Архитектура первой трети XIX века
Период исключительного размаха русского градостроительства. Основное внимание обращается на возведение общественных — гражданских и административных зданий, строящихся с тем расчетом, чтобы формировать центр общественной жизни того или иного района города. Церковные и дворцовые сооружения оказываются подчиненными требованиям единой архитектурной композиции того городского района, в котором они размещены.
Развивается особая форма синтеза архитектуры и скульптуры; в стилистическом единстве с ними выступают декоративная живопись и прикладное искусство. Крупнейшие архитекторы первой трети века планируют для своих сооружений общий характер скульптурного и живописного декора, убранство интерьера: драпировки, мебель, светильники.
В сооружении подчеркивается объем здания, мощь гладких глухих стен. Отдельные элементы ордера укрупняются: колоннады, оконные проемы и арки порой получают гиперболизированное почти титаническое звучание. Стремясь к большей образной выразительности, архитекторы иногда отступают от ордерных форм.
|
|
В архитектуре высокого классицизма существенную роль играет цвет; она, как правило, двухцветна. Белые колоннады, лепнина, рельефы и статуи отчетливо выделяются на интенсивно окрашенном — желтом или сером - фоне оштукатуренных стен.
К концу рассматриваемого периода в архитектуре усиливаются черты величавости, праздничной торжественности.
Скульптура первой трети XIX века
Возрастает самостоятельность скульптуры в архитектурном ансамбле.
Сюжетный рельеф, скульптурная группа и статуя более, чем это было в конце XVIII века, обособляются от чисто декоративных мотивов скульптурного убранства; они обретают большую смысловую наполненность, раскрывая те идеи и представления, которые связаны с общественным назначением данной постройки.
Замкнутая в своем силуэте лепнина и заключенный в обрамление рельеф противопоставлены спокойной глади стен;
Круглая скульптура, часто водруженная на свободно стоящий постамент, тоже в свою очередь, контрастирует с компактностью архитектурного объема Все это подчеркивает монолитную мощь сооружения в целом. Богатый скульптурный декор строго подчинен единому смысловому и пластическому ритму, благодаря чему здание и его декор сливаются в единый образ.
Героические идеалы эпохи определили содержание скульптуры высокого классицизма. Стремление к возвышенному образному строю сочетается теперь с более обобщенной трактовкой формы. В скульптуре постепенно слабеют присущие XVIII веку чувственное ощущение поверхности предмета, «живописность» пластического решения. Особенной выразительности достигает теперь силуэт, замкнутый и четкий, подчеркнуты компактность объемной формы, лаконизм скульптурных масс.
|
|
Ведутся активные поиски героического и возвышенно-обобщенного образа.
Острое стремление сблизить искусство с жизнью, тесно связанное с общей демократизацией культуры этой эпохи. Эти искания шли в тесном взаимодействии с классицизмом и романтизмом.
Стремление передать натуру в ее реальном облике часто определяло главное в характере художественного образа.
В живописи классицизм проявил себя более всего в исторической картине, но больших достижений здесь не принес (Иванов).
В портретном искусстве активное развитие разнообразных форм дружеского, интимного изображения. Человек рисуется здесь в неповторимости своего душевного склада, порою — в повседневном облике, в тех чертах, которые наложила на него определенная жизненная обстановка (Кипренский, Тропинин, Венецианов и его ученики).
Отчетливы стремления к непосредственному изображению действительности в пейзаже (Щедрин).
Сложение — впервые в русской живописи — пейзажа национального (Венецианов и его ученики).
Становление бытового жанра как самостоятельного вида живописи. Бытовая тема утверждается в это время как изображение народной жизни, утверждается в раскрытии этической и эстетической значительности образа русского простолюдина (Тропинин, Венецианов и его ученики и последователи).