных тенденций, сторон духовной жизни общества и получало выражение во взглядах и действиях отдельных индивидов и групп. До совершения социалистической революции освободиться от религии удается лишь передовой части трудящихся. Этому способствует участие в классовой борьбе против эксплуататорского строя, за экономические, социальные и политические права. В. И. Ленин указывал, что объединенная, сознательная, организованная, планомерная классовая борьба, направленная к устранению социальных корней религии, приводит «христиан-рабочих к социал-демократии и к атеизму...». Однако в условиях эксплуататорского общества атеизм не может утвердиться в сознании всей массы трудящихся. Так как в этих условиях имеются глубокие социальные корни религии, последняя прочно держится «в отсталых слоях городского пролетариата, в широких слоях полупролетариата, а также в массе крестьянства»2.
Религия преодолевается в процессе устранения тех общественных отношений, которые с неизбежностью ее порождают и поддерживают, по мере исчезновения ее социальных корней. «...Когда общество, — писал Ф. Энгельс, — взяв во владение всю совокупность средств производства и планомерно управляя ими, освободит этим путем себя и всех своих членов от того рабства, в котором ныне их держат ими же самими произведенные, но противостоящие им. в качестве непреодолимой чуждой силы, средства производства, когда, следовательно, человек будет не только предполагать, но и располагать, — лишь тогда исчезнет последняя чуждая сила, которая до сих пор еще отражается в религии, а вместе с тем исчезнет и само религиозное отражение, по той простой причине, что тогда уже нечего будет от-
1 См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 17. С. 421.
2 Там же. С. 418-419.
ражать»3. В процессе перехода общества к социализму и коммунизму влияние религии постепенно ослабевает, а научно-атеистическое мировоззрение становится достоянием все более широких народных масс.
После победы Великой Октябрьской социалистической революции обеспечиваются политические и правовые гарантии, создается экономическая и социальная база, формируются духовные предпосылки развития атеизма. Рабочий класс, завоевав власть, создает государство нового типа, которое реализует на практике марксистско-ленинские принципы свободы совести, предоставляет не только право исповедовать любую религию, но и не исповедовать никакой религии, право быть атеистом, вести атеистическую пропаганду. В СССР ликвидирована частная и утвердилась социалистическая собственность, устранена эксплуатация человека человеком, развиваются социалистические общественные отношения. Проведены индустриализация страны, коллективизация сельского хозяйства, культурная революция, обеспечено решение национального вопроса. Сложилась новая социально-классовая структура общества — дружественные рабочий класс и крестьянство, социалистическая интеллигенция. Все более полно реализуются возможности управления социальными процессами. Возрастает роль народных масс, вовлеченных в активное созидание нового общества, растет их культурный, образовательный, духовный уровень. Получают широкое распространение научные знания, все большее влияние приобретает диалектико-материалистическое мировоззрение. В ходе построения коммунизма совершается, по словам Ф. Энгельса, скачок из царства необходимости в царство свободы. Освобождение от религиозности, усвоение атеистических взглядов все большим числом людей являются отражением их возрастающего господства над природными и общественными процессами, развития их свободы.
Важным субъективным фактором освобождения людей от влияния религии, утверждения и развития массового атеизма является воспитательная работа партийных, государственных, общественных организаций. Атеистическое воспитание представляет собой органическую составную часть коммунистического воспитания и неразрывно связано с его другими видами — трудовым, нравственным, патриотическим и интернациональным,
3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 330.